КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности подготовки материалов для проведения экспертизы цифрового письма
Особенности подготовки образцов почерка при исследовании рукописей, исполненных специальными шрифтами и с подражанием печатному шрифту Особенности подготовки сравнительного материала при назначении экспертизы подписей При подготовке образцов для проведения почерковедческой экспертизы подписей следует иметь в виду, что у человека могут быть выработаны различные варианты подписей при исполнении разного рода документов. Наиболее часто встречаются полный и краткий варианты подписи. Применение того или иного варианта зависит от рода документа, физического и психического состояния исполнителя, числа подписей, исполняемых подряд на большом количестве документов, условий исполнения, размера графы для подписи в том или ином документе и т.д. Поэтому как свободные, так и экспериментальные образцы подписи должны быть представлены в возможно большем количестве и на разных документах. Если исследованию подлежит подпись за другое реально существующее лицо, то представляются образцы подписи обоих лиц (от имени которого исполнена подпись и предполагаемого исполнителя). Дополнительно у предполагаемого исполнителя отбирают образцы почерка с обязательным воспроизведением фамилии лица, от имени которого исполнена подпись. Экспериментальные образцы подписи должны исполняться на отдельных листах и в несколько приемов, с разрывом во времени, чтобы избежать подражания, намеренного искажения, срисовывания и т.д. При исследовании рукописей, исполненных специальными шрифтами и с подражанием печатному шрифту необходимо направлять на исследование образцы, исполненные как скорописью, так и шрифтом, которым исполнены исследуемые документы. Экспериментальные образцы «печатного» почерка исполняют под диктовку и самостоятельно в количестве не менее 5-10 страниц. Образцы, исполненные скорописью, должны содержать те же слова и сочетания букв, в которых в исследуемом документе проявились элементы скорописи. Образцы цифрового письма должны содержать все имеющиеся в исследуемом документе цифры, выполненные как отдельно, так и в имеющихся в исследуемом документе сочетаниях. В качестве свободных образцов могут быть представлены различные ведомости, счета, накладные, чеки, желательно - с соблюдением одинаковости материалов письма в исследуемом документе и в образцах. Экспериментальные образцы цифрового письма исполняются в объеме 5-10 страниц с повторением имеющихся в исследуемом документе сочетаний цифр, дробных показателей, слов-спутников цифр (тонна, кг, метр и т.д.). Примерный перечень вопросов следователя при назначении почерковедческой экспертизы: 1. При решении идентификационных задач: - Исполнен ли текст расписки от... (дата) на сумму... (сумма) конкретным лицом (указывают, кем именно)? - Кем именно, (перечисляют подозреваемых) или иным лицом - Кем, (указывают конкретное лицо), или иным лицом исполнена подпись от его имени в завещании от... (дата)? - Одним или разными лицами исполнены рукописные тексты двух писем, соответственно начинающегося словами «...» и заканчивающегося словами «...» и начинающегося словами «...» и заканчивающегося словами «...»? - Одним или разными лицами исполнены основной текст расписки от (дата) и заключительная запись «...»? - Одним или несколькими лицами исполнены подписи от имени вымышленного лица, расположенные в графах 2-5 ведомости на получение денежного содержания от (дата)? Если да, то не исполнены ли они (указывают конкретное лицо)? 2. При решении диагностических задач: - Не исполнен ли текст письма, начинающегося словами «...» и заканчивающегося словами «...» намеренно измененным почерком? - Исполнена ли подпись от имени (указывают конкретное лицо) в (указывают конкретный документ) с подражанием подлинной подписи? - Исполнен ли рукописный текст (подпись) в необычных условиях исполнения? - Не находился ли исполнитель рукописного текста (подписи) в необычном физиологическом состоянии? - Исполнена ли подпись от имени (указывают конкретное лицо) в состоянии алкогольного опьянения? 3. При решении классификационных задач: - Каковы возможные пол и возраст исполнителя письма, начинающегося словами «...» и заканчивающегося словами «...»? В последнее время в судебно-экспертные учреждения для производства почерковедческой экспертизы все чаще направляются ксерокопированные изображения рукописных текстов и подписей. Почерковедческому исследованию таких изображений должно предшествовать судебно-техническое исследование для установления наличия или отсутствия возможной при ксерокопировании технической подделки (монтажа). Почерковедческое исследование таких изображений может быть осуществлено только при высоком качестве ксерокопии с отображением в ней достаточного для почерковедческого исследования качества и количества общих и частных признаков; выводы такого исследования должны формулироваться как носящие в известной мере условный характер, например: «При условии отсутствия возможной при ксерокопировании технической подделки подпись от имени..., ксерокопированное изображение которой представлено на исследование, исполнена самим...». II. Судебно-автороведческая экспертиза Предметом судебно-автороведческой экспертизы является установление автора документа. Объектом судебно-автороведческой экспертизы является письменная речь автора, отобразившаяся в тексте документа. Под текстом как объектом судебно-автороведческой экспертизы понимается совокупность предложений, связанных единым смыслом, которые могут служить материалом для исследования. Решение вопросов об авторе принципиально возможно, если исследуемый текст содержит не менее 100 слов. Объектами судебно-автороведческой экспертизы могут быть рукописные, машинописные тексты, а также тексты, выполненные методами полиграфии, копии, полученные с оригиналов с помощью множительной техники. В отдельных случаях допускается применение традиционной автороведческой методики в отношении текстов, записанных на магнитных носителях устной речи. Успешность решения задач автороведческой экспертизы в значительной мере зависит от качества и объема сравнительного материала (образцов). Под образцом письменной речи понимается текст, автором которого с несомненностью является определенное лицо. Образец должен представлять собой текст в указанном выше смысле и в соответствующем объеме. Образцы письменной речи делят на свободные, условно-свободные и экспериментальные. Свободные образцы письменной речи — тексты, составленные определенным лицом вне связи с делом, по которому назначена экспертиза, и до его возбуждения. Важнейшее требование к свободным образцам - достоверность их происхождения. Они должны соответствовать исследуемому тексту по: - языку изложения; - времени исполнения текста; - принадлежности к определенному функциональному стилю письменной речи (бытовому, официально-деловому, публицистическому, научному и т.д.); - форме письменной речи; - адресату и характеру речевого общения; - состоянию автора (если подлинно известно, что автор исследуемого документа находился в обычном или необычном состоянии). Условно-свободные образцы письменной речи - тексты, составленные в связи с расследуемым делом или после его возбуждения, но не специально для производства экспертизы (различные заявления, жалобы, объяснительные и другие тексты, составленные в период расследования). Экспериментальные образцы письменной речи - тексты, составленные определенным лицом по предложению и в присутствии следователя или судьи, специально для использования в качестве образца при производстве автороведческой экспертизы. Экспериментальные образцы также должны соответствовать исследуемому документу по языку, стилю, целевому назначению и теме, адресату, характеру речевого общения и состоянию автора. Экспериментальные образцы составляются в виде сочинения на самостоятельно избранную проверяемым тему, а также на тему, предложенную следователем (судьей), с учетом формы письменной речи в рамках определенного функционального стиля и языка изложения. Наряду с образцами письменной речи, в качестве образцов может быть использована устная речь, зафиксированная на магнитных носителях (требования к этим образцам соответствуют изложенным выше). Практика производства автороведческих экспертиз свидетельствует о том, что объем сравнительного материала при совпадении функционального стиля и принадлежности к высокоинформативным объектам должен превышать объем исследуемого документа в 10-15 раз, а в менее благоприятных случаях этот коэффициент повышается еще в 2-5 раз. Судебно-автороведческая экспертиза решает идентификационные, классификационные и диагностические задачи. Примерный перечень вопросов следователя при назначении автороведческой экспертизы: 1. При решении идентификационных задач: - Является ли определенное лицо автором текста конкретного - Является ли определенное лицо автором нескольких документов или какого-либо фрагмента текста документа? 2. При решении классификационных задач перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы: - Является ли данный язык родным для автора конкретного документа? — Носителем какого наречия данного языка является автор конкретного документа? - Каков образовательный уровень автора текста конкретного документа? - Составлен ли текст конкретного документа лицом, обладающим навыками делового (научного, публицистического и т.д.) стиля письменной речи? - Каковы пол, возраст автора документа? - Какова профессия или род занятий автора документа? 3. При решении диагностических задач: - Составлен ли текст конкретного документа с намеренным - Являются ли автор и исполнитель рукописного текста одним и тем же лицом? - В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время составления последнего: в обычном или необычном физиологическом состоянии (состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.д.). Ш. Судебно-техническая экспертиза документов Предметом судебно-технической экспертизы документов (СТЭД) являются фактические обстоятельства, связанные с исполнением документов, отождествлением материалов документов и средств их изготовления, устанавливаемые на основе специальных познаний. Эти познания базируются на данных криминалистической техники, синтезирующей положения физики, химии, технических и технологических наук. Объектами СТЭД являются: - документы; - изделия из материалов, предназначенных для изготовления — технические средства, предназначенные для исполнения реквизитов документов (пишущие приборы, знакопечатающие аппараты, печатные формы, компостеры, средства множительной техники); - вещества и изделия, предназначенные или использованные - предметы, не являющиеся документами в точном смысле этого слова, но исследуемые по методикам для СТЭД (изделия из различных материалов, на которых необходимо выявить слабовидимые и невидимые записи, установить природу красящего вещества записей и т.д.); - изделия из бумаги и картона. При проведении СТЭД могут решаться диагностические, идентификационные и классификационные задачи. Диагностические задачи: - установление способа изготовления документа; - установление времени изготовления документа или отдельных его частей; - установление факта и способа внесения изменений в документ; - выявление первоначального содержания документа. Идентификационные задачи: - установление принадлежности частей одному документу; - идентификация технических средств, используемых для изготовления документов или внесения в них изменений; - идентификация изделий и материалов, используемых для изготовления документов либо внесения в них изменений; - идентификация лица, отпечатавшего машинописный документ. Классификационные задачи - установление факта принадлежности конкретного объекта к определенной группе в соответствии с существующей классификацией (например, решая классификационную задачу при исследовании машинописного текста, эксперт устанавливает класс, вид, тип и марку пишущей машины). В отношении одного и того же документа или его фрагмента одновременно могут ставиться и решаться диагностические, идентификационные и классификационные задачи. В настоящее время в СТЭД выделяется два основных вида -исследование реквизитов документов и исследование материалов документов. Реквизиты документа - его фрагменты: тексты, исполненные полиграфическим способом или на знакопечатающих устройствах, рукописные записи, подписи, оттиски печатей и штампов и др. Материалы документа - материалы письма, основы документа (бумага, картон), вспомогательные материалы, травящие (смывающие) вещества.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |