КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философский материализм
Философское основание марксизма Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-методологических основ коммунистического мировоззрения завершился убеждением К. Маркса: «Без философии мне не пробиться вперед». Основоположники марксизма, вырастая из младогегельянства, обратились к традиционной метафизической философии (как она сложилась от Платона до Гегеля), выводящей спекулятивные знания из некоего абсолютного начала — идеи монистического единства мира1. В частности, они осуществляют «перевертывание» наследия классической немецкой философии — фейербаховского материализма и гегельянской диалектики. Об этом свидетельствует сформулированный Ф. Энгельсом «основной вопрос философии» как вопрос об отношении мышления к бытию (19, 21, 282), который, по его мнению, является предметом данной науки. Он включает две стороны: а) проблему первичности материального и идеального; б) проблему познаваемости мира. Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, основоположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеальное есть ни что иное, как «...материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней» (39, 23, 21), Таким образом, они выступили против гегелевского (объективного) идеализма, понимаемого современниками как спиритуализм. Маркс и Энгельс также подвергали критике и позитивизм, часто понимаемый в то время как «подлинный материализм» (Э. Литре) или вид материализма, который выдвигает прогрессивные идеи (реализм) в естествознании2. Классики марксизма указывали на антисоциалистическую, антиреволюционную, реформистскую направленность позитивизма и его враждебность атеизму. В силу этого у них возникла необходимость отмежеваться от позитивизма и дать свое толкование положения первичности материального по отношению к идеальному. В концепции марксизма независимая (онтологическая, то есть природная) материя составляет мир как предданное (предшествующее), являющееся основой человеческого бытия и мышления (сознания). «Не созна- 1 В Европе и Северной Америке в это время развиваются новые направления 2 Необходимо отмстить, что сами позитивисты относятся к реальности, выража ние определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (19, 3, 25). Отсюда формулируется снимающий проблему дуализма тезис, что мир един и единство его в материальности1. На этой основе представления о сотворении природы и человека рассматриваются как теолого-идеалистические и решительно отвергаются основоположниками марксизма. Однако в споре монистов о первичности материального или идеального, кроме спекулятивных рассуждений и апелляций к здравому смыслу, ни одна из сторон не может представить верифицированные данные, подтверждающие их правоту. В силу этого новые философские направления снимают традиционную спекулятивно-метафизическую постановку вопросов, составляющих содержание основного вопроса философии в марксистской трактовке. Она создает лишь мнимые, бесплодные методологические проблемы, которые нет смысла обсуждать. Ведь реальный мир можно представить как множественный и пронизанный человеческой субъективностью, то есть данный сквозь призму человеческой реальности. Это «со— бытие» (совместное бытие) заключает в себе неразрывное (коррелятивное) единство субъективного (со) и объективного (бытие), объединяющее материальное и идеальное. Оно выражает субъективно-деятельную компоненту, определяющую реальный мир как особого рода социально-психологическую реальность. Последняя проявляется в символическом общении, коммуникации, требующих смыслового постижения — понимания, так как предметом научного анализа является только то, что запечатлено в памяти и языке. Тогда реальность можно представить на разных уровнях: а) представляемая реальность — система экс-пектаций (ожиданий) индивидов и социальных групп; б) субъективная реальность — экспектации, которые приписывает самому себе человек с данным статусом; в) играемая реальность (ролевая игра) — наблюдаемое поведение человека с данным статусом по отношению к другому (с другим статусом). Философский монизм заключает в себе предубеждение против плюралистического подхода к многообразной и разнокачественной действительности. Он закрывает возможность решения разноплановых проблем с помощью различных теоретико-методологических подходов и методов, проявляя к ним нетерпимость. В результате монистическая концепция формирует философское тоталитаристическое (антиплюралистическое) мировоззрение, которое от Гегеля перекочевало в марксизм. Все сущее сводится к единому и исключительному началу — материальному. Данная жесткая парадигма не позволяет адекватно схватывать гибко и вариабилъ-но изменяющуюся действительность и проявлять толерантность к инакомыслию.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |