КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития физической и спортивной подготовленности
Физическое образование – обучение человека двигательным умениям и навыкам, управлению движением своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности. Физическое совершенство – социально обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Физическая подготовленность – результат физической подготовки, достигнутой в овладении двигательными навыками и в повышении уровня работоспособности организма, необходимых для освоения или выполнения человеком определенного вида деятельности. Оптимальная физическая подготовленность для выполнения какого-либо вида деятельности называется физической готовностью. Физическая подготовка – специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к труду и защите Родины. Например, можно выделить физическую подготовку летчика, космонавта, спортсмена и др. Физическое развитие – это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни. Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств. Спорт – специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она обеспечивает профилированную физическую готовность, является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизического состояния здоровья студентов в процессе профессиональной подготовки. Базисная учебная программа по физическому воспитанию – организационно-программный документ, определяющий для всех высших учебных заведений основное содержание физического образования и воспитания, направленный на формирование физической культуры личности студента. Физическая культура личности является качественной, динамической характеристикой уровня развития и реализации способностей студентов, обеспечивающей биологический потенциал его жизнедеятельности, необходимый для гармонического развития, проявления социальной активности, творческого труда. Свои развивающие и формирующие функции физическая культура наиболее полно реализует в системе физического воспитания как целенаправленного педагогического процесса. На основе базисной учебной программы региональные и ведомственные организации, а также кафедры физического воспитания вузов могут вносить научно-обоснованные изменения и дополнения в формы, организацию, содержание, методы, и зачетные требования с учетом климатических и национальных условий, особенностей профессиональной подготовки специалистов, наличия педагогического состава и материально-технического обеспечения работы по физическому восïитанию. Базисная учебная программа обеспечивает преемственность и взаимосвязь с программой для учащихся общеобразовательной школы, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Целью физического образования является формирование физической культуры студента и способности реализовать ее в социально-профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности и в семье. Процесс занятий физической культурой (ФК) предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: - понимание роли ФК в развитии личности, подготовке ее к профессиональной деятельности; - знание научно-практических основ ФК и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к ФК, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях ФКиС; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в ФК; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; - приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Формы процесса физического воспитания. Практические и теоретические учебные занятия являются основной фирмой физического воспитания студента, предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объеме не менее 4-х часов в неделю. и включаются в сетку часов учебного расписания вуза в течение всего периода обучения студентов, кроме выпускного курса, сверх установленного недельного объема учебной нагрузки. При составлении учебного расписания двухразовые учебные занятия по 2 академических часа планируются равномерно в течение недели. Распределение студентов по учебным отделениям. Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения – основное, специальное и спортивное. В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам, которые распределяются в учебные группы общей физической подготовки (ОФП), профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и другим группам по видам спорта. Студентов подготовительной медицинской группы рекомендуется объединять в отдельные группы ОФП и ППФП. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются с учетом уровня функциональных возможностей студентов. Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для выполнения доступных им разделов учебной программы. В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной классификации, обладающие хорошим физическим развитием и подготовленностью, имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе. Количество и профиль учебных групп определяется кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей. В основном и спортивных отделениях студентам представляется право свободного выбора вида спорта и учебной группы с учетом их интересов. Студенты спортивного отделения могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением зачетных требований в установленные сроки. Из одного учебного отделения (группы) в другое студенты могут переводиться после окончания учебного года или семестра. Перевод студентов в специальное учебное отделение в связи с заболеванием может проводиться в любое время учебного года. Численный состав групп в учебных отделениях определяется в соответствии с действующей инструкцией по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.
ТЕОРИЯ. Содержание теоретического раздела программы предполагает усвоение студентами упорядоченной системы социальных, естественно-научных, психолого-педагогических и специальных знаний по физической культуре и спорту; формирование профессионального мышления будущих специалистов, направленного на активное и широкое использование средств физического воспитания во всех сферах жизнедеятельности. В программе определены следующие темы. Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры. Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений. Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. Теоретический раздел программы может излагаться студентам в форме лекций или групповых занятий в объеме 26-28 часов за весь период обучения в той последовательности, в которой он представлен в настоящей программе. ПРАКТИЧЕКИЙ РАЗДЕЛ. Учебный материал направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12-15 чел). Методико-практические занятия предусматривают освоение, самостоятельное расширенное и творческое воспроизведение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Деятельность студентов на этих занятиях направлена на овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. В качестве форм методико-практической подготовки могут использоваться ролевые, имитационные, психотехнические игры, социально-психологический тренинг, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению методикой. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы: в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению; преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике; студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя; под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания, студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Дальнейшее закрепление и совершенствование методических приемов происходит в процессе их многократного воспроизведения в изменяющихся условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе. На современном этапе развития общества профессиональная подготовленность людей, их умение видеть и творчески решать назревшие проблемы становятся важнейшим фактором социально-экономического развития. Среди всего комплекса проблем совершенствования высшей школы первостепенное значение в современных условиях имеют всемерное повышение качества подготовки и воспитания специалистов, укрепление здоровья студентов, формирование у них активной жизненной позиции. Воспитать у студента высокую требовательность к себе, жизненную потребность трудиться, умение вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье - одна из главных задач высшей школы. Студенческие годы дают многим возможность для завершения формирования навыков и привычек здорового образа жизни, с тем, чтобы сохранить здоровье до преклонного возраста. Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении студента. Сближение обучения и воспитания с гигиеной и профилактикой способствует работоспособности и укреплению здоровья студентов. Большая роль в комплексной системе учебно-воспитательного процесса принадлежит физическому воспитанию. Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов, сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения. Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |