Методические указания к теме практического занятия
ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ
Задачи занятия: сформировать у студентов знания о биосфере и ее основных компонентах, об эволюции планеты Земля и роли живого вещества в ее формировании; о непрерывности развития биосферы; о роли человека в этом процессе; о вещественно - энергетических связях в экосистемах и биосфере; о многократности использования заключенного в ней вещества; о пирамидах питания, о количественных изменениях энергии переносимой по пищевой цепи.
2. Схематически изложить связь организмов, круговорот биогенных веществ и энергии в экосистемах.
3. Заполните таблицу. Обоснуйте необходимость сохранения разнообразия живого мира.
Таблица 2.1
Группы организмов
Значение в круговороте
веществ
Бактерии
Грибы
Растения (включая водоросли)
Животные
4. Проанализируйте содержание таблицы 2.2. Сопоставьте плотность животных на 1 км2 в заповеднике «Брянский лес» (12,2 тыс. га) и в лесном фонде Брянской области – 728,5 тыс. га. Сделайте вывод, во сколько раз отличается плотность отдельных видов животных в заповеднике и лесном фонде. Отметьте, какую роль играют особо охраняемые территории в сохранении животного мира. Проанализируйте данные приложений 25-27 и сделайте вывод о сохранности среды обитания животного и растительного мира.
Примечание: 1 км2=100 га.
5. Подготовиться к занятию по вопросам, выносимым для обсуждения.
Таблица 2.2
По данным Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Брянской области.
(
Животные
Численность особей
заповедник
лесной фонд
заповедник
лесной фонд
заповедник
лесной фонд
Лось
Кабан
Олень европейский
Косуля
Заяц
Белка
Горностай
–
Источник: Доклады «О состоянии окружающей природной среды
Брянской области в 1998, 2002, 2003 году».
При подготовке к первому вопросу необходимо уяснить отличие понятия «биосфера», предложенного австрийским ученым Эдуардом Зюссом, от понятия, используемого Владимиром Ивановичем Вернадским. Дать анализ основных положений учения Вернадского о биосфере. Обосновать границы биосферы в пределах атмосферы, литосферы, гидросферы. Показать соотношение биосферы и географической оболочки Земли. Раскрывая продуктивность биосферы, указывается значение разных континентов в общую первичную продукцию суши Мирового океана. Критерии деградации биосферы. Ответ на вопрос об эволюции биосферы должен включать следующие ее этапы:
1. Добиотическая (образование планеты и ее атмосферы, возникновение абиотического круговорота веществ, образование органических соединений, возникновение круговорота органических соединений);
2. Биотическая эволюция (возникновение жизни, развитие фотосинтеза и обусловленное им изменение среды (увеличение биологического разнообразия, появление человека)).
Раскрыть главные закономерности эволюции органического мира (микроэволюция и макроэволюция).
Для ответа по второму вопросу необходимо изучить основные свойства и функции живого вещества: энергетическую, разрушительную (деструктивную), накопительную, средообразующую, газовую, транспортную, концентрационную, окислительно-восстановительную и информационную. Изложение материала о функциях живого вещества осуществляется с использованием конкретных примеров. Показать, как функции живого вещества обеспечивают механизм устойчивого функционирования биосферы.
При подготовке к третьемувопросу необходимо выявить взаимосвязи организмов, взаимоотношения, выгодные для организмов (симбиоз), взаимоотношения, которые положительны для одного вида и отрицательны для другого (хищничество и паразитизм), взаимоотношения, невыгодные обоим партнерам (конкуренция) и др. Раскрыть значение хищничества как экологического явления, биологическое и экологическое значение межвидовой конкуренции, роль паразитов в распространении инфекционных заболеваний.
При подготовке к четвертому вопросу необходимо раскрыть содержание трех основных типов экологических пирамид (пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида продукции или энергии), характер питания в экосистемах. Раскрыть содержание циклов основных биогенных элементов и поток энергии в биосфере. На основании знаний трофических связей в природе показать, чем отличается «производство» биосферы от производства человеческого общества.
II. Аудиторная работа студентов
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие биосфера. Структура и граница биосферы. Продуктивность и устойчивость биосферы. Эволюция биосферы.
2. Живое вещество биосферы его свойства и функции.
3. Связи организмов в экосистемах.
4. Понятие пирамиды питания. Круговорот биогенных веществ. Поток энергии в экосистемах.
ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№
теста
Содержание теста
Закончите определение. Биосфера – это
1)оболочка земли, в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой (или когда – либо существовали и взаимодействовали) живые существа;
2)оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы и гидросферы;
3) оболочка Земли, в которой существует человечество..
Отметьте границы биосферы (км):
а) 20-25; б) 8-10; в) 30-35; г) 11; д) 12;
е) 13; ж) 0,2; з) 0,002; и) 2.
Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия его жизни, как:
1)чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера;
2)плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы;
3)чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения.
Азотфиксирующие бактерии относятся:
1)к продуцентам;
2)к консументам первого порядка;
3)к консументам второго порядка;
4)к редуцентам.
Биологический круговорот является функцией:
1)сообщества потребителей и разрушителей органических веществ;
2)сообщества производителей и разрушителей органических веществ;
3)сообщества продуцентов, консументов.
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое – либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
1)протокооперацией;
2)паразитизмом;
3)комменсализмом;
4)аменсализмом.
Разнообразие почвенных организмов подтверждает идею о том, что почва является:
1)косным телом;
2)биокосным телом;
3)биологическим организмом.
Продуценты, консументы и редуценты взаимодействуют в экосистеме. Продуцентами в экосистеме не могут быть:
1)растения и водоросли;
2)животные и грибы;
3)водоросли и некоторые бактерии.
Энергия солнечного света может быть преобразована в энергию химических веществ:
1)продуцентами;
2)редуцентами;
3)консументами.
10
В загрязненной экологической среде вредные вещества достигают наибольшей концентрации в организмах:
1) растений;
2) травоядных животных;
3)хищников;
4) насекомых опылителей.
11
Какова роль редуцентов в экосистемах?Выберите правильный ответ:
1)уничтожают организмы;
2)обеспечивают продуцентов минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов;
3)обеспечивают продуцентов водой, тем самым поддерживают круговорот воды;
4)поставляют в экосистему органические вещества и энергию;
5)трансформируют вещество из одного состояния в другое.
Во Вселенной и в живом веществе биосферы в наибольшем количестве присутствуют:
1)водород, углерод, цинк, кальций;
2)углерод, азот, кальций, калий;
3)водород, углерод, азот, кислород.
Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью?
1)заброшенная лесная дорога;
2)лесное пожарище;
3)заброшенная пашня;
4)недействующий угольный карьер.
Отложение бокситов и железной руды является результатом функции живого вещества
1)газовой;
2)окислительно-восстановительной;
3)миграционной;
4)биохимической.
Функции гетеротрофов в биосфере заключаются в процессе:
1)преобразования сложных молекул в более простые и поступление последних в воздух;
2)преобразования сложных молекул органических веществ в молекулы более простого состава и поступление продуктов разложения в почву и воздух;
3)преобразования простых молекул в более сложные;
4)поступления в почву и воздух минеральных веществ – продуктов разложения.
Если живое вещество биосферы будет однородным, биосфера быстро исчезнет из-за:
1)выделение ядовитых отходов и отравления ими;
2)расселение и сокращения территории питания;
3)быстрого размножения и отравления собственными отходами;
4)быстрого исчезновения необходимых веществ и отравления собственными отходами.
Функции автотрофных организмов состоят в осуществлении таких процессов, как
1)поступление химических элементов из почвы, водных растворов и атмосферы, преобразование в сложные молекулы органических веществ с помощью энергии солнца;
2)поступление элементов из почвы, водных растворов и атмосферы с помощью энергии солнца;
3)поступление элементов из почвы, водных растворов и атмосферы и преобразование в молекулы иных веществ;
4)поступление водных растворов, преобразование в сложные молекулы органических веществ.
Атмосфера, литосфера, гидросфера связаны и взаимодействуют между собой через:
1) почву; 2) вихри воздуха;
3) потоки воды; 4) биосферу.
Выберите правильное утверждение. В состав биосферы входят:
1)растения и абиотическая среда;
2)животные и абиотическая среда;
3)только организмы; 4)организмы и абиотическая среда.
Передача энергии в экосистеме происходит последовательно:
1)от редуцентов через продуценты к консументам;
2)от продуцента через консументы к редуцентам;
3)от консументов через редуценты к продуцентам.
Соотнесите указанные способы питания живых существ с названием каждой из трофических групп, дав ответ сочетанием буквы и цифры:
а) получают все нужные химические элементы из веществ неживой материи;
б) нуждаютсядля питания в органическом веществе, образованном другими организмами;
в) обладают смешанным питанием;
г)извлекают пищу из мертвого органического вещества, подвергая его деструкции.
1) миксотрофы; 2) автотрофы;
3) гетотрофы; 4) редуценты.
Выберите правильные утверждения:
1)четыре миллиарда лет тому назад, на заре зарождения жизни, существовала атмосфера, гидросфера и почва;
2)атмосферный азот появился в основном в результате вулканической деятельности;
3)энергия, заключенная в нефти, угле, торфе, – это связанная растениями энергия солнца;
4)почва представляет собой биокосное вещество потому, что состоит из минеральных компонентов, органических соединений и организмов;
5)биологический круговорот веществ в биосфере – основа для поддержания стабильных условий существования жизни и человечества;
6)роль живых существ в разрушении и выветривании горных пород незначительна;
7)озоновый экран возник на Земле благодаря жизнедеятельности растений;
8)почва появилась при выходе организмов на сушу.
Какая пара организмов не может служить примером отношений типа «хищник - жертва»?
1)щука и карась;
2)лев и зебра;
3)пресноводная амеба и бактерия;
4)муравьиный лев и муравей;
5)шакал и гриф.
Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи. Названия организмов можно использовать только один раз.
1) цапля; 2) ива; 3) тля; 4) амеба;
5) заяц – русак; 6) муравей; 7) водные бактерии;
8) кабан; 9) лягушка; 10) смородина;
11) росянка; 12) муравьиный лев; 13) комар; 14) тигр.
Потребляемые организмами продукты состоят из разнообразных химических элементов. Почему при высокой интенсивности использования этих элементов питания их ресурсы на Земле не исчерпываются?
1)химических элементов в природе неограниченное количество, и они всегда доступны организмам;
2)количество доступных организмам химических элементов ограничено, но они постоянно и достаточно поступают на Землю из Космоса;
3)количество доступных организмам химических элементов ограничено, но за счет существования биологического круговорота веществ они постоянно возобновляются;
4)количество доступных организмам химических элементов ограничено, но они постоянно и с высокой скоростью поступают на поверхность Земли из недр, превращаясь из недоступной организмам формы в доступную.
Закончите утверждение
А) вещество в биогенном круговороте используется:
1) многократно; 2) однократно.
Б) энергия в биогенном круговороте используется:
1) многократно; 2) однократно.
Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находится в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой(название организмов можно использовать только один раз).
1) пчела; 2) гриб подберезовик;
3) актиния; 4) дуб; 5) береза;
6) рак – отшельник; 7) осина;
8) сойка; 9) клевер; 10) гриб подосиновик;
11) липа; 12) клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
Основная литература:
· Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М. Юнити, 1998. – с.115-119.
· Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Агар, 1999. – 424с.
· Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2002. – 312с.
· Изаков М.Н. Сумеем ли мы сохранить биосферу? // Экология и жизнь. – 1997. – №4. – с.34-43.
· Коробкин В.И, Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. – Ростов н / Д. Феникс, 2003. – 576 с.
6.Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. Изд-во Инфо- М.2011.-299 с.
Дополнительная литература:
· Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Под редакцией Л.А.Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.
· Экологические очерки о природе и человеке. – М.: Прогресс, 1988. – с.128-176.
8. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио – де – Жанейро, 5 июня 1992 г.)
ТЕМА 3. Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление