КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Методика криминологии
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Иваново Ивановский государственный университет Составитель - кандидат юридических наук И.Б. Степанова
Представлены общие указания по изучению дисциплины, основные требования, предъявляемые к студентам при изучении курса, списки рекомендуемой литературы, планы практических занятий
Печатается по решению методической комиссии юридического факультета Ивановского государственного университета
Рецензент -
Ивановский государственный университет, 2008
Курс криминологии изучается студентами 4 курса дневного отделения в течение 7 семестра. Изучение данной дисциплины завершается сдачей экзамена. В качестве учебной литературы следует пользоваться учебниками по криминологии, изданными в последние годы. Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в криминологической науке по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому студент не может ограничиться изучением только учебников, а должен ознакомиться с дополнительной литературой. Наиболее крупные теоретические работы отдельных авторов названы ниже, применительно к конкретным темам. Практические занятия проводятся по наиболее значимым вопросам. При подготовке к ним, необходимо изучить рекомендованные источники и подготовить в письменном виде мотивированное решение предложенных задач и заданий. Для выполнения ряда заданий следует использовать официально опубликованные статистические данные о состоянии преступности в Российской Федерации, которые можно взять в кабинете правовой информации. Знакомиться с материалами конкретных уголовных дел для подготовки к некоторым практическим занятиям следует на базе архива Октябрьского районного суда г. Иваново на основании направления, полученного на кафедре уголовного права и процесса.
(2 часа)
1. Понятие методологии и методики криминологических исследований. Общенаучные и частные методы. 2. Статистические методы в криминологии. Выборочное криминологическое исследование. 3. Социологические методы криминологического исследования. 4. Общие правила получения и анализа криминологической информации.
Задание 1. Укажите основные приемы статистического изучения преступности и личности преступника. Приведите примеры криминологических группировок, абсолютных величин и обобщающих показателей, относительных и средних величин, статистических таблиц.
Задание 2. Состояние преступности в Российской Федерации за период с 1998 г. по 2009 г. характеризуется следующими данными: в 1998 г. зарегистрировано 2581940 преступлений; в 1999 г. - 3001748; в 2000 г. – 2952367, в 2001 г. – 2968255, в 2002 г. – 2526305, в 2003 г. – 2756398, в 2004 г. – 2893810, в 2005 г. – 3554735, в 2006 г. – 3855373, в 2007 г. – 3582541 в 2008 г. – 3209862, в 2009 г. – 2994820. На основании этих данных: 1) приняв за базу 1998 год, составьте график показателей динамики преступности за 12 лет; 2) определите следующие показатели динамического ряда базисным и цепным способами: а) абсолютный прирост; б) темпы роста; в) темпы прироста; 3) попытайтесь выявить тенденции динамического ряда методом укрупнения интервалов.
Задание3. Вам необходимо провести изучение мнения работников двухтысячного трудового коллектива о причинах и условиях распространенности хищений готовой продукции на текстильном предприятии и возможных мерах предупреждения таких хищений. Каким видом опроса лучше воспользоваться: анкетированием или интервьюированием? В чем недостатки и преимущества каждого из них? Какое исследование - сплошное или выборочное целесообразно провести? Какой круг вопросов Вы сформулируете для выяснения общественного мнения по указанной проблеме?
Задание 4. При изучении причин и условий преступлений несовершеннолетних возникла необходимость разработки справки - анкеты для анализа конкретных уголовных дел данной категории. Дайте характеристику структуры такой анкеты и обоснуйте необходимость каждого из ее разделов. Литература: Горяинов К.К. Организация и методика оперативных криминологических исследований. М., 1982. Зелинский А.Ф. Методика криминологических исследований. Киев, 1992. Косоплечев Н.П. Методы криминологического исследования. М.,1984. Ли Д.А. Уголовно-статистический учет. М., 1998. Лунеев В.В. Выборочный метод в криминологии. М., 1988. Лунеев В.В. Юридическая статистика. М., 2004. Методика анализа преступности. М., 1986. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. М., 1972. Пристанская О.В.,Юцкова Е.М. Методика криминологического изучения правосознания и общественного мнения о преступности. М., 1989 Рабочая книга социолога. М., 2003. Романов В.В. Организация и методика криминологических исследований. Минск, 1986. Савюк Л.К. Организация и методика изучения преступности органами внутренних дел. М., 1988. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М., 1987.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |