Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика семинарских занятий 2 страница




3. Каковы особенности привилегий и иммунитетов ООН и их служащих (сотрудников)?

4. В чем особенность международно-правового статуса специализированного учреждения ООН?

5. Назовите отличительные признаки региональных представительств и информационных центров ООН.

6. Каков порядок формирования вооруженных сил ООН и проведения "операций ООН по поддержанию мира"?

 

Рекомендуемая литература:

1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //Международное право: Сборник документов /Под ред. А.Н. Талалаева. М., 2000.

2. Декларация тысячелетия. Выступление Генерального секретаря ООН на саммите 2000 г. //Дипломатический вестник. М., 2001.

3. Верещетин В.С. Международный суд ООН на новом этапе// Росс. ежегодник междунар. права. М., 2002.

4. Кривчикова Э.С. Главные органы ООН. М., 1989.

5. Международные организации системы ООН: справочник. М., 1990.

6. Основные сведения об ООН. Справочник. М., 2003.

7. Толстых В.Л. Консультативные заключения и решения Международного суда. М., 2003.

8. Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и новые международные конфликты // Дипломатический вестник. 1995. № 9.

9. Тузмухамедов Б.Р. Операции в пользу мира // Росс. ежегодник междунар. права. М., 2002.

10. Чурилова С.В. Организация Объединенных Наций: перспективы XXI в. // Иваново-Вознесенский юридический вестник. 2001. № 7.

 

Решите следующие задачи:

Задача 1.

В течение первых десяти лет существования ООН проблемой первостепенной политической важности оказалась проблема членст­ва. За этот период лишь девять государств были приняты в члены организации. Вступление почти вдвое большего числа государств было заблокировано отсутствием положительного решения Совета Безопасности, в большинстве случаев из-за применения права вето Советским Союзом. Следует учесть, что это был период самого острого противостояния западных стран и социалистического лагеря — на­чало «холодной войны». Советский Союз настаивал на приеме в ООН своих союзников, против чего, в свою очередь, возражали западные страны. Большинство в Генеральной Ассамблее тогда составляли именно государства противостоявшего Советскому Союзу блока, и в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН обратилась в Международный Суд ООН за консультативным заключением с вопросом: имеет ли по­стоянный член Совета Безопасности право ставить свое согласие на прием одного члена под условие приема другого члена.

Международный Суд сумел удержаться от политического подхода и ответил, что соображения, которыми руководствуется то или иное государство при голосовании, не может контролироваться правом, а потому не входят в компетенцию Суда.

В 1955 г. Генеральной Ассамблеей была сделана вторая попытка. Международному Суду был задан вопрос: может ли Генеральная Ас­самблея принять решение о приеме нового члена в отсутствие реко­мендации Совета Безопасности.

 

Вопрос:

Как должен был ответить Суд на второй запрос?

Задача 2.

В 1956 г. Генеральная Ассамблея одобрила создание Чрезвычай­ных сил ООН, задачей которых было обеспечить вывод английских, французских и израильских войск с египетской территории, а впос­ледствии — служить буфером на линии перемирия на Синайском полуострове.

В 1960 г. Совет Безопасности ООН начал операции ООН в Конго.

Генеральная Ассамблея подошла к проблеме возмещения расходов на обе операции в общем так же, как к другим, распределяя их между государствами-членами, как это предусмотрено ст. 17 Устава ООН. Некоторые государства возражали против такого подхода и отказа­лись платить указанные им суммы. Оказавшись перед лицом значи­тельной нехватки средств, Генеральная Ассамблея обратилась к Меж­дународному Суду с просьбой вынести консультативное заключение по вопросу: составляют ли вышеуказанные расходы «расходы Органи­зации» в смысле ст. 17?

Суд ответил утвердительно.

 

Вопросы:

1. Вправе ли государство в одностороннем порядке оспаривать меры, принимаемые международной организацией?

2. Является ли решение одного органа решением всей организации?

 

Задача 3.

Административный трибунал ООН был создан по решению Гене­ральной Ассамблеи для рассмотрения трудовых споров с персоналом. В 1952 г. трибунал вынес решение о выплате крупной компенсации (около 180 тыс. долл. США) нескольким уволенным служащим Сек­ретариата. Генеральный секретарь обратился к Генеральной Ассам­блее с просьбой о сборе с членов Организации дополнительных взно­сов, против чего многие государства-члены стали возражать. Тогда Ге­неральная Ассамблея обратилась к Международному Суду с вопро­сом: имеет ли Генеральная Ассамблея право отказаться выполнять решение Административного трибунала. Некоторые государства ут­верждали также, что Генеральная Ассамблея вообще не имела права создавать Трибунал, поскольку это не предусмотрено Уставом.

Отвечая на запрос, Международный Суд высказал мнение о том, что Организация должна создать для своего персонала достойные ус­ловия, и что служащие должны иметь судебную защиту. Кроме того, Суд процитировал свое более раннее решение о том, что Организация может осуществлять так называемые подразумеваемые права.

 

Вопросы:

1. Как Суд ответил на вопрос о праве Генеральной Ассамблеи со­здать Административный трибунал?

2. Имеет ли Ассамблея право не выполнять решение Администра­тивного трибунала?

 

Задача 4.

В мае 1993 г. Совет Безопасности ООН своей резолюцией учредил Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в целях судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, начиная с 1991 г. Учреждая МТБЮ, Совет Безопасности ссы­лался на главу VII Устава ООН, согласно которой он уполномочен принимать надлежащие меры для обеспечения или восстановления международного мира и безопасности.

В 1994 г. МТБЮ возбудил дело против Душко Тадича, обвиненно­го в серьезных нарушениях международного гуманитарного права в Боснии и Герцеговине.

На суде Душко Тадич выдвинул предварительные возражения против юрисдикции МТБЮ:

а) трибунал был создан незаконно, так как у Совета Безопасности ООН нет такого полномочия; при разработке Устава ООН не имелось в виду создание Советом Безопасности подобных судебных органов. Грубые нарушения международного гуманитарного права всегда имели место, однако тогда подобные органы не создавались;

б) трибунал учрежден незаконно также и потому, что согласно об­щему принципу права суд должен быть учрежден на основе закона или международного договора;

МТБЮ отверг эти возражения обвиняемого. Действительно, отме­тил Суд, полномочия Совета Безопасности не безграничны. Однако в данном случае вопрос о пределах полномочий Совета Безопасности ООН не стоит, поскольку вооруженный конфликт на территории быв­шей Югославии является нарушением мира (или угрозой миру). Воз­можность выбора подобной меры — учреждения специального орга­на — Уставом ООН не отрицается. Статьи 41 и 42 Устава ООН предо­ставляют Совету Безопасности большие возможности в выборе мер обеспечения восстановления мира. Причем перечень мер, установлен­ный ст. 41 Устава ООН, не является исчерпывающим: в ней содер­жится формулировка — «такие меры могут включать...» По мнению Трибунала, в этой статье лишь указано, какие меры не могут быть приняты на основе этой статьи (военные меры), в то время как выбор до­зволенных мер оставлен на усмотрение самого Совета Безопасности ООН.

 

Вопрос:

Можно ли согласиться с аргументацией Трибунала?

 

ТЕМА 7. Право международной безопасности

· Многополярность современного мира и концепция всеобщей безопасности.

· Роль и значение двусторонних соглашений по разоружению между СССР/Россией и США.

· Военные блоки и Устав ООН.

· Договор коллективной безопасности стран СНГ 1997 г.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие акты применения силы представляют угрозу международному миру и безопасности?

2. Каковы элементы универсальной системы обеспечения международной безопасности?

3. Каковы элементы региональных систем обеспечения международной безопасности?

4. Каков порядок формирования и применения коллективных сил по поддержанию мира в регионах?

5. Охарактеризуйте международно-правовые источники по вопросам разоружения, ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений.

6. В чем состоят особенности конвенций, касающихся оружия массового уничтожения?

7. Дайте оценку эффективности системы проверки, инспекции и контроля в области обеспечения международной безопасности.

8. Что такое меры доверия в международном праве?

 

Рекомендуемая литература:

9. Договор о коллективной безопасности СНГ от 15 мая 1992 г. // Международное право: Сборник документов / Под ред. А.Н. Талалаева.

10. Определение агрессии: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. //Международное право: Сборник документов /Под ред. А.Н. Талалаева.

11. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //Международное право: Сборник документов /Под ред. А.Н. Талалаева.

12. Устав Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1993 г. // Международное публичное право: Сборник документов: В 2 т. // Под ред. К.А. Бекяшева, А.Н. Ходакова. М., 1996. Т. 2.

13. Асланян Л.В., Каспаров А.А. Международное и российское законодательство по запрещению и уничтожению химического оружия. М., 1998.

14. Беннис Ф. Империя против ООН. США подрывают международное право // Моск. журн. междунар. права. 2000. № 4.

15. Вне конфронтации: международное право в период после холодной войны. Сборник статей. М,. 1996.

16. Международное право и международная безопасность. Диалог советских и американских экспертов. М., 1991.

17. Мелков Г.М. Гуманитарное вмешательство (международно-правовые аспекты) // Моск. журн. междунар. права. 2000. № 3.

18. Новая стратегическая концепция НАТО, военная акция альянса против СРЮ и международный правопорядок // Моск. журн. междунар. права. 2000. № 1.

19. Создание новой системы европейской безопасности и роль международных организаций / Под ред. Н.А. Шубиной, М.М. Королевой. М., 1996.

20. Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М., 1997.

 

Решите следующие задачи:

Задача 1.

Из выступления директора департамента информации и печати МИД РФ В.О. Рахманина:[7] «Появление новых военных баз в регионе негативно сказалось бы на межгосударственных отношениях. Убеждены, что любые формы международного военного сотрудничества должны развиваться с учё­том интересов и озабоченности других государств. Российская сторо­на обращает внимание сторонников таких идей на то, что их реализа­ция вступила бы в противоречие с заявлением Совета НАТО от 14 марта 1997 г., в котором подтверждено, что в нынешних обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллектив­ную оборону через обеспечение необходимой совмес­тимости — это терминология документа, поэтому извините за опреде­ленные сложности этой терминологии — через обеспечение необходи­мей интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил.

Политическое обязательство, содержащееся в данном заявлении, является важной предпосылкой новых договоренностей по контролю над вооружения­ми и мерам доверия в Европе. Оно является также одним из ключевых моментов Основополагающего акта Россия — НАТО. Отход от этого обязательства нанес бы серьезный ущерб международным усилиям по укреплению основ общеевропейской безопасности».

 

Вопрос: Противоправно ли расширение НАТО?

 

Задача 2.

Международный Суд принял консультативное заключение по во­просу об угрозе или применении ядерного оружия, носящее, как из­вестно, рекомендательный характер. Первое ознакомление с постановляющей частью данного заключе­ния позволяет сделать следующие замечания:

Отметив, что угроза или применение ядерного оружия в общем противоречили бы международному праву вооруженных конфликтов, Суд констатировал, что не смог прийти к окончательному выводу о том, были бы противоправными или нет угроза или применение ядер­ного оружия в экстремальных обстоятельствах самообороны, при ко­торых само выживание государств находилось бы под угрозой.

Такая, на первый взгляд, противоречивая констатация Суда отра­зила, как представляется, сложную, преимущественно политическую роль ядерного оружия в современном мире, которая находит под­тверждение в межгосударственных актах, официальных доктринах и заявлениях государств. Его главное назначение состоит в обеспечении ядерного сдерживания, т.е. в недопущении войны, особенно глобаль­ного конфликта. И лишь фоном для этой базовой политической функ­ции служит военное качество ядерного оружия как крайнего средства, гипотетическое применение которого может быть сопряжено с исклю­чительными обстоятельствами.

Ядерное оружие не использовалось в вооруженных конфликтах послевоенного времени. В нынешних условиях вероятность его при­менения неизмеримо ниже, чем когда-либо в прошлом, особенно в пе­риод «холодной войны». Позитивное развитие международной обста­новки, преодоление конфронтации, укрепление духа партнерства и со­трудничества позволяют делать все больший акцент на невоенные — политические, международно-правовые, экономические — способы предотвращения нарушений мира и актов агрессии и противодейст­вия им.

В настоящее время налицо углубление процесса ядерного разору­жения в органическом сочетании с укреплением режима нераспро­странения ядерного оружия. Неслучайно Суд пришел к выводу о на­личии в международном праве обязательства добросовестно вести и завершить переговоры о ядерном разоружении. Российская сторона привержена целям ядерного разоружения и нераспространения и твердо намерена работать с целью их последовательной реализации.

 

Вопрос:

Как можно прокомментировать данное заключение Международ­ного Суда?

 

ТЕМА 8. Право международной ответственности

· Понятие и особенности ответственности в международном праве.

· Виды и формы международно-правовой ответственности.

· Понятие объективной и внедоговорной (абсолютной) ответственности в международном праве. Ответственность государств за правомерную деятельность.

· Ответственность государств и ответственность физических лиц.

· Международные деликты и международные преступления.

Вопросы для самоподготовки:

1. Кто выступает субъектами международно-правовой ответственности?

2. Каковы формы политической ответственности?

3. Назовите основные источники международного права, содержащие нормы о международно-правовой ответственности.

4. Выделите основные этапы становления права международной ответственности.

5. Каковы признаки объективной и абсолютной ответственности в международном праве?

6. Существуют ли основания освобождения от международно-правовой ответственности?

7. Каковы формы сотрудничества государств между собой по вопросам привлечения физических лиц за международные правонарушения?

8. За чьи действия несет ответственность международная организация?

Рекомендуемая литература:

1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //Международное право: Сборник документов /Под ред. А.Н. Талалаева. М., 2000.

2. Устав Международного военного трибунала от 8 августа 1945 г. // Там же.

3. Ответственность государств за международно-противоправные деяния от 12 декабря 2001 г.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН //Дипломатический вестник. 2001. № 12.

4. Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. (с изм. и доп.) // Международный уголовный суд: Сборник документов / Под ред. Р.А. Валеева, А.Р. Каюмовой. Казань, 2004.

5. Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. // Международное право: Сборник документов /Под ред. А.Н. Талалаева. М., 2000.

6. Валеев Р.М. Международный контроль. Казань, 1998.

7. Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004.

8. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Понятие и принципы ответственности в международном праве // Моск. журн. междунар. права. 2000. № 2.

9. Толстых В.Л. Консультативные заключения и решения Международного суда ООН. М., 2002.

10. Хачатуров В.М. Ответственность в современном международном праве. Тольятти, 1996.

Решите следующие задачи:

Задача 1.

Вождь племени хереро (Намибия) при поддержке группы видных адвокатов с мировым именем решил обратиться в Международный Суд в Гааге с требованием к Германии возместить компенсацию за геноцид против его народа.

События, к которым отсылает вождь, произошли в 1904 г. В нами­бийском городе Окахандже вспыхнуло восстание против немецких колонизаторов. В Берлине на уровне кайзера решили не только жестоко наказать бунтовщиков, а расправиться со всем пле­менем в этом регионе страны. Сохранился подлинный документ, скрепленный подписью генерала фон Трота. В распоряже­нии генерала по своей армии, состоявшей из 10 тыс. добровольцев, отправившихся на расправу с африканцами, говорится следующее: «Каждый встреченный человек из племени хереро — вооруженный или невооруженный, должен быть немедленно уничтожен. Я лично приказываю не щадить ни женщин, ни детей». Расправа немцев унесла 87 тыс. жизней из тех 100 тыс. человек, которые составляли тогда племя хереро.

Вождь племени хереро осно­вывает свою аргументацию на прецеденте: королева Великобритании сочла возможным компенсировать ущерб, причиненный колонизато­рами ее страны народу племени маори в Новой Зеландии.

Находясь в марте 1998 г. с визитом в Намибии, президент ФРГ публично выразил сожаление[8] по поводу трагических событий почти вековой давности, однако вождь этим не удовлетворен.

 

Вопросы:

1. Существует ли норма международного права, обязывающая Гер­манию выплатить возмещение за геноцид, совершенный в 1904 г.?

2. Как называются суммы, выплачиваемые в качестве жеста доб­рой воли, подобно тем, что сочла возможными выплатить коро­лева Великобритании?

 

Задача 2.

12 ноября 2000 г. в столице Катара Дохе открылся саммит глав госу­дарств Организации Исламская конференция. Саудовская Аравия, Ливия и Бахрейн заявили о бойкоте саммита. Эти страны возмущены отказом Катара разорвать торговые связи с Израилем, что предусмат­ривалось решением предыдущего, Каирского саммита в связи с ухуд­шением обстановки в Палестинской автономии. От участия в саммите отказался и иранский президент.

 

Вопросы:

1. Можно ли охарактеризовать отказ Саудовской Аравии, Ливии и Бахрейна от участия в нынешнем саммите как санкцию в отно­шении Катара?

3. К какому виду санкций относятся санкции, предпринятые Орга­низацией Исламская конференция?

 

Задача 3.

Эстонская сторона обвинила двух российских дипломатов в «дея­тельности, несовместимой с их статусом», и предложила им в 48 часов покинуть Эстонию. В этой связи МИД России заявляет следующее: «Полностью отводим выдвинутые в адрес российских дипломатов обвинения как несостоятельные. Речь идет о преднамеренной прово­кации, которой наносится серьезный ущерб российско-эстонским от­ношениям. В качестве ответной меры из России выдворяются в течение 48 часов два эстонских дипломата, деятельность которых несовмести­ма с их дипломатическим статусом. Об этом сегодня же будет заявлено послу Эстонии, вызванному в МИД России».

 

Вопросы:

1. Являются ли действия Эстонии нарушением международного права?

2. Является ли ответная мера России аналогичной той, что приня­та Эстонией?

3. Как называется такой вид санкций?

ТЕМА 9. Другие отрасли международного права

ЗАНЯТИЕ 1. Международное экономическое право

· Понятие международных экономических отношений (МЭО). «Операторы» МЭО.

· Хартия экономических прав и государств. Французская доктрина об источниках МЭП.

· Многосторонние договоры. Ломейские конвенции. Текст ГАТТ - наиболее важные статьи ГАТТ. Пакет соглашений системы ВТО.

· Понятие экономической интеграции.

· Экономические санкции в МЭП.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определение понятия "международное экономическое право".

2. Каковы элементы системы международного экономического права?

3. Раскройте содержание общих и специальных принципов международного экономического права.

4. В чем состоят экономические аспекты деятельности международных организаций общей компетенции?

5. Каковы правовые основы, цели и формы работы международных экономических организаций, например ВТО?

6. В чем состоит предмет международного финансового права? Какова компетенция Всемирного Банка, МВФ и др.?

7. Каковы особенности защиты иностранных инвестиций в международном экономическом (финансовом) праве?

8. Каковы формы экономического институционного сотрудничества в рамках СНГ?

9. Каковы международно-правовые особенности приграничного экономического сотрудничества?

 

Рекомендуемая литература:

11. Алексеев С.А. Секторальные соглашения между Россией и ЕС // Моск. журн. междунар. права. 2003. № 3.

12. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М., 2005.

13. Веремеев Н.В. Международно-правовой статус форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» // Моск. журн. междунар. права. 2004. № 3.

14. Скурко Е.В. К вопросу формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, республики Казахстан, Российской Федерации и Украины // 2004. № 1.

15. Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударственных отношениях. М., 1995.

16. Шатров В.П. Международное экономическое право. М., 1990.

17. Шумилов В.М. Некоторые вопросы теории и практики // Моск. журн. междунар. права. 2000. № 2.

18. Шумилов В.М. ВТО и международное право // Моск. журн. междунар. права. 2003. № 2.

19. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Ростов н/Д, 2003.

 

Решите следующие задачи:

Задача 1.

В 1960 г. одна бельгийская юридическая фирма обратилась в суд своего государства от имени своих клиентов — держателей облигаций займа, сделанного царским правительством России еще в начале XX в. Утверждая, что СССР является правопреемником царской России, фирма требовала выплаты задолженности по займам и процентов по ним. Советский Союз, ссылаясь на свой суверенный иммунитет, отка­зался принимать участие в разбирательстве.

Суд признал, что в данном деле нет отказа государства от своего иммунитета, а потому у суда нет юрисдикции на разбирательство.

 

Вопросы:

1. Является ли выпуск займа коммерческой деятельностью государ­ства?

2. В каком случае возможна подсудность государства по граждан­скому иску?

3. Кто может предпринять дальнейшие действия от имени бель­гийских граждан-держателей займа?

4. Какие это должны быть действия?

 

Задача 2.

Соглашение о торговых отношениях между СССР и США было заключено в 1990 г. После распада СССР Российская Федерация при­знала действительность этого Соглашения в порядке правопреемства. С тех пор Соглашение возобновляется каждые три года.

На основе Соглашения о торговых отношениях заключен ряд меж­ведомственных соглашений, в частности, Договор о товарообороте между министерствами торговли двух стран, на основе которого, в свою очередь, заключен контракт о поставках холоднокатаной стали между ОАО «Роспрокат» и «Кранц Лтд.»

Летом 1999 г. департамент торговли США принял решение о вве­дении антидемпинговых пошлин на российский холоднокатаный ме­талл в размере 178% стоимости стали. После переговоров между ми­нистерством торговли России и департаментом торговли США было достигнуто согласие об отказе от введения указанных пошлин.

Вопросы:

1. Почему переговоры о поставках стали юридическим лицом ведут­ся между государственными органами двух стран?

2. Является ли введение антидемпинговых пошлин нарушением рынка?

3. Почему демпинговые цены противоречат нормальной деловой практике?

4. Находятся ли демпинговые цены в противоречии с Соглашением 1990 г.?

 

Задача 3.

С 1998 г. между Россией и США началась настоящая «стальная война». Американцы обвинили российских металлургов в том, что они продают свои товары дешевле себестоимости и таким образом разоряют местных производителей стали. Против российских компаний было возбуждено антидемпинговое расследование, которое грозило огромным штрафом — в 178% стоимости продукции, который мог быть применен задним числом за уже отгруженный товар.

Чтобы прекратить антидемпинговое расследование, министерства торговли России и США в июле 1999 г. подписали Соглашение «О торговле определенными видами стальной продукции из Россий­ской Федерации». Документ носил явно дискриминационный харак­тер и сокращал поставки российской стали на американский рынок в пять раз. В результате российские металлурги за истекший год поте­ряли около 1,5 млрд долл. США. Кроме того, американцы ввели фик­сированные цены на российский горячекатаный лист. Таким образом, цены на российскую сталь перестали зависеть от конъюнктуры спроса на американском рынке.

Однако с момента подписания соглашения прошло уже больше года. За это время спрос на черные металлы в США пошел на спад, а цены в соглашении остались на прежнем высоком уровне, так как были зафиксированы в момент подъема рынка. После падения цен российские компании выступили с резким протестом против выпол­нения соглашения в полном объеме и заявили, что если американская сторона не пойдет на уступки, то российские металлурги намерены добиваться выхода из соглашения.

 

Вопросы

1. Почему антидемпинговые меры являются правомерными в меж­дународных экономических отношениях?

2. Почему межгосударственное соглашение такого типа, как Согла­шение «О торговле определенными видами стальной продукции из Российской Федерации», противоречит развитию мирового рынка?

3. Правомерно ли в этих условиях применить санкции вместо выхо­да из Соглашения?

4. Какие санкции Вы могли бы предложить, учитывая, что между нашими странами существуют активные экспортно-импортные операции?

 

Задача 4.

Китайская Республика и компания «Радиокорпорация Америки» (RCA) заключили в 1928 г. Соглашение о создании радиовещательной сети компании на территории Китайской Республики. Такая сеть была создана и начала функционировать.

Однако в 1932 и 1933 гг. Китайская Республика заключила соглашения с другой американской компанией, работающей также в области радиофикации, в которых было предусмотрено дальнейшее расширение радиосети. RCA про­считала, что эти новые соглашения нарушают ее права, установленные соглашением 1928 г. Компания и Китайская Республика договорились об обращении к арбитражу, как это и было предусмотрено договором 1928 г. Арбитраж вынес решение в 1935 г.

 

Вопросы:

1. В чем состояло решение арбитража?

2. Предоставляются ли преимущества, на которых настаивала компания,

обычным торговым правом?

Занятие 2. Международное морское право

· Кодификация норм международного морского права. Отраслевые принципы международного морского права.

· Классификация морских пространств и их правовой статус.

· «Свободы открытого моря».

· Право мирного и транзитного прохода в международном морском праве. Правовое положение военных кораблей.

Вопросы для самоподготовки:

1. Каковы два основных источника международного морского права и в чем их принципиальное отличие друг от друга?

2. Каким условиям должен отвечать мирный проход через территориальное море?

3. В чем состоит и как реализуется право преследования "по горячим следам"?

4. В чем состоит правовой режим прохода судов через международные проливы?

5. Назовите признаки правового режима Района и порядок разработки его ресурсов.

 

Рекомендуемая литература:

9. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. // Международное право: Сб. Документов / Под ред. А.Н. Талалаева. М., 2000.

10. Конвенция о международной морской организации от 6 марта 1948 г. // Там же.

11. Бекяшев К.А., Волков А.А., Каргополов С.Г. Морское и рыболовное право. М., 1990.

12. Высоцкий А.Ф. Морской регионализм. Киев, 1986.

13. Гуцуляк В.Н. Актуальные проблемы современного международного морского права и тенденции его развития // Росс. ежегодник междунар. права. М., 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.