Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. I. Подготовить ответы на вопросы:




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 21.

I. Подготовить ответы на вопросы:

1. Знаки препинания при прямой речи.

2. Знаки препинания при диалоге.

3. Знаки препинания при цитатах.

4. Перевод прямой речи в косвенную.

 

II. Выполнить письменно упражнения:

Упражнение 1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Отец распаковал ящики с самыми необходимыми вещами и сказал Остальное доделаем после работы. (Лаг.) 2. Ещё накануне Дерсу говорил мне В этих местах бродит много тигров. (Арс.) 3. Тут карасей развелось видимо-невидимо заметил Баулин. (Пауст.) 4. Дима подумал и сказал Я хочу чтобы у меня дома жил тигр. (Тон.) 5. А как же нам теперь выйти? удивился Костя. (Тон.) 6. Плохо сказал я ветер начинает дуть с юга. (Арс.) 7. Послушай-ка Хорь говорил я ему отчего ты не откупишься от своего барина? (Т.) 8. Доброе утро парень! увидев меня приветливо здоровается Себастьян. (Стельм.) 9. Его можно приручить думала она и это будет интересная дружба. (Н. О.) 10. Где бы брат тут напиться? спрашиваете вы у косаря. (Т.) 11. Так ты Ваня не забудь уговори старика напомнил Григорий. (Баб.) 12. Что как идём? Узлов восемь? спросил капитан взглянув за борт. Восемь с четвертью Василий Фёдорович! весело отвечал мичман Лопатин прикладывая пальцы к козырьку фуражки. Что ж отлично идём. Третьего дня хуже шли... Суточное плавание было всего сто шестьдесят миль! вставил старший офицер. Зато эти сутки пройдём больше. (Cт.)

 

Упражнение 2. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Держись ребята крепче! весело крикнул капитан сам вцепившись в поручни. (Cт.) 2. Встречай гостей хозяин! сказала Ксения. Познакомься это Иван Книга. (Баб.) 3. Что же делать Василий? растерянно спросил лесничий. (Пауст.) 4. Раз как-то у Овсянникова дом загорелся. Работник впопыхах вбежал к нему с криком Пожар! Пожар! Ну чего же ты кричишь? спокойно сказал Овсяников. Подай мне шапку и костыль... (Т.) 5. А я к вам сказал он. Иду потолковать с вашим батюшкой. (Ч.) 6. Вы здесь? сказала она. А мы вас ищем. (Ч.) 7. Мать зовёт Ваня сказал Григорий. Поедем! (Баб.) 8. Дверь открылась и я слышу мамин голос потревоженный скорой ходьбой Спишь сынок? (Шукш.) 9. Я приду к тебе в октябре сказал Лаптев. Выздоравливай дорогая. (Ч.) 10. Машинист добродушно улыбаясь себе в бороду говорил Мастеровому сейчас на селе не пропасть работа найдётся. (Н. О.) 11. Пойдём мама гулять говорил Илюша. (Гoнч.) 13. Скажи Андрей Васильевич можно было бы сейчас пройти в туннель? внезапно спросила Волошина. (Чак.)

 

Упражнение 3. Прочитайте предложения. Объясните употребление кавычек и многоточия.

1.«Горек чужой хлеб, – говорит Данте, –и тяжелы ступени чужого крыльца». (Л.) 2. Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые». (Л.) 3. Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, «строг, но справедлив». (Т.) 4.В одном месте у Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза». (Инб.) 5. Поэт Николай Тихонов когда-то написал о наших людях: «Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей». (Эр.) 6. Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». 7. «Двенадцать миллионов людей вне закона! Ужас!» – писал в своём дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тогдашней России. 8. «Стало быть, для того чтобы понять историю искусства и литературы той или иной страны, – указывает Г. В. Плеханов, – надо изучить историю тех изменений, которые произошли в положении её жителей». 9. Докладчик привёл слова М. Горького: «Всякая индивидуальность есть результат социальной группировки», – и этим закончил своё выступление. 10. Л. Н. Толстой писал: «... в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде». 11. Говоря о достоинствах языка народной поэзии, писатель А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы... 12. Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать...»

 

III. Выполнить письменно упражнения из сборника упражнений Практический курс современного русского языка под ред. П.А. Леканта. М., 2003: 776, 777

Литература

1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие. М.: Неолит, 2000. (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-002.htm)

2. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи. Справочник. Практикум. – М., 2001.

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина – М: АСТ, 2009.

4. Практический курс современного русского языка под ред. П.А. Леканта. М., 2003.

5. Розенталь Д.Э, И.Б. Голуб Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2003 (и другие издания).

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.