КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направленность личности
Н. А. Добролюбов Вопросы для самопроверки 1. В чем отличительная особенность социогенетического подхода к личности? 2. Каких наиболее ярких представителей биогенетического подхода вы знаете? 3. Каковы основные характеристики концепций психодинамического направления?
Раздел 7. Направленность, потребности и мотивы личности «Прекрасным стремлениям души мы не придаем никакого практического значения, пока они остаются только стремлениями, мы ценим только факты и только по действиям признаем достоинства людей».
Тема 1. Общая характеристика направленности личности Позиция 1. Направленность личности.
Позиция 2. Подходы к пониманию потребностей. Классификация и виды потребностей.
Позиция 3. Мотивационная сфера человека. Подходы к пониманию мотивов. Классификации мотивов.
Рекомендуемая литература 1.Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – М., Владос, 2003. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР. Ин-т психологии. – М.:,Наука,1977. 2.Асмолов А.Г. Психология личности.: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов по специальности «Психология» - М.: Изд-во МГУ, 1990. 3. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М.: Знание,1977. 4. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / Общ. Ред. В.Я. Пилиповского. – М.: 1986. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. Исследование. – М.: Просвещение,1968. 6. Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. Учебное пособие для вузов. – М.: Че Ро, 2005. 8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер,2000. 9. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПб.,- Питер, 2003. 10. Маклаков А.Г. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Медицина, 1960. 12.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат,1982. 13.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
Позиция 1. Направленность личности – совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности и мотивы. Направленность включает в себя: предметное содержание (направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет) и напряжение (которое при этом возникает).
Человек — это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают потребности, которые должны быть удовлетворены. В деятельности также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде в частности. Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения. Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Потребности личности — это испытываемая ею нужда в чем-либо. Мотивы личности — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности. Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Установки личности — это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях. Цели — это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо се жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |