КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Личность преступника
ЗАНЯТИЕ 3. ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ. 1.Криминологические идеи классической школы уголовного права. 2. Биологическое направление в криминологии. 3. Психологические теории причин преступности. 4.Социологическое направление в криминологии.
Задание 1. Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Охарактеризуйте современные биологические теории преступности.
Задание 2. Расскажите о психологических подходах в криминологии: а) теория психопатологического предрасположения к преступлению (Г. Годдард); б) психоаналитические теории (У.Уайт, Д. Абрахамсен); в) клиническая криминология (Ф. Граматика, Б. ди Тулио, Ж. Пинатель).
Задание 3. Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии: а) теория "аномии" (Э. Дюркгейм) и социальной дезорганизации (Р. Мертон); б) теория дефференцированной связи (Э. Сатерленд); в) теория стигматизации (Ф. Танненбаум); г) концепция конфликта культур (Т. Селлин); д) экономические подходы в криминологии (теории депрессии и экспансии) и др.
Задание 4. С точки зрения известных Вам социологических теорий причин преступности попробуйте объяснить динамику преступности в Российской Федерации, начиная с 1991 г.
Литература: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994. О зависимости преступного прошлого и предрасположенности человека совершить преступление // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. № 11. С. 39-41. О влиянии экономических факторов на преступность // Борьба с преступностью за рубежом. 1994. № 11. С. 3-6. Сатерленд Э. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями // Социология преступности. М., 1966. С. 47-62. Селлин Т. Социологический подход к изучению причин преступности // Социология преступности. М., 1966. С. 20-37. Фокс В. Введение в криминологию. М., 1980. Шнайдер Г. Криминология. М., 1994.
(2 часа)
1. Понятие и сущность личности преступника. 2. Структура личности преступника и основные элементы ее характеристики. 3. Соотношение социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления. 4. Классификация и типология преступников.
Задание 1. Дайте определение личности преступника. Как оно соотносится с понятиями "криминогенная личность", "субъект преступления", "обвиняемый" и др.? Определите "временные границы" понятия личность преступника, сферу его применения.
Задание 2. В чем заключается социальная сущность личности преступника? В чем состоит отличие личности преступника от личности законопослушного гражданина? Дайте понятие антисоциальной направленности и антиобщественной установки.
Задание 3. Включаются ли в структуру личности преступника его биологические (психофизические и генетические) свойства? Какова их роль в совершении преступления? Какие психофизиологические особенности преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность? Каково значение наличия психических аномалий для формирования и проявления общественной опасности личности субъекта преступления? Уголовная статистика свидетельствует об устойчивом значительном различии криминальной активности мужчин и женщин. Чем это можно объяснить?
Задание 4. Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами. Используя имеющиеся в криминологии классификации, обоснуйте, какой тип личности описан в каждом из случаев.
1.Фролова, 32 года, имеет двоих несовершеннолетних детей, образование высшее, на учете в ОПНД и ОНД не состоит. Занимая должность оператора 25 отделения связи, при приеме платежей за услуги ЖКХ и энергоснабжение, изменила суммы в квитанциях об оплате. В результате Фролова присвоила себе 2 тыс. рублей. Свои действия она объяснила тяжелым материальным положением, вызванным низкой заработной платой и отсутствием постоянной работы у мужа. Кроме того, Фроловой необходимы были средства на лечение язвенного колита. По месту работы и месту жительства характеризуется только с положительной стороны, спиртными напитками не злоупотребляет, ранее к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности не привлекалась.
2. Симонов, 46 лет, холост, образование 8 классов, трудоспособен, но специальности не имеет, трудовой стаж отсутствует. Ранее четырежды судим: дважды за совершение квартирных краж, за действия, дезорганизующие работу учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, и за побег из места лишения свободы. Провел 18 лет в местах лишения свободы и лишь 2 года на свободе. В последнее время отбывал наказание в исправительной колонии, откуда совершил побег, и затем в течение 4 месяцев совершил 17 квартирных краж, ущерб от которых составил 90 тысяч рублей.
3. Рогачев (46 лет, образование среднее, по специальности токарь), вернувшись домой и застав в квартире, в постели своей сожительницы, постороннего мужчину, бросился на него и, не контролируя себя, стал наносить потерпевшему множественные удары руками, ногами, ножкой от стула, причинив черепно-мозговую травму, от которой наступила смерть потерпевшего. Описывая свое состояние Рогачев заявил, что его «как холодной водой окатило», в глазах помутнело, был в шоке, появилась злоба, не контролировал себя. По месту работы и месту жительства Рогачев характеризовался положительно, он не был агрессивен, не устраивал ранее скандалов на почве ревности, хотя был неуравновешен, невыдержан. Отношения с сожительницей были хорошие, ссоры случались, но незначительные. Спиртными напитками не злоупотреблял. Ранее не судим.
4. Греков, 51 год, образование высшее, работал коммерческим директором негосударственной автотранспортной организации. Он систематически получал взятки с водителей за наиболее доходные рейсы по области. С помощью бухгалтера постоянно недоплачивал водителям зарплату, обращая разницу в свою пользу. Ежемесячно уклонялся от уплаты налогов, в декларации о доходах всегда указывал заниженный уровень прибыли. Прибывшему по жалобе одного из уволенных водителей налоговому инспектору дал взятку в крупном размере.
5. Пастунов, 46 лет, образование 8 классов, в прошлом недолго работал водителем, но за нарушения был лишен водительских прав. Был женат, но 20 лет назад развелся; отношения с бывшей женой и сыном не поддерживает, а других родственников не имеет. Судим 4 раза: трижды за кражи и за хулиганство. Первую кражу совершил в 25 лет, вместе с приятелями украл картофель у фермера. Назначенные наказания ни разу не превышали 3 лет. В последнее время, освободившись из исправительного учреждения, на работу не устроился, жил попрошайничеством, за счет случайных заработков, собирал и сдавал стеклотару. Жилья не имел. Страдал хроническим алкоголизмом. Последнее преступление – кража ящика фруктового сока из ларька.
6. Лунин, 32 года, ранее не судим, женат, работает разнорабочим в строительной организации. По месту работы характеризуется отрицательно: опаздывает, употребляет спиртные напитки в рабочее время. По месту жительства также характеризуется отрицательно: воспитанием детей не занимается, свободное время проводит у пивной палатки в компании подобных ему лиц, злоупотребляет спиртными напитками. Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Лунин, вместе с приятелями распивал спиртные напитки. После того, как все было выпито, приятели предложили ему сходить в магазин и купить еще спиртного. Лунин идти в магазин отказался. В ответ на настойчивые требования вспылил и ударил одного из приятелей бутылкой по голове, отчего тот, не приходя в сознание, скончался.
Задание 5. Ознакомьтесь с архивным уголовным делом и составьте по его материалам криминологическую характеристику личности осужденного, отразив в ней социально - демографические признаки, социальные роли, нравственные свойства и психические особенности. Укажите, какие сведения, необходимые для криминологической характеристики виновного, в материалах дела отсутствуют, и из каких источников их можно было бы получить в процессе расследования и судебного разбирательства. К какому типу преступников можно отнести осужденного.
Литература: Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М., 1982. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004. Бурлаков В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: проблемы моделирования. СПб., 1998. Бурлаков В.Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел. СПб., 1995. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1989. Кондратюк Л.В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2001. Личность преступника и предупреждение преступлений. М., 1987. Овчинский В.С. Криминология и биотехнологии. М., 2005. Опыт криминологического изучения личности преступника / Под ред. А.И. Долговой. М., 1981. Сахаров А.Б. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел. М., 1984. Теоретические проблемы изучения личности преступника. М., 1979.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |