КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Орел 2012
Краткий курс лекций по дисциплине «Основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080505.65 «Управление персоналом» специализации «Кадровый консалтинг и аудит» Рекомендовано кафедрой: Протокол №____ «___» ___________ 2012 г.
Зав. кафедрой ________ д.э.н..Л.В.Плахова
Лекция 1 Теория управления в роли человека в организации Вопросы лекции 1.Организация – ее цели и задачи 2. Управление персоналом в системе деятельности организации 3. Технократический и гуманистический подходы к управлению персоналом. 4. Аспекты поведения человека в организации. 5. Модель включения человека в организационное окружение 6. Персонал: понятие и структура Вопрос 1 Термин «организация» в менеджменте имеет два смысла. Во-первых, им обозначается сам хозяйствующий субъект (предприятие, общество, фирма, объединение, банк, компания и другие юридические лица) Во-вторых, им обозначается процесс, вид деятельности как по созданию самой системы, так и функционирования отдельных ее элементов (организация транспортного, складского, энергетического хозяйств, организация труда и т. д.). В этом случае «организация» часто используется в расширенном толковании, особенно в не совсем концептуально удачном сочетании «организация управления». При работе с персоналом данный термин используется для обозначения двух понятий, которые необходимо уметь различать. Первое значение слова «организация» — это определенная социальная единица (коллектив), у которой есть цели: т. е. конкретные задачи, на которые направлена деятельность организации и которые могут быть обособлены от других, исходя из того, что за люди являются их членами. Таким образом, такой подход позволяет читать организацией и методистскую церковь, и международное предприятие, и строительную фирму, и танковый батальон. Не все социальные единицы или коллективы являются организациями, таковыми не являются племя или семья; общество в целом также нельзя описать как организацию. Для достижения своих целей организации прибегают к затратам на человеческие ресурсы, сырье и информацию. Члены организации содействуют достижению ее целей, поэтому размеры организации являются характерной чертой. Помимо этого, в организациях есть соучастники — акционеры, правительство, работники организации и общественные группы и т. д. — со своими интересами, в большей или меньшей степени контролируемыми. Второе значение слова касается организационных особенностей, как структурных, так и процессуальных, в рамках социальной единицы или коллектива. Единицы или коллективы в этом значении «организованы» особым образом. Они обладают особой формой руководства, должностными взаимоотношениями, числом начальников на одного работника, сформулированными правилами и обязанностями, методами принятия решений и другими аспектами, которые используют для их характеристики. Организация — понятие неоднозначное. Во-первых, это объект. Во-вторых, это упорядоченность. В-третьих, это деятельность. Причем третье создает второе, и только потом, как итог (результат), получается первое. Сила организации в синергетическом эффекте, суть которого можно выразить формулой: целое больше суммы его частей. Организации создаются именно для получения эффекта от усиления индивидуальных действий. В организации, соединившись наилучшим образом, люди могут сделать намного больше, чем порознь. Однако эта формула работает только при определенных условиях. Может возникнуть ситуация, когда наблюдается равенство целого и суммы или даже целое становится меньше суммы. Вопрос 2 Управление персоналом является основным критерием экономического успеха организации и имеет свою идеологию (рисунок 1.). Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников.
Рисунок 1 – Идеология управления персоналом Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале и т.д. (рисунок 3). При этом технология управления персоналом организации, охватывая широкий спектр функций от приема до увольнения кадров, предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение управления персоналом. Рисунок 3 - Схема взаимосвязей основных функций управления персоналом Исходя из выше изложенного, можно сказать, что руководителям организаций необходимо с особой остротой ставить вопросы о координации деятельности всех структур, проведении единой кадровой политики, о подборе персонала, способного возглавить самые сложные и ответственные участки работы в организации. Вопрос 3 Практика показывает, что в управлении кадрами как составной части менеджмента на предприятии имеются два крайних подхода - технократический и гуманистический. При технократическом подходе управленческие решения подчинены прежде всего интересам производства (максимизация выпуска продукции, выполнение плана и т.п.): численность и состав работников определяются исходя из применяемой техники, технологического и операционного разделения труда, заданного ритма производства, внутрипроизводственной кооперации труда и т.д. Таким образом, управление кадрами как бы поглощается процессом управления производством и сводится к подбору кадров с соответствующими профессионально-квалификационными характеристиками и их расстановке исходя из задач организации производства и труда. Гуманистический подход к управлению кадрами подразумевает создание таких условий труда и такое его содержание, которые позволили бы снизить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников. Поэтому, согласно данной концепции, функционирование производства, а главное - его результативность (эффективность) во многом зависят уже не только от соответствия численности и профессионально-квалификационного состава рабочей силы требованиям техники и технологии, но и от уровня мотивации работников, степени учета их интересов и т.д., что требует большего внимания к учету интересов работника как личности: повышения содержательности труда, улучшения условий труда, реализации личностных устремлений человека, его представлений о месте работы среди жизненных целей и т.д. При таком подходе "управление персоналом" трактуется более широко. Управленческие решения выходят за пределы чисто экономических положений и базируются на положениях социологии, физиологии и психологии труда. Развитие концепции управления персоналом шло по пути преодоления технократического подхода к человеку как к машине, подключения его мотивационных ресурсов, социально-психологических факторов роста производительности труда и эффективности производства, большего учета интересов работника как личности. Управление персоналом переняло основополагающие принципы теории научного управления, такие как использование научного анализа для определения способов выполнения задач, отбор работников, лучше подходящих для выполнения работы, обеспечение соответствующего обучения работников, систематическое и правильное использование материального стимулирования и др. Вопрос 4 Человек как личность обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени. . Рисунок4 - Воздействие на человека внешних факторов Кроме этого выделяют три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации (таблица 1.). Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Таблица 1- Факторы, оказывающие воздействие на людей в организации
Человек играет активную роль в собственном развитии и не является исключительно продуктом наследственности, окружения, коллектива. Способности человека выполнять работу — это совокупность свойств личности, определяющая ее успех в определенном виде трудовой деятельности. Способность — это качество, существующее только относительно определенной деятельности, в которой конкретный человек умеет делать что-либо лучше других. Вопрос 5 Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Безусловно, может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения внутри организации. Однако в большинстве случаев это малоустойчивое взаимодействие, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией и в возможном разрыве их взаимодействия. Организационное окружение включает рабочее место, производственный профиль организации, положение в отрасли и на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационную структуру, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, систему оплаты, систему социальных гарантий, философию организации, стиль общения, трудовые отношения с коллегами и еще многое другое. Вхождение человека в организацию предполагает наличие следующих процессов: • адаптации человека к новому окружению, успех которой зависит от правильного взаимодействия человека и организационного окружения; • коррекции или изменения поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию; • изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное «место» для человека и сама нанимает человека на должность в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. В опрос 6 Во всех сферах экономики проблемы интенсификации производства, повышения его эффективности, лучшего использования дорогостоящих и дефицитных человеческих ресурсов вышли на первый план и стали приобретать ключевое значение для выживания и приспособления организаций к новой для них экономической ситуации. Управление людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. До настоящего времени само понятие “управление персоналом” в нашей управленческой практике отсутствовало, хотя в наличии любой организации была подсистема управления людскими ресурсами. Термин ''персонал'' объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу относят всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия "кадры", "работники", "персонал" идентичны, если за основу принять данное нами определение. Персонал – это личный состав учреждения, предприятия; служащие, принадлежащие к одной профессиональной категории («Словарь иностранных слов» под. ред. И.В. Лехина). Персонал - это наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать, предъявляемые к нему требования, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое не определена. Персонал можно рассматривать, как объект и, как субъектуправления (в этом заключен дуализм персонала) (рис. 5).
Рис.5 Персонал как субъект и объект управления
. Объект управления – это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдел, цех) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив. В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным. В настоящее время люди в организациях принято рассматривать не как кадры, а как «человеческие ресурсы» и их ценность как фактора успеха все время возрастает. Однако по своим свойствам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем. 1. Люди наделены интеллектом и, соответственно, их реакция на внешне воздействие (управление) эмоционально-осмысленная, а не механическая, а значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним. 2. Вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. 3. Трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременных характер. В отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят в организацию осознано, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) для реализации этих целей. Удовлетворенности сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием, как и удовлетворенность организации. Как ресурс - персонал можно выразить через качественные характеристики: - способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.); - мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.); - свойство (личные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли). В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. Базовой является классификация по категориям работников, предложенная в 80-х гг. еще Госкомтрудом СССР, предусматривающая выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства: рабочих и служащих (рисунок 6). Рисунок 6 - Классификация персонала Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: - основной персонал - рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; - вспомогательный персонал - рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия. Результатом труда производственного персонала является продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания, одежда и т.п.). Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта - реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты. Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Также, различают руководителей высшего уровня управления предприятием (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений) и нижнего уровня (начальники участков, мастера). Специалистов предприятия можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов их труда: - функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и др.); - специалисты - инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии (технологи, инженеры, конструкторы, строители, и др.); - служащие - технические специалисты (машинистки, операторы, курьеры, лифтеры, кладовщики, официанты и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе. Лекция 2 Государственная система управления трудовыми ресурсами Вопросы лекции 1. Сущность и механизм управления трудовыми ресурсами. 2. Рынок труда и его характеристика 3. Значение и роль государственной системы управления трудовыми ресурсами. 4. Органы государственной власти и управления. 5. Функциональные направления деятельности Института труда.
Вопрос 1 Состояние и развитие экономики, да и общества в целом предопределено в значительной степени количеством и составом населения, а так же трудовыми ресурсами этого общества. Население – это непосредственный источник ресурсов для труда, который является носителем определенных экономических отношений, а его трудоспособная часть представляет субъективный или личностный фактор производства. Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей, непосредственная способность к труду, которыми обладает каждый человек, и которые задействованы, когда происходит процесс производства каких-либо потребительских стоимостей. Именно поэтому ошибочно понимание рабочей силы как совокупности работников. Ни в коем случае нельзя измерять ее числом занятых на производстве лиц, рассматривать зависимость от пола, возраста, семейного положения, состояния здоровья и тому подобное. Все эти характеристики относятся не к самой рабочей силе, как совокупности физических и духовных способностей человека, а непосредственно к нему самому. Исследование рабочей силы в совокупности с ее носителем – трудоспособным населением требует применения другой экономической категории, а именно, "трудовые ресурсы". Впервые, в научный обиход, этот термин был введен в 20-х гг. XIX века академиком С. Г. Струмилиным. В настоящее время, в научной литературе сложилось множество определений категории "трудовые ресурсы", при чем некоторые из них носят спорный и противоречивый характер. Существует, по крайней мере, три различные трактовки этого понятия. 1. Трудовые ресурсы – это население представляющее потенциальную массу живого труда. В справочнике "Население и трудовые ресурсы" дано следующее определение "трудовые ресурсы как важнейшая производительная сила общества характеризуется потенциальной массой живого труда" Естественно, можно полагать, что с этой точки зрения в своей основе определение "трудовых ресурсов" правильно, однако, не всякая масса потенциального живого труда является основной характеристикой трудовых ресурсов, поэтому необходимо рассмотреть и другие точки зрения по поводу данной категории. 2. Трудовые ресурсы – это трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в различных сферах общественно – полезного труда и на учебе с отрывом от производства. Где выделяют, что "трудоспособное население – население, численность которого меньше численности населения в рабочем возрасте на количество полностью потерявших трудоспособность (это – инвалиды войны, больные, длительно находящиеся на лечении в лечебных заведениях, инвалиды с детства) и на число неработающих лиц, находящихся на льготном пенсионном обеспечении 3. Трудовые ресурсы – это носитель рабочей силы. Как было сказано выше, рабочая сила – это способность к труду. При чем она является качественным признаком, но лишена количественного измерения и определения. Термин "рабочая сила" отражает способность человека к труду и возможность использовать ее в соответствии со своим социальным положением. К. Маркс указывал, что "под рабочей силой или способностью к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие – либо потребительные стоимости" Для большей определенности под "трудовыми ресурсами" в дальнейшем будем понимать население страны, обладающее необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, достаточными профессиональными навыками, а так же, квалификацией, необходимой для работы в сфере общественно полезной деятельности. Трудовые ресурсы как объект исследования довольно сложная категория. Ее можно рассматривать с различных сторон: с демографической, экономической, социологической и статистической позиции. С количественной стороны трудовые ресурсы представляют собой совокупность населения в трудоспособном возрасте и лиц, работающих за пределом этой границы. При количественном анализе трудовых ресурсов изучаются показатели численности по категориям населения: подростки, молодежь, взрослые, пожилые, пенсионеры; численность по полу и возрасту; по плотности размещения и естественному приросту. При качественном исследовании используется следующая совокупность: возраст и возрастная структура; образование и квалификация; здоровье и навыки к труду; продолжительность трудовой деятельности и жизни; соотношение между различными сферами трудовой деятельности; социально – экономическая мобильность, а также соотношение между умственным и физическим трудом и так далее. В состав трудовых ресурсов страны включаются следующие группы: - занятые в общественном производстве; - занятые индивидуальной трудовой деятельностью; - находящиеся на учебе с отрывом от производства; - занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; - военнослужащие; - безработные. Трудовые ресурсы делятся на фактические и потенциальные. Последние характеризуют население в трудоспособном возрасте. Первые же связаны с использованием трудового потенциала трудоспособного возраста. Таким образом, фактические трудовые ресурсы распределяются по различным сферам приложения труда или занятости: занятость в различных организациях (сфера общественного труда); занятость в личном подсобном хозяйстве (в сфере личного труда); занятость в учебных заведениях с отрывом от производства (в сфере обучения); военнослужащие (в сфере вооруженных сил). Для более детального рассмотрения категории трудовые ресурсы необходимо ввести понятия “экономически активного” и “экономически неактивного” населения. Экономически активное население – это часть населения, которая предлагает свой труд для производства различных материальных благ и оказания разного рода услуг. Если рассматривать эту группу с количественной точки зрения, то она складывается из численности занятых и безработных, под которыми понимаются строго определенные группы населения. К безработным, в соответствии с методикой Международной организации труда, относятся лица, которые в рассматриваемый период отвечали одновременно следующим правилам: - не имели работы (доходного занятия); - занимались поиском работы, то есть обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела, были готовы приступить к работе. Вопрос 2
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |