КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Граждане и другие физические лица как субъекты информационного права
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты информационного права Понятие субъектов информационного права (общая характеристика)
Правовой статус субъектов информационного права включает в себя: – информационную правоспособность; – информационную дееспособность. Правовой статус субъектов определяется информационной правосубъектностью, а также правами и обязанностями субъектов, ответственностью, гарантиями осуществления своих прав. При осуществлении своих информационных прав субъекты информационных правоотношений обязаны действовать разумно и добросовестно (ст. 157, 220, 234 ГК РФ), соблюдая основы нравственности (ст. 169 ГК РФ) и другие принятые в обществе нормы (ст. 241 ГК РФ). В законах и иных нормативных актах закреплены в настоящее время официальные определения субъектов информационных правоотношений. Например, в ст. 2 Закона об информации используются понятия: – обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким‑либо признакам; – оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. В Законе об обязательном экземпляре документа применяются понятия «производитель документов» и «получатель документов» (ст. 1). В Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. приводится определение «Творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой‑либо ассоциации творческих работников»[38]. В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124‑1 «О средствах массовой информации»[39](далее – Закон о СМИ) закреплены понятия «главный редактор», «журналист», «издатель», «распространитель», «редакция». В авторском праве используются понятия «автор», «изготовитель аудиовизуального произведения и фонограммы», «исполнитель». В федеральных законах «О связи» (далее – Закон о связи) от 7 июля 2003 г. № 126‑ФЗ[40]и «О библиотечном деле» применяются понятия «пользователи сети» и «пользователь библиотеки» соответственно. В статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38‑ФЗ «О рекламе»[41]закреплены понятия «рекламодатель», «рекламопроизводитель» и «потребитель рекламы». По отношению к информации все субъекты можно разделить на три группы. 1. Производители. 2. Обладатели, собственники информации. 3. Потребители. По общеправовому критерию: – Российская Федерация; – субъекты РФ; – муниципальные образования; – граждане и другие физические лица; – общественные объединения; – коммерческие организации. Субъектами информационного права могут выступать лица, обладающие только информационной правоспособностью. Но субъектами информационных правоотношений могут выступать только те, которые обладают информационной дееспособностью: – органы государственной власти и их должностные лица; – местные органы власти и их должностные лица; – физические лица; – юридические лица.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования обладают только информационной правоспособностью, т.е. они являются субъектами права, но не могут являться субъектами информационных правоотношений, так как реализуют их права и обязанности, т.е. обладают информационной дееспособностью, – органы государственной, местной власти и (или) их должностные лица. 1Их правовой статус устанавливается Конституцией РФ и федеральными законами РФ. Являясь гарантом защиты прав и свобод, органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать все без исключения информационные права физических и юридических лиц. Так, Конституция РФ вменяет в обязанность органам государственной власти: ● обеспечивать свободу слова; ● обеспечивать достоверное информирование граждан о состоянии экологии; ● обязательно публиковать нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; ● обеспечивать свободу массовой информации и не допускать цензуры; ● пресекать действия, направленные на сокрытие данных о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; ● обеспечивать бесплатный доступ к знаниям при обучении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; ● не допускать использование не по назначению конфиденциальной информации, полученной в ходе служебной деятельности. Органы государственной власти субъектов Федерации обязаны: ● обеспечивать соблюдение принципа идеологического многообразия в общественном сознании жителей региона, т.е. плюрализма идеологий в России и ее регионах[42]; ● обеспечивать соблюдение принципа отделения религии от государства; ● не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, религиозную, расовую или национальную ненависть и вражду, а также пресекать пропаганду социального, расового, национального или религиозного превосходства (эта обязанность исходит из ч. 2 ст. 29 Конституции РФ); ● в ходе предвыборной кампании обеспечивать кандидатам равные условия в информационной сфере; ● обеспечивать полноту, достоверность, своевременность, открытость статистической информации по всем направлениям жизнедеятельности региона. Важнейшей информационной обязанностью субъектов РФ является создание региональной государственной информационной системы, интегрированной с Федеральной информационной системой и аналогичными системами других регионов. Информационной обязанностью субъектов РФ является создание и обеспечение целостности, сохранности, функционирования и развития различных информационных фондов (библиотечного, музейного, архивного, кино‑, фото‑, художественного и т.п.). Правила соотнесения информационного поля и полномочий органов власти: применительно к органам власти, к должностным лицам важно установить структуру информационных ресурсов, способы получения информации и использование информации в процессе служебной деятельности. Задачи деятельности органов власти в информационной сфере: – информационное обеспечение деятельности органов (работа по структуризации информации и выбор наиболее правильных легитимных средств обработки информации); – предоставление каждым органом власти информации другим пользователям. Штат Иллинойс, США. Конституция, ст. Б, раздел I: губернатор, секретарь, контролер, казначей должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно проживать в месте пребывания правительства штатов с целью сохранения документов. Документ «Постоянные правила Сената США» в редакции 1979 г. предусматривает строгий режим конфиденциальности по вопросам, обсуждаемым сенатом по предложению исполнительной власти. «Правила административной процедуры» информации: – бесплатная; – копируется ограниченно; – режим допуска. Выделяют основные направления деятельности органов власти. 1. Отбор информации, необходимый для обеспечения деятельности. 2. Систематизация информации. 3. Подготовка и ведение банков информационных данных. 4. Ответственность за адекватность информационных ресурсов задачам органов власти, а также ответственность за полноту и своевременность сведений и ответственность за использование информации по назначению. 5. Организация информационной системы. 6. Обеспечение безопасности.
Субъект права – это лицо, участник общественных отношений, которое характеризуется такими главными признаками, как способность быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей, а также способностью участвовать в правоотношениях в силу действующего законодательства[43]. В качестве субъектов информационных правоотношений могут выступать либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды – это могут быть не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Конституция РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» признает и гарантирует права согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Статья 62 Конституции устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Для осуществления своих информационных прав и реализации обязанностей конкретные лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособностью здесь будет называться способность лица (журналиста, автора программы для ЭВМ и др.) иметь информационные права и обязанности. Дееспособность будет характеризовать способность лица претворять в жизнь, на практике своими действиями имеющиеся у него информационные права и обязанности. Очевидно, что правоспособность в информационной сфере имеют все граждане независимо от их пола, возраста, расовой принадлежности, национальности, вероисповедания и происхождения. Однако в информационной сфере правоспособность может быть дополнительно ограничена. Например, Закон о СМИ устанавливает, что не может выступать учредителем средства массовой информации гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным[44]. Дееспособность в информационной сфере возникает не у каждого лица, а лишь у тех лиц, которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т.п. получают по информационному законодательству возможность лично использовать свои права и принимать на себя обязательства. Например, граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут лишь с согласия своих родителей или законных представителей совершать сделки с программными продуктами, с компьютерной техникой, т.е. обладают ограниченной дееспособностью. Однако правоспособность может наступать до рождения (право наследования). Права нерожденных в информационном праве: 1) право на доступ к завещанию; 2) право на защиту здоровья матери от вредной информации. До 6 лет физическое лицо может иметь следующие права: 1) выходить в Internet с разрешения родителей; 2) пользоваться телефонными услугами с соглашения родителей. Следует иметь в виду, что на информационно‑правовой статус гражданина оказывают влияние специальные административные статусы. Среди гарантий информационных прав граждан можно выделить следующие: – создание условий для предотвращения методов психопрограммирования (например, 25‑й кадр) в средствах телекоммуникации; – школьные программы – единообразный информационный ресурс школьникам; – государственные образовательные стандарты; – государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой информации.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |