Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронный учебник — новый жанр учебной литературы




Начать

Созданию электронных учебников

Учебный курс по

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 3

Вопросы для подготовки к зачету

1. Знания и их представления.

2.Знания и данные.

3. Формы знаний.

4. Формальные логические модели.

5. Синтаксис и семантика логики предикатов.

6. Принцип резолюции. Доказательство теорем.

7. Правила вывода.

8. Системы дедукции.

9. Многозначные логики.

10. Семантические сети.

11. Поиск решения в семантической сети.

12. Фреймы и слоты.

13. Наследование свойств.

14. Продукционная модель.

15. Машина вывода.

16. Нечеткие знания и нечеткая логика.

17. Нечеткие множества. Нечеткие отношения.

18. Нечеткие выводы.

 

 

Содержание

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К МАТЕРИАЛУ КУРСА 3

1.ВВЕДЕНИЕ 3

2. ЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 6

3. СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 13

4. ОБЪЕКТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ 15

5. ПРОДУКЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 18

6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕЧЕТКИХ ЗНАНИЙ 21

7. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 29

 

 

ÓБ К К,

Миргейдаров Вугар&Гасымова Саадат


Введение

Задачей этого курса является обучение основным принципам создания, распространения и использования электронных учебников. В пособии кратко описаны основные этапы создания э.у., принципы вёрстки тематического материала, обогащение его визуальными средствами передачи информации, существующие нормативы и правила совмещения различных средств передачи информации.

Для создания продукта был использован пакет программ SunRav Book Office фирмы SunRav. В этот пакет входят следующие программы: SunRav Book Reader, SunRav Book Editor, SunRav Test Office. Для того чтобы пользоваться нашей программой вам понадобится операционная система Ms Windows классом не ниже Windows 97, и программа SunRav Book Reader из указанного выше пакета SunRav Book Office.

Пользоваться программой очень просто. Окно программы состоит из двух частей. В левой части отображается список основных разделов. Если выбрать какой-то раздел, щёлкнув на нём левой кнопкой мыши, его содержимое отобразится в правой части окна программы. Если возникнет необходимость вернуться к предыдущей главе или перейти к следующей, не используя содержания, это можно сделать с помощью ссылок, расположенных в нижней части каждой станицы. Клавиши F10 и F11 помогут вам просматривать текст в полноэкранном режиме или вернуться в режим обычного просмотра.

Продукт создан работниками Бакинского Компьютерного Колледжа В.Миргейдаровым и С.Гасымовой на базе курса лекций по вопросам создания электронных учебников, организованного 9-16 декабря 2003 года в г. Баку компанией «Интеллект» при поддержке фонда Дж. Сороса. В процессе работы были также использованы материалы сайта http://www.eir.ru и статья «Основные рекомендации по созданию электронных учебников».

Авторы проекта выражают огромную благодарность Сергею Вениаминовичу Кондратьеву, оказавшему неоценимую помощь в создании этого продукта и любезно предоставившего весь необходимый для него теоретический материал.

 

Следующая глава Предыдущая глава


Зачем нужен электронный учебник?

 

Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания таких компьютерных пакетов (электронных учебников, пособий, тренажеров, тестеров и проч.), наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду в специализированной аудитории на практических занятиях, в компьютерном классе учебного заведения или общежитии, оборудованном для самостоятельной работы учащихся, а также дома на персональном компьютере.

 

Основываясь на официальных определениях электронного издания (ЭИ), учебного электронного издания (УЭИ) и электронного учебника (ЭУ), необходимо расширить и конкретизировать понятие ЭУ.

 

 

Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

 

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

 

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

 

Текстовая составляющая должна быть ограничена — ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.

 

 

Следующая глава Предыдущая глава


Некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника

Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты:

· теоретическое ядро,

· контрольные вопросы по теории,

· примеры,

· задачи и упражнения для самостоятельного решения,

· контрольные вопросы по всему модулю с ответами,

· контрольная работа,

· контекстная справка (Help),

· исторический комментарий.

Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.

Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.

 

Подводя итоги, мы теперь можем ответить на сакраментальные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник? Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки; выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

Учебник необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации; позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта; позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

 

Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;позволяет оптмизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

 

Следующая глава Предыдущая глава


А что внутри?

 

В комплект должны входить две части.

Основная часть курса, которая, в свою очередь, должна содержать: · Титульный лист учебника. · Аннотацию (желательно). · Программу курса. · Перечень сокращений (если он имеется). · Перечень иллюстраций. · Сведения об авторах. · Собственно тексты тем (глав) № 1, 2, 3, …. · Список рекомендуемой литературы по темам. · Список цитированной литературы в конце курса. · Приложения (перечень нормативных актов, указов, постановлений, если они имеются).   Контрольно-справочная часть курса, которая должна содержать: · Перечень вопросов и заданий для самопроверки изученного к каждой теме-главе, разделу и ко всему курсу (или перечень вопросов и заданий для компьютерного тренинга в среде мультимедиа). · Перечень вопросов и заданий для контроля уровня знаний к каждой теме-главе, разделу и ко всему курсу (или перечень вопросов и заданий для компьютерного тестирования в среде мультимедиа). · Темы курсовых работ и рефератов. · Примерный перечень экзаменационных вопросов по всему курсу (или к зачету). · Хронологический указатель (если он имеется). · Указатель имен (если он имеется). · Предметный указатель (если он имеется). · Словарь терминов. · Методические указания (или рекомендации).

.htm

Следующая глава Предыдущая глава


Творчество - шаг за шагом

 

1. Выбор источников

2. Заключение договоров с авторами о праве на переработку

3. Разработка оглавления и перечня понятий (индекса)

4. Переработка текстов в модули по разделам и создание Help

5. Реализация гипертекста в электронной форме

6. Разработка компьютерной поддержки

7. Отбор материала для мультимедийного воплощения

8. Разработка звукового сопровождения

9. Реализация звукового сопровождения

10. Подготовка материала для визуализации

11. Визуализация материала

 

На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые

наиболее полно соответствуют стандартной программе,

лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

содержат большое количество примеров и задач,

имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

 

На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.

 

На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

 

На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

 

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

 

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

 

В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебником. Оно практически не имеет шансов на коммерческий успех, потому что студенты не будут его покупать.

 

На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и реализуется ИЯ; разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ для решения математических задач (правила набора математических выражений и взаимодействия с ИЯ).

 

В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Такой ЭУ может распространяться на коммерческой основе.

 

Интеллектуальное ядро целесообразно сделать так, чтобы его можно было заменять на более мощный компьютерный пакет типа DERIVE, Reduce, MuPAD, Maple V и т.п.

 

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

 

На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

 

На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

 

На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.

 

На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

 

На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно иметь в виду, что анимация стоит очень дорого).

 

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийной компонент.

 

Следующая глава Предыдущая глава





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.