Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамическое направление в психотерапии 6 страница




Цели когнитивно-поведенческой психотерапии представляются следующим образом: 1) проведение функционального поведенческого анализа; 2) изменение представлений о себе; 3) коррекция дизадаптивных форм поведения и иррациональных установок; 4) развитие компетентности в социальном функционировании.

Основные принципы проведения психотерапевтического сеанса. Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в поведенческой психотерапии. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние).

Помощь в сборе информации оказывает наблюдение за поведением в естественных ситуациях и экспериментальных аналогиях (например, ролевой игре), а также вербальные сообщения о ситуациях и их последствиях.

Цель поведенческого анализа - функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование терапии и ее ход, а также учитывает влияние на поведение микросоциального окружения.

При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем.

1. Описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки. Улица, дом, школа - это чересчур глобальные описания. Необходимо более тонкая дифференцировка.

2. Отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки, определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем. Они нередко скрыты, поэтому на первом сеансе их трудно обнаружить даже опытному психотерапевту.

3. Выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение.

4.Наблюдать моторные (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физиологические поведенческие признаки. Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) мало применимо для последующей психотерапии. Необходимо качественное и количественное описание признаков.

5.Оценить количественные и качественные последствия поведения.

Другим вариантом функционального поведенческого анализа является составление мультимодального профиля (Лазарус) - специфически организованный вариант системного анализа, проводимый по 7 направлениям - BASIC-ID (по первым английским буквам: bechavior, affect, sensation, imagination, cognition, interpersonal relation, drugs - поведение, аффект, ощущения, представления, когниции, интерперсональные отношения, лекарства и биологические факторы). В практике это необходимо для планирования вариантов психотерапии и для обучения начинающих врачей-психотерапевтов методам когнитивно-поведенческой психотерапии. Использование мультимодального профиля позволяет лучше войти в проблему пациента, соотносится с многосевой диагностикой психических расстройств, дает возможность одновременно наметить варианты психотерапевтической работы.

Следующий пример иллюстрирует применение данного методического приема при проведении когнитивно-поведенческой психотерапии.

Элеонора А., 18 лет, студентка 1 курса, обратилась к психотерапевту с жалобами на раздражительность, повышенную мнительность, тревожность, появление неприятных ощущений в горле и страх подавиться пищей.

Наследственность психопатологически не отягощена. Родители в разводе в течение 3 лет. Ранний анамнез без особенностей. С детства у пациентки отмечались черты тревожно-мнительного характера, повышенное чувство ответственности. В 3-м классе после конфликта с учителем матерью замечен эпизод, когда девочка ощущала, что пища застревает в горле. Училась всегда хорошо, отличалась чувством долга и прилежанием.

10 и 11 классы заканчивала в Санкт-Петербурге, куда ее семья переехала из Казахстана. Жила у бабки с дедом в коммунальной квартире, где еще проживали и другие ее родственники. Испытывала большие трудности в учебе, проходя усиленную подготовку в математическом классе. Пыталась доказать одноклассникам, что она не хуже других, хотя и приехала из провинции. Практически все жизненные интересы сосредоточились на учебе. В конце 11 класса мать, завершив свои дела в Казахстане, также стала жить с ней вместе. Мать излишне опекала девушку, ходила с ней в музеи, в гости.

Поступила в Институт экономики и финансов на вечернее отделение. Вскоре после зачисления решила сдать на "отлично" первую сессию, чтобы перейти на дневное отделение (что удалось впоследствии осуществить).

В ноябре того же года ее физическое состояние ухудшилось. Перед приемом пищи (особенно хлеба и всех крошащихся продуктов: халвы, орехов и пр.) возникало внутреннее напряжение. Сосредотачивалась в основном на процессе еды, смотрела только на тарелку, не отвлекалась ни на разговоры, ни на что другое. Сам вид пищи или сорт мог вызвать неприятное ощущение напряжения в левой шейно-подчелюстной области по типу мышечного спазма, волновалась, если кто-то из родственников ел и разговаривал, боялась, когда мать ела семечки и не мыла руки, подходя к ней. Казалось, что шелушинки могли пристать к рукам матери и - потом каким-то образом "залететь" ей в горло. Понимала нелепость этих представлений, но справиться с ними не могла. Снизилось настроение. Просила врачебной помощи: "Иначе не могу так жить".

Функциональный поведенческий анализ установил следующие закономерности, отраженные в табл. 2. Мультимодальный профиль пациентки с обсессивно-компульсивным расстройством

Модальность Описание Возможные варианты психотерапии
Поведение Избегание общения из-за боязни продемонстрировать симптом Тренинг уверенного поведения, групповая психотерапия
Аффект Тревога, страх Исследование угрожающих последствий, парадоксальные приемы
Ощущения Чувство напряжения в шее Прогрессивная мышечная релаксация
Представления Навязчивое представление о возможности подавиться пищей Систематическая десенсибилизация
Когниции Иррациональные мысли о собственной малоценности, установки "долженствования" Работа с дисфункциональными мыслями, рефрейминг
Интерперсональные отношения Симбиотическая связь с матерью Семейная психотерапия
Медикаменты и биологические факторы Принимает транквилизаторы Снижение и полная отмена по мере успешного применения психотерапии

После подобного варианта изучения "поперечника поведения" оставалось запланировать последовательность применения психотерапевтических приемов.

В работе над типичной проблемой необходимо задать пациенту серию вопросов для прояснения имеющихся трудностей: правильно ли пациент оценивает события? Являются ли ожидания пациента реалистичными? Не основана ли точка зрения пациента на ложных выводах? Адекватно ли в этой ситуации поведение пациента? Есть ли на самом деле проблема? Сумел ли пациент найти все возможные решения? Таким образом, вопросы позволяют построить психотерапевту когнитивно-поведенческую концепцию, из-за чего пациент испытывает трудности в той или иной области. В ходе интервью, в конечном счете, задача психотерапевта состоит в выборе одной или двух ключевых мыслей, установок, поведения для психотерапевтического вмешательства. Первые сеансы обычно нацелены на присоединение к пациенту, идентификацию проблемы, преодоление беспомощности, выбор приоритетного направления, обнаружение связи между иррациональным убеждением и эмоцией, выяснение ошибок в мышлении, определение зон возможного изменения, включение пациента в когнитивно-поведенческий подход.

Остановимся на некоторых важных функциях вопросов.

а. Познание внутреннего мира пациента. Спрашивая пациента, чего он хочет, что он делает, психотерапевт пытается увидеть мир его глазами. Высокий уровень эмпатии иногда быстрее достигается квалифицированными вопросами, чем пассивным слушанием.

б. Сбор и предоставление информации. В вопросе часто содержится посылка. Если психотерапевт задает вопрос, помогает ли Вам это поведение, то подразумевается, что есть и другой, более эффективный путь.

в. Гипотетические вопросы, содержащие "если", "предположим", позволяют психотерапевту ослабить сопротивление пациента. Примеры: "Что произойдет в будущем, если проблема решится? Что с Вами произойдет, если никто не поможет в решении проблемы? Что произойдет с Вами, если Вы проснетесь в 21 веке без этой проблемы?"

В качестве задач клинического интервью можно назвать и такие, как демонстрация пациенту его способа избирательной фиксации негативной информации и получения ложных выводов; подчеркивание наиболее важных проблем, которые могли бы послужить ключом к психотерапии; установление степени устойчивости к стрессу, выяснение способов совладания со стрессорами; выяснение "условной приятности" симптома; получение информации о мотивации пациента к изменениям; подробный анализ влияния микросоциального окружения; психопатологическое исследование, поиск ресурсов личности.

Поиск ресурсов может быть ориентирован в прошлое, настоящее и будущее. На самой проблеме психотерапевт не фиксируется, но активно подкрепляет любую находку пациента относительно возможности ее разрешения. Варианты вопросов: "Что раньше помогало преодолевать подобные проблемы? Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые? Когда последний раз Вы постояли за себя? Когда Вы последний раз получали удовольствие без чьей-либо поддержки? Делали ли Вы что-нибудь приятное для братьев и сестер? В чем Вы достигли большего, чем ваши друзья?" Поиск ресурсов основан и на признании компетентности пациента. Пациентам нередко известно решение их проблемы, хотя они об этом с трудом догадываются. Образец вопроса: "Предположим, что Ваш друг с проблемой вроде Вашей пришел к Вам за советом. Что бы Вы ему сказали?"

Задача когнитивно-поведенческого психотерапевта - сделать пациента активным участником процесса на всех его этапах. Одна из фундаментальных задач когнитивно-поведенческой психотерапии - установление партнерских отношений между пациентом и психотерапевтом. Это сотрудничество происходит в нашем случае в форме терапевтического договора, в котором психотерапевт и пациент соглашались вместе работать над устранением симптомов или поведения последнего.

Такая совместная деятельность преследует по меньшей мере 3 цели: во-первых, она отражает уверенность, что оба имеют достижимые цели на каждом этапе лечения; во-вторых, взаимопонимание уменьшает сопротивление пациента, возникающее нередко как следствие восприятия психотерапевта агрессором или идентификация его с родителем, если он пытается контролировать пациента; в-третьих, договор помогает предупредить непонимание между двумя партнерами. Недоучет мотивов поведения пациента может заставить психотерапевта двигаться вслепую или привести первого к ложным выводам по поводу тактики психотерапии и ее срыву.

Так как когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема "психотерапевтического обучения" - определение мотивации на него пациента. Для усиления мотивации к лечению учитываются следующие принципы:

- совместное определение целей и задач психотерапии. Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через "Я хочу, а не хотел бы";

- составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого пациента, тщательное планирование этапов;

- проявление психотерапевтом интереса к личности пациента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха;

- усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует "повестка дня" каждого занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психотерапии.

При подписании психотерапевтического контракта рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать осуществлению желаний и выздоровлению.

В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует "повестка дня", благодаря которой удается последовательно прорабатывать психотерапевтические "мишени". "Повестка дня" обычно начинается с короткого обзора опыта пациента с последнего занятия. Она включает "обратную связь" психотерапевта по поводу домашних заданий. Затем пациента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психотерапевт сам предлагает темы, которые, считает целесообразным включить в "повестку дня".

По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние пациента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии. Домашняя работа вытекает из материала последнего.

Приводим наиболее типичные варианты домашних заданий.

1. Ежедневная запись дисфункциональных мыслей с рациональным ответом. Это задание одновременно является и когнитивно-поведенческой техникой, интегрируя в себя много приемов (см. ниже).

2. Список удовольствий, которые может получать пациент независимо от другого человека.

3. Обзор основных проблем, обсуждавшихся на занятии.

4. Прослушивание кассеты с записью занятия.

5. Написание автобиографического отрывка.

6. Практика приемов совладания, релаксации.

7. Графики изменений настроения в течение дня.

8. Чтение книги или статьи, относящихся к специфической проблеме.

9. Заполнение опросников.

10. Тренировка в альтернативных видах поведения, закрепление и воспроизведение новых способов поведения in vivo.

Приводим отрывок из домашнего сочинения, которое отражало ананкастную структуру личности пациента, давало возможность психотерапевту наметить основные направления работы с юношей, облегчило планирование дальнейшей психотерапевтической тактики.

Кирилл П.,19 лет, обратился с жалобами на страх удушья после того, как однократно покурил анашу. Сочинение на тему "Страх" было написано в период индивидуальной подготовки к работе в психотерапевтической группе, проводившейся по когнитивно-поведенческой схеме.

"Я постоянно боюсь умереть. Этот страх появляется внезапно. Я как-то стараюсь отвлекаться, но это кольцо на шее мешает мне. Оно давит, сдавливает, возникает такое ощущение, что я задыхаюсь. Иногда из-за этого кольца боюсь есть, нет аппетита, а потом появляется. И иногда я поем, это бывает не очень часто, у меня такое состояние или можно сказать опять ощущение, что будет рвота. Когда на шее шарф, то я как-то не очень беспокоюсь за это кольцо, а когда его нет - у меня снова появляется страх удушья. К примеру: в пятницу я пришел в университет, вроде все складывалось хорошо. На первом же занятии я чувствую, что мне нехорошо, появилось кольцо на шее, но оно и раньше было, а теперь оно давило на шею. И как я не отвлекался, всегда ощущал его. Мне в этот день с каждым часом становилось хуже. И после пятой пары я не выдержал, взял в раздевалке куртку и пошел домой. На улице был ветерок и мне стало лучше. В этот день я пытался не принимать таблетки. Временами становилось настолько хорошо, что я готов был прыгать от счастья, а временами так плохо, что я уже не вижу смысла в жизни. Сразу охватывают страшные мысли о том, что я могу в данный день, минуту, секунду умереть.

Моя мнительность заключается в том, что я всегда искал в себе болезни. Меня бросает даже в жар, если у где-то кольнет или стрельнет. Я не могу выпить рюмку водки, потому что думаю, что отравлюсь. Если болит живот, сразу мысли, а не аппендицит ли у меня".

После определения "мишеней" психотерапии подбираются наиболее подходящие когнитивно-поведенческие приемы для работы с пациентом. Поведенческие техники используются по следующим показаниям.

1. Для уменьшения или увеличения поведенческих проявлений (уменьшение агрессии, приобретение навыков уверенного поведения).

2. Восполнение дефицита умений у пациентов, совладание с ситуационными или межличностными проблемами. Поведенческий избыток (типа агрессии) может быть связан с поведенческим дефицитом, т.е. у пациента отсутствуют определенные умения, и единственный путь получить подкрепление - девиантные действия.

Поведенческие приемы ориентированы на конкретные ситуации и действия. По контрасту со строгими когнитивными приемами поведенческие процедуры нацелены на то, как действовать или как справляться с ситуацией, а не как ее воспринимать.

Когнитивно-поведенческие техники основаны на изменении неадекватных стереотипов мышления, представлений, которыми личность реагирует на внешние события, часто сопровождаемых тревогой, агрессией или депрессией.

Кроме того, одна из принципиальных задач каждой поведенческой техники - изменить дисфункциональное мышление. Например, если в начале терапии пациент сообщает, что его ничего не радует, а после проведения поведенческих упражнений меняет эту установку на позитивную, то одна из задач выполнена. Поведенческие изменения часто возникают как результат когнитивных изменений.

Поведенческие приемы включаются в курс психотерапии и психопрофилактикии. Их можно разделить на методы редукции поведения и методы, усиливающие поведение (см. табл. 3 и 4).Таблица 3

Методы редукции поведения

Название метода Описание
Погашение Отказ в подкреплении, следующий за несоответствующим поведением
Смена стимула Изменение дискриминационного стимула (удаление или изменение запускающего поведение предшествующего стимула)
Наказание Предоставление мягкого аверсивного стимула (aversiо-отвращение), следующего после неадекватного поведения
Выключение позитивного подкрепления (тайм-аут) Отсрочка положительного подкрепления на короткое время после неадекватного поведения
Сверхкоррекция Пациент восполняет потерю и вносит дополнительную плату
Дифференцированное положительное подкрепление Подкрепляется поведение, несовместимое с демонстрируемым
Постепенная подготовка к аверсивному стимулу (десенсибилизация) Постепенное погружение в психотравмирующую ситуацию в состоянии безопасности и релаксации
Скрытое моделирование, реципрокная ингибиция Предоставление в воображении избегаемого объекта и противоположного по вызываемой эмоции
Моделирование Демонстрация поведения для копирования
Ролевая игра Проигрывание соответствующего поведения, ситуации, конфликта с альтернативными вариантами

Таблица 4

Методы, усиливающие поведение

Название метода Описание
Позитивное подкрепление Предоставление позитивного стимула (награда или приятное событие), следующего за желаемым поведением
Негативное подкрепление Удаление стимула (аверсивного или угрожающего события), следующего за желаемым поведением
Планируемое игнорирование Не обращается внимание в случае дезадаптивного характера поведения
Жетонная система Подкрепляется только желаемое поведение, нежелаемое штрафуется
Моделирование Нахождение кого-либо на подходящую модель желаемого поведения и проигрывание роли in vivo
Тренинг уверенного поведения Уверенность обладает противообусловливающим характером пассивному поведению
Когнитивные методы Обучение рациональным, альтернативным способам восприятия действительности и решения проблем

Остановимся подробнее на наиболее широко распространенных поведенческих и когнитивных приемах.

Реципрокная ингибиция. Ее механизм заключается в том, что ответ ослабляется в присутствии сильного, несовместимого сигнала. Например, пациент не может быть тревожен и расслаблен одновременно. Два ответа несовместимы, они не могут возникать одновременно и один уступит дорогу другому. К такому методу относится систематическая десенсибилизация Вольпе, а также другие приемы, использующие последовательное применение двух несовместимых сигналов.

Исторически метод десенсибилизации, предложенный Вольпе, был вторым методом, с которого началось широкое распространение поведенческой психотерапии. Автор исходил из следующих положений. Невротическое поведение чаще всего определяется тревогой. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям человека в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если в одно и тоже время действуют противоположные стимулы, например гнев или релаксация. Происходит противообусловливание, угасает патологический рефлекс.

Эмоционально-стрессовыми методами работы с фобиями являются следующие поведенческие техники: наводнение, имплозия, парадоксальная интенция, методика вызванного гнева, В настоящее время они употребляются редко, в основном в практике детских психотерапевтов. При использовании этих приемов имеются отработанные алгоритмы. Так, например, при использовании техники наводнения существует следующая последовательность шагов: установление контакта и цели терапии, обоснование ее принципов, ознакомление со скрытыми уходами при тренинге, погружение в реальную ситуацию, повторные погружения в реальную ситуацию в соответствии с программой, закрепление позитивных стереотипов поведения.

Метод "Стоп-кран" или триада самоконтроля (применяется как средство неотложной психотерапевтической помощи), заключающийся в остановке мысли, релаксации, скрытом подкреплении. Основан на концепции скрытого моделирования.

Пациента просят закрыть глаза и представить картину, вызывающую отрицательные эмоции, одновременно сфокусировавшись на негативной мысли. Когда появляется такая мысль, его просят поднять палец. На этот сигнал психотерапевт произносит "Стоп!". Пациент обычно отмечает, что мысль исчезает. Затем его просят самому себе сказать "стоп", воображая красный сигнал светофора. После этого рекомендуется глубоко подышать и добиться релаксации. Третьим компонентом скрытого подкрепления служит представление приятной сцены, выбранной заранее из репертуара пациента. Когда пациент способен "видеть" и "чувствовать" положительные эмоции от последовательности картин, вся триада воспроизводится еще раз: 1)пациент представляет мысль, которую нужно "удалить", субвокально кричит "Стоп", представляя красный сигнал светофора; 2)проводит релаксацию; 3)представляет приятную картину. Дома рекомендуются тренировки дважды в день.

Методы аутогенной тренировки и релаксации (например, прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону самостоятельного значения в настоящее время не имеют и используются в основном как условие для проведения поведенческой психотерапии.

 

Прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону

(короткий вариант)

Вводная инструкция. Эмоциональные переживания сопровождаются различной степенью напряжения мышц. При страхе, тревоге, гневе мышцы сильно напряжены. При положительных эмоциях мышцы расслаблены.

Занятие проводится сидя. Голова прислонена к стене, руки лежат на подлокотниках.

Вначале пациент вызывает у себя напряжение последовательно во всех группах мышц, при этом упражнения выполняются на вдохе. Пациент внушает себе ощущение тепла.

Расслабление сопровождается быстрым и резким выдохом. Время максимального напряжения мышц 5-7 сек., расслабления 30-45 сек. Расслабление иррадиирует по всему телу.

Каждое упражнение выполняется 2 раза.

1) Кисти. Максимально сжать кулаки. Представьте себе, что вы выдавливаете из сжимаемой сосульки воду.

2) Мышцы рук. Руки вытянуты вперёд, пальцы растопырены. Необходимо как бы дотянуться пальцами до противоположной стены.

3) Плечи. Дотянуться плечами до мочек ушей.

4) Грудь-спина. Перекрестить лопатки.

5) Стопы. Дотянуться пальцами ног до середины голени.

6) Голени, бёдра. Пальцы ног фиксированы, пятки поднимаются.

7) Верхняя треть лица. Удивлённое лицо, сморщить лоб.

8) Средняя треть лица. Скосить глаза, сморщить нос.

9) Нижняя треть лица. "Буратино" - отвести уголки рта до ушей.

10) Нижняя треть лица. "Поцелуй" - губы хоботком, звук "у-тю-тю", Первые три занятия проводятся со всеми десятью группами. Потом объединяются1-2гр., 3-4 гр., 5-6 гр.,7-10 гр.

 

Применение метода редукции поведения - систематической десенсибилизации в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии иллюстрирует следующее наблюдение.

Миша К.,13 лет. Обратилась мать с жалобами на перепады у сына настроения, страх посещения школы, "пачкание штанишек".

Наследственность отягощена алкоголизмом по линии матери, психопатическими чертами характера по линии отца (дед умер от пневмонии, когда мальчику было 11 лет); бабушка и отец мальчика заикались, отец до 22 лет состоял на учете в психоневрологическом диспансере в связи с эпилепсией; требовательный, аккуратный, тревожный, контролирующий; работает часовщиком.

Родители с обеих сторон были против брака. Сначала молодожены жили со свекровью, которая работала воспитателем в детском саду. Хотела только внука ("если не мальчик - выгоню из дома").

Беременность 1-я, вес при рождении 4100 гр., до 1 месяца ребенка кормили из рожка, мать лечилась в больнице по поводу сепсиса. По возвращении матери сразу взял грудь. Рос спокойным. Свекровь следила, чтобы мать ему не давала плакать. В 11 месяцев показывал, что необходим горшок. Освоил навыки туалета к 3 годам. Речь с запозданием, на 2-м году слова. В 1 год 7 месяцев возник стеноз гортани, существовала угроза смерти. После выписки из больницы сразу заговорил и повторял стихи. В 2 года возникла трещина заднего прохода, из-за чего стал бояться горшка. С 3 лет в течение нескольких месяцев молчал. Заикание прошло к 5 годам после занятий аутогенной тренировкой. Мать с года работала, с ребенком сидела свекровь, которая опекала его от столкновения с реальной обстановкой - "не ходи, упадешь, разобьешься". Гулял отдельно от детей. Основное слово у бабушки - "должен". Был послушным. 1 месяц перед школой посещал группу общего развития, свекровь считала мальчика "недоразвитым", боялась, что он попадет в спецшколу. К 6 годам мальчик знал много стихов, читал, считал. В школу пошел во время, первого сентября, и несколько последующих дней плакал, затем "долженствование" победило. Трудности возникали в общении с детьми, особенно на переменах. До 6 класса учился хорошо. В это время семья переехала в квартиру родителей матери.

С 6-7 класса стал больше уставать, не хотел идти в школу, впервые появились "испачканные штаны". Любит быть один, вырезал из журналов картинки, танцевал в одиночестве под старые пластинки, собирал их на помойке, искал их в других местах. В классе одиночка, но его не обижали. Не любил мыть лицо. В ванной мылся только сам. Протестовал против новых вещей, новых мест и новых людей. В классе некоторые считали его умным, но он старался избегать деятельности, связанной с коллективной работой (например, совместный доклад). В этом был схож с отцом, с ним проводил воскресенья.

Характеристика из школы. "Мальчик очень тихий, самостоятельно инициативу не проявляет. Постоянно находится в состоянии тихой паники, что его могут вызвать, спросить, дать какое-либо задание. Год-два назад мог дойти до истерики, если ему не удавался ответ на заданный вопрос. Не смотрит собеседнику прямо в глаза, слегка отвернувшись смотрит вбок, плечи приподняты, голова втянута. Общается с немногими одноклассниками, на переменах стоит около класса. На уроках физкультуры часто бывают сложности при выполнении упражнений. В этом году значительно снизилась успеваемость. По словам учителей-предметников Миша успевает за счет системности имеющихся знаний, но запас сейчас почти не пополняется, учиться стало труднее".

Объективно. В контакт вступает настороженно. Очень тревожен, зажат. Боится неизвестности, неопределенности. Пугается мысли, что его отрицательно оценят. Исполнительный. Педантичный. Интеллект соответствует возрасту, образованию.

Результаты психологического обследования. Мальчик во время исследования собственной инициативы не проявляет, неуверен в себе, чувствителен к реакции взрослого: реагирует повышением интеллектуальной продуктивности на элементарную поддержку, поощрение. При обследовании на первый план выступает значительное снижение функциональной активности внимания: время сосредоточения в процессе конкретной деятельности сокращено, выявляются выраженные трудности концентрации внимания (в корректурной пробе 95 ошибок при норме - до 20), обнаруживается истощаемость психических процессов гипостенического типа. Отмечается также ослабление памяти (кривая запоминания - 5, 7, 7, 8, 9 слов из 10; отсроченное воспроизведение - через час - 5 слов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.