Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невербальное общение в работе врача




.

1. ПРИВЕТСТВИЕ * представление (имя, роль)   ….......................
* выяснение имени пациента и предпочитаемой формы обращение к нему ….......................
* постановка цели взаимодействия ….......................
2. ПОДГОТОВКА «СЦЕНЫ» * оптимизация окружения (оформление мест для сидения, физические барьеры, факторы, которые могут отвлекать внимание)     ….......................
* предоставление пациенту возможности чувствовать себя свободно (физический комфорт, эмоциональный дистресс)   ….......................
* вводная фраза для уточнения настоящего состояния (например, «Как вы себя чувствуете?» или другой подходящий комментарий)   ….......................
* передача внимания и заинтересованности (контакты взглядом, поза, действия, правильный ответ на результат вводной справки)   ….......................
3. ОТКРЫТИЕ ОБОЗРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПРОБЛЕМ) * приглашение поставить проблему (проблемы)   ….......................
* правильное использование молчания ….......................
* баланс открытых и закрытых вопросов ….......................
* использование облегчения, прояснения, других добавочных техник ….......................
* баланс между спонтанными проявлениями пациента и способностью руководить интервью   ….......................
4. ОПИСАНИЕ НАСТОЯЩЕЙ БОЛЕЗНИ * организация течения интервью вокруг нити повествования   ….......................
* выявление деталей симптомов (локализация в теле, качество, количество, хронология, контекст, усиливающие и ослабляющие факторы, сочетающиеся с новыми проявлениями)     ….......................
* изложение жизненного контекста пациента ….......................
* выдвижение гипотез ….......................
* использование правильных методов наведения справок (см. п.3 выше) ….......................
5. НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ * показ врачом самого себя (внешний вид, поведение, включая уверенность в себе, доверительность, профессионализм)     ….......................
* речь и использование языка (особенно ясность) ….......................
* качество взаимодействия (теплота, восприимчивость, внимательность, заботливость, эмпатия, отношение к пациенту, например, доверительность, «несудебный» тон и т.д.     ….......................
* работа с сенситивными и личностными проблемами ….......................
* способность справиться с ограничением по времени ….......................
6. ЗАКРЫТИЕ ИНТЕРВЬЮ * сделан ли сбор всего необходимого   ….......................
* спросил ли врач – осталось ли что-то важное, что пациент забыл упомянуть   ….......................
* спросил ли врач – есть ли у пациента какие-либо вопросы ….......................
* внимание к установлению последующих шагов и договоренностей, как это необходимо   ….......................
* прощание ….......................

 

Задание 2. Тест социальной чувствительности.

С помощью этого теста студенты могут оценить свою способность оценивать способ образ мышления группы людей, получить количественную оценку своих способностей понять других, увидеть нечто их глазами.

Преподаватель зачитывает один за другим 20 вопросов, через достаточные промежутки времени. Задача студентов заключается в том, чтобы отгадать наиболее вероятный ответ, который даст в ответ на этот вопрос БОЛЬШИНСТВО присутствующих.

Инструкция: «Рядом с цифрой 1 (и т.д.) напишите ответ, который, как Вы полагаете, даст большинство здесь присутствующих».

Когда студенты запишут последний ответ, преподаватель начинает выяснять ответы и подсчитывать их (студенты поднимают руки). Выигрывает участник, набравший наиболее крупную сумму баллов. Об таких можно сказать, что им хорошо удается вчувствование во внутренний мир других.

1. Орел или решка?

2. Назовите один из месяцев года.

3. Назовите один из дней недели.

4. Назовите праздник.

5. Запишите следующие числа: 7, 13, 99, 100, 258, 555. Обведите кружком одно из них

6. Запишите следующие слова: легкие, сердце, печень, почки. Обведите кружком одно из них

7. Нарисуйте кружок, квадратик, треугольник, волнистую линию и обведите одну из фигур

8. Назовите денежную сумму

9. Назовите какой-нибудь продукт питания

10. Назовите музыкальный инструмент

11. Назовите воинское звание

12. Назовите одну из научных дисциплин

13. Напишите букву

14. Напишите число

15. Напишите фамилию кого-либо из присутствующих

16. Поставьте несколько точек

17. Назовите подарок (не деньги), который пришелся бы кстати всем присутствующим

18. Назовите болезнь

19. Назовите отрицательную черту характера

20. Назовите положительную черту характера

Задание №3. Диагностика зрелости межличностных отношений – «Опросник самораскрытия»

Укажите, в каком объеме Вы говорили на данную тему с каждым из указанных лиц, то есть насколько Вы с ним откровенны. Женатые и замужние выбирают для ответов образ Супруга / Супруги, остальные Подруга / Друг.

Степень самораскрытия определяется по следующей шкале

«0» – об этом аспекте самого себя я с данным лицом не говорил

«1» – на эту тему я говорил лишь в общих чертах (указанное лицо об этом аспекте моей личности имеет лишь общее представление)

«2» – с данным лицом на эту тему я разговаривал вполне откровенно и подробно (в этом отношении оно меня хорошо знает и могло бы подробно описать)

«Х» – я лгал или говорил на эту тему неискренне, так что данное лицо имеет обо мне по данному вопросу ложное впечатление

  Мать Отец Подруга/ Супруга Друг/ Супруг
А. Позиции и мнения        
1. Что я думаю об употреблении алкоголя        
2. Что я думаю о морали половых отношений. Как люди, включая меня, должны, по моему мнению, вести себя в вопросах пола        
3. Мой личный стандарт красоты и привлекательности женщин – что в них я считаю привлекательным        
4. Что я считаю желательным у мужчин        
5. Как должны обращаться родители с детьми. Что я об этом думаю.        
Б. Предпочтения и интересы        
1. Мои любимые и нелюбимые блюда        
2. Какую музыку я люблю, а какую нет.        
3. Что мне больше всего нравится читать        
4. Мои любимые фильмы и телепрограммы        
5. Как я больше всего люблю проводить свободное время        
В. Работа или учеба        
1. Какие недостатки мешают мне работать так, как я этого хотел бы.        
2. Что я делаю охотнее всего, что дает мне наибольшее удовлетворение в работе        
3. Мои устремления и цели в работе        
4. Что я думаю о выбранной мною профессии – доволен я ею или нет.        
5. Что я в действительности думаю о людях, с которыми я учусь.        
Г. Деньги        
1. Каковы мои доходы        
2. Есть ли у меня сбережения и какие        
3. Есть ли у меня денежные долги и сколько я должен        
4. Все мое имущество, включая недвижимое имущество, сбережения, ценности, обстановку и т.д.        
5. Как я обращаюсь с деньгами, какая их часть предназначена на покупку самого необходимого, на предметы роскоши и т.д.        
Д. Личность        
1. Стороны моей личности, которыми я недоволен, которые приносят мне огорчения и которые я считаю своими недостатками        
2. Факты моей теперешней сексуальной жизни, как она протекает, какие, возможно, порождает проблемы, с кем у меня любовная связь        
3. Что меня волнует        
4. Факты прошлого или настоящего, вызывающие у меня чувство вины или стыда        
5. Что у меня вызывает чувство гордости за себя, за что я оцениваю себя положительно        
Е. Тело        
1. Что я думаю о своей внешности. Что не нравится в моем лице, глазах, волосах, зубах и т.д.        
2. Как я хотел бы выглядеть        
3. Что я думаю о разных частях своего тела – ноги, живот, грудь, и т.д., о своей массе        
4. Проблемы и заботы, которые порождал мой внешний вид в прошлом        
5. Есть ли у меня проблемы, связанные со здоровьем и какие        

 

Студенты сообщают преподавателю полученные (при заполнении дома!) результаты теста высчитываются средние баллы (суммарные и по областям) и обсуждаются возможные причины «индивидуального» и «группового» разброса.

Группа может обсудить средние полученные оценки, а возможно, результаты, полученные отдельными участниками. Можно, например, обсудить различия между самыми откровенными и самыми «закрытыми» участниками. Можно обсудить темы, где проявляется наибольшая откровенность и наибольшая замкнутость, о причинах этого и т.д. Основная польза от этого упражнения заключается в том, что участники получают представление о собственной искренности по сравнению с остальными, распознают области внутренних запретов.

Задание № 4. Психологический анализ невербальных признаков внимательного слушания

Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте себя в роли говорящего.Поставьте букву

П («положительный») для тех поведенческих аспектов, которые вы – говорящий – используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и

Н («негативный») – для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают слушателю вас слушать. Постарайтесь аргументировать свою точку зрения. Какие еще признаки Вы можете сформулировать?

()01. Приподнятые брови ()19. Замкнутость в себе.
()02. Улыбка. ()20. Польщенный вид.
()03. Кивок головой. ()21. Сердитый вид (нахмуренные брови).
()04. При сидении на стуле корпус слегка наклонен вперед. ()22. Обращение к слушателю.  
()05. Молчание. ()23. Тяжело плюхнуться на стул.
()06. Морщить лоб. ()24. Скрещенные на груди руки.
()07. Взгляд мимо слушателя. ()25. Покачивание головой.
()08. «Бегающий» взгляд. ()26. Прищуривание глаз.
()09. Свободная, расслабленная поза. ()27. Вытягивание шеи вперед.
()10. Прикосновение. ()28. Взгляд «сквозь» слушателя.
()11. Предупредительность, внимательность. ()29. Критическое выражение лица.
()12. Руки на затылке. ()30. Взгляд, направленный прямо на слушателя.
()13. Неподвижность. ()31. Постукивание пальцами.
()14. Беспрестанное хождение. ()32. Пожатие плечами.
()15. Наклон головы. ()33. Надувание щек.
()16. Зрительный контакт. ()34. Оттянутые вниз уголки рта.
()17. Вздохи. ()35. Покачивание ногой, поза «нога на ногу».
()18. Прищур глаз. ()36. Дрожащие пальцы.

 

Первый контакт с больным (цит. по Н.А. Магазанник «Искусство общения с больным». – М., 1991). Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния. Вспомним известное изречение: «Если больному не стало легче после первой же встречи с врачом, то он был не у врача» (В.М. Бехтерев).

Как же вести себя, чтобы выдержать этот придирчивый экзамен с честью? Пожилому врачу в этом отношении легче, на него «работают» его стаж, седина, известность, звание: больной заранее готов отнестись к нему с доверием. Молодому врачу труднее, он должен преодолеть естественное подозрение в неопытности. Но не надо падать духом. Ведь больной не может оценить нашу компетентность, особенно при кратком общении; это доступно лишь профессионалу. Больной изучает своего врача прежде всего как человека: добр ли он, внимателен ли, участлив, спокоен или суетлив (ведь в любом деле мастера видно по его уверенности и неторопливости). Стало быть, оказать первоначальное благоприятное впечатление под силу и молодому врачу, если только он будет вести себя должным образом и помнить, что он подобен артисту на сцене: его внешность, жесты и слова постоянно, придирчиво анализируются и оцениваются больным.

Начнем с внешнего вида «по одежке встречают...». Больной, как правило, считает, что хороший врач целиком отдает себя профессии, у него нет времени и интереса следить за новинками моды; врач, по его мнению, должен быть одет скромно и просто. Кроме того, медицина всегда ассоциируется с чистотой да и вообще можно ли представить себе неряху мастером своего дела. Вот почему врач обязательно должен быть опрятен и чистоплотен. Это касается и одежды, и прически, и рабочего места. Еще Гиппократ советовал: «Мудрость должно усматривать следующим образом: если у кого нет изысканного и тщеславного украшения, ибо из одеяния – приличного и простого, сделанного не для излишнего хвастовства. а для доброй славы – вытекает серьезность и соответствие с самим собой как в мыслях, так и в походке. Каковы они по внешнему виду, таковы они и в действительности: не склонны к развлечениям, дельны, в собраниях людей серьезны...» Если молодой врач хочет ослабить недоверие больного к своей неопытности, он не должен потакать невинному желанию юности принарядиться. Все кричащее, бросающееся в глаза неуместно и должно остаться за стенами больницы....

Даже если вы торопитесь, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы больной почувствовал это: на часы посмотрите при подсчете пульса, незаметно сократите расспрос и обследование до самых важных в данном случае пунктов, договоритесь с больным о повторном обследовании в более удобное время. Но если ситуация по-настоящему тревожна, то надо либо передать больного коллеге, либо полностью заняться больным, отказавшись от ранее намеченных визитов, отказавшись от ранее намеченных планов. Нельзя показывать больному своей усталости или недомогания, даже если усталость – результат бессонного дежурства, когда вы спасали жизнь не одному больному. Ведь теперешний ваш пациент также хочет получить не менее полноценную помощь, чем другие.

Во-вторых (см. материалы для дискуссии на практическом занятии), невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, дать достаточно развернутую характеристику (прогноз) особенностей его поведения.

В – третьих, невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента.

В-четвертых, ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и проч.

При этом важно знать (далее, по мнению Дерябо С., Ясина В, 1996, и далее любое издание – фрагмент).

Среди выразительных движений различают непосредственные (первичные) и опосредованные (вторичные). Первичные движения связаны с рефлекторной реакцией непосредственно на физическое раздражение. Так, например, при взгляде на яркое солнце у нас обязательно сузится зрачок и сомкнутся веки. То же произойдет с глазами если мы станем припоминать, как в точности происходило какое-то важное событие. Во втором случае проявляются уже вторичные движения глазных мышц.... Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний.

Одно и тоже мышечное движение может иметь совершенно разные истоки. Любое суждение не должно быть сделано на понимании всего лишь одной отдельно взятой детали. Вывод можно строить только исходя из целостной ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека в их совокупности. Не учитывать это правило – самая большая опасность в практическом применении полученных знаний о невербальной стороне общения. Не делайте выводов на основании одной детали, а рассматривайте проявления человеческого тела только в системе.

Понимание различных выразительных движений часто осложняется тем, что у большинства из нас сформировались определенные привычки, которые проявляются вместо «истинных» реакций. Например, если человек привык в кругу своих друзей сидеть закинув ногу на ногу, то он ведет себя так и в других ситуациях. Эта поза в данном случае не может служить показателем его внутреннего состояния. Не принимайте проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.

Часто случается, что люди подсознательно демонстрируют движения, которые выражают состояние, обратное переживаемому ими в данный момент. То есть происходит защитная реакция в виде внешней компенсации. Так, бросающаяся в глаза агрессивность часто лишь маскирует известную беспомощность. Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.

Физические недостатки человека также могут осложнять понимание его те осложнять понимание его телесных проявлений. Прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а вовсе не презрительностью; отворачивание лица при сообщении – стремлением повернуть здоровое ухо к собеседнику при ослабленном слухе, а не высокомерие. Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.

Чрезвычайно важное значение в языке тела имеют и так называемые «мелочи», то есть малозаметные, почти невидимые проявления. Поскольку такие движения наименее поддаются контролю и сознательному подавлению, то именно они становятся самой ценной наградой внимательному наблюдателю. Например, мы беседуем с человеком, он проявляет, казалось бы, максимум заинтересованности, утвердительно кивает головой, и тут наш взгляд падает на его ноги. Хотя все тело обращено к нам, но носки ног (которые он абсолютно не контролирует), уже тихонечко повернулись к двери, – значит он на самом деле уже «вышел» из разговора с нами.

...поскольку мимика, жесты и т.д. «читаются» нами лишь подсознательно, то и выводы из них делаются тоже подсознательно.

Однако как сознательные существа мы можем и должны приобрести способность оценивать большинство жестов окружающих, прежде, чем на них отвечать. Тогда мы смогли бы не только лучше понимать людей, но сознательно пользоваться своими собственными сигналами тела, вызывая у других желаемую реакцию.

Задание № 3.Психотехническая игра «Взгляд»

Один из членов группы выходит из аудитории, остальные выбирают, кто будет устанавливать с ним контакт с помощью взгляда. Цель первого участника в определении человека, готового к контакту, и установок других членов группы. Поочередно участвуют 7-10 членов группы.

При обсуждении игры анализируются:

1) что помогало и мешало установить контакт;

2) на что в первую очередь ориентировались при анализе установок члены группы;

3) что чувствовали участник и другие члены группы во время выполнения упражнений.

Психотехническая игра «Улыбка»

Один из членов группы выходит из аудитории. Группа задумывает ему несложное задание. Когда участник вновь приглашается в аудиторию, группа помогает ему, используя улыбку. Чем ближе действия «водящего» к задуманному, тем шире должны быть улыбки членов группы, подкрепляющие правильные действия.

При групповом обсуждении анализируется:

1) что помогало и мешало выполнению задачи;

2) какую можно предложить оптимальную стратегию;

3) что чувствовали участники группы в ходе совместной работы;

4) расширились ли представления членов группы о возможностях невербальных средств коммуникации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.