Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы физического воспитания 1 страница




Фаза генерализации характеризуется расширением возбудительного процесса. Это расширение происходит за счет вовлечения в работу лишних групп мышц. Движения скованны, угловаты, плохо координированны и неточны, неэкономичны.

Двигательный навык – форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в результате соответствующих упражнений.

Процесс формирования навыка условно разбивается на этапы, число которых у разных авторов различно. Физиологи говорят о трех стадиях, педагоги и психологи о трех-шести. Рассмотрим три стадии.

Формирование двигательного навыка последовательно проходит 3 фазы: генерализацию, концентрацию, автоматизацию.

Фаза концентрации – излишне разлитое возбуждение благодаря дифференцированному торможению концентрируется в нужных зонах головного мозга. Исчезает излишняя напряженность движений; они становятся скупыми, точными, экономичными, свободными, их выполнение становится значительно более стабильным.

В фазе автоматизации навык настолько уточняется и закрепляется, что выполнение необходимых движений становится как бы автоматическим и не требует деятельности контроля сознания. Такой навык отличается высокой стабильностью выполнения все составляющих его движений. Автоматизация навыков делает возможным выполнение одновременно несколько двигательных действий. Например, жонглер удерживает равновесие стоя на седле скачущей лошади, балансирует поставленной на лоб пирамидой различных предметов и вдобавок жонглирует несколькими булавами.

 

 

Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной

деятельности

В процессе тренировки различные органы и системы подвергаются совершенствованию, налаживается их взаимодействие. Сущность упражнения составляют физиологические, биохимические и морфологические сдвиги, возникающие под влиянием многократно повторяющейся мышечной работы и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме человека.

В ходе тренировки совершенствуется ЦНС, в ней улучшается взаимодействие процессов возбуждения. Эти процессы могут концентрироваться во всех мышечных структурах ЦНС и четко функционировать в определенные периоды. При этом взаимодействие нервных центров, регулирующих сокращение и расслабление различных групп мышц, становится все более четким, обеспечивая динамику во времени и в пространстве мышечных сокращений.

Тренировка приводит к увеличению способности органов чувств различать более мелкие характеристики динамики мышечных сокращений. При этом человек получает способность к лучшему усвоению новых движений и перестройке уже имеющихся. В процессе тренировки человек получает возможность все более широко и глубоко оценивать выполняемые действия. Это говорит об улучшении взаимосвязи сознания и движения (второй и первой сигнальных систем).

 

Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

В физиологических исследованиях адаптации выделяют проблему суточной и сезонной динамики физиологических функций, которая меняется под воздействием природных факторов среды. Двигательная функция развилась в конкретных условиях жизни на земле, что предопределило ее место в формировании и сохранении жизнедеятельности организма как целого. Огромное значение имеют условия труда и быта, т.е. весь комплекс социальных факторов. Влияние сил гравитации, инерции, времени и пространства на развитие двигательной функции человека отражается на формировании особенностей в развитии функций различных групп мышц.

Двигательная функция обеспечивает сохранение и углубление связей организма с окружающей средой как за счет совершенствования механизмов, обеспечивающих управление сложными по координации движениями, так и в результате силы, быстроты, выносливости.

Физическая тренировка оказывает равностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Основа устойчивости психики закладывается в раннем возрасте. При этом значение двигательной функции для развития речи и мышления особенно ярко раскрывается на ранних этапах онтогенеза (индивидуального развития).

Умственная работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов (изоляция, гиподинамия, неблагоприятный микроклимат и др.), если в этих условиях соответствующим образом применять физические упражнения.

Значение физической готовности организма особенно увеличивается при необходимости адаптироваться к резко меняющимся окружающим условиям. Например, формировать у летчиков профессиональные летные навыки существенно затрудняет слабая физическая подготовка некоторых курсантов. Они быстро утомляются в полетах и не могут успешно обучаться. В других случаях причиной является недостаточная устойчивость к воздействию ускорений (к укачиванию и перегрузкам). Физические упражнения не только способствуют приспособлению к различным трудовым условиям, но и обеспечивает активное овладение многими профессиями.

Физическая подготовка космонавтов направлена на повышение устойчивости организма к действию ускорения, выработку усовершенствования навыков свободного владения телом в пространстве, на совершение тонких по координации движений. Это гимнастические упражнения, прыжки в воду, плавание, упражнения на специальных снарядах и др. Проводятся тренировки в условиях, имитирующих особенности космического полета – полеты на самолетах в условиях невесомости, парашютные прыжки и пребывание в изолированной камере.

Активные движения стимулируют развитие вегетативной среды организма. Они снижают повышенное и, напротив, приводят к норме пониженное давление крови, нормализуют содержание холестерина в крови, оказывают положительное влияние на солевой обмен.

Двигательная функция – основная функция человеческого организма. Тот, кто постоянно совершенствует ее, совершенствует свой организм.


Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая

культура в обеспечении здоровья

 

По определению Всемирной организации здравоохранения, понятие «здоровье» означает отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия.

Характерной чертой нашего века является изменение структуры заболеваемости и смертности. На смену массовой гибели людей от инфекционных заболеваний в прошлом веке пришла широкая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, которая приобрела характер эпидемии. Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная нагрузка вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, повышает его сопротивляемость.

При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Усиливается кровоток, в следствие чего кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые при нагрузке распадаются, вселяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным условиям окружающей среды. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 38ОС во время физической нагрузки. В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку, в первую очередь, повышается влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем – происходит изменение в кровеносно-сосудистой системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, улучшаются процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов. Совершенствуются функции и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка пищи и ее продвижение по кишечнику.

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты, на использование кислорода тканями организма.

Организм человека несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов обладает высокой способностью сохранять постоянство своей внутренней среды (состава крови, температуры тела и т.д.), при котором только и возможна жизнедеятельность.

Малейшие нарушения этого постоянства уже свидетельствует о заболевании. Устойчивость к заболеваниям сугубо индивидуальна и определяется, прежде всего, состоянием защитных сил организма, а последнее во многом зависит от степени его закаленности.

Физическая подготовка и физическая готовность человека к труду имеют общую и специальную направленность. Общая физическая готовность человека к труду характеризуется уровнем разносторонней физической подготовленности, который создает предпосылки для успешной специализации человека в избранном виде трудовой деятельности. Непременными условиями ее являются крепкое здоровье, богатство двигательного опыта, высокие адаптационные возможности организма. Специальная физическая готовность к труду предполагает наличие у человека такого уровня развития физических качеств, двигательных умений и навыков, которые необходимы ему при выполнении конкретного вида труда.

Овладение подавляющим большинством профессий теперь все в меньшей мере требует преимущественного развития определенных физических качеств и навыков. Тем не менее разносторонняя подготовленность человека всегда была и остается важным фактором, обуславливающим успешность профессиональной деятельности, оказывающим заметное влияние на процесс труда. В результате систематической физической тренировки человек приобретает высокую устойчивость работоспособности и тем самым сохраняет достигнутый уровень умений и навыков.

Остановимся на наиболее важных аспектах положительной роли физической культуры.

В работах известных специалистов по физиологии физической культуры А.Н.Крестовникова, Н.В.Зимкина, В.С.Фарфеля, В.В.Васильевой, Я.А.Эголинского и других убедительно доказано, что в процессе физической тренировки в организме человека происходят прогрессивные структурные (морфологические) и функциональные изменения. Они охватывают все важнейшие системы, участвующие в жизнеобеспечении организма: мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, пищеварительную, выделительную и др.

Главнейшим по значению итогом занятий физической культурой ученые считают совершенствование высшей нервной деятельности, осуществляемой центральной нервной системой, ее высшим отделом – корой головного мозга. Физиологи пришли к заключению, что под влиянием физической тренировки изменяются основные показатели нервной активности: сила возбудительного и тормозного процессов, равновесие между ними и их подвижность. Различная выраженность и разное сочетание этих свойств у людей по мнению великого русского физиолога И.П.Павлова определяют тип высшей нервной деятельности. А он, в свою очередь, обуславливает особенности двигательной и психической деятельности человека, устойчивость работоспособности его организма при больших нагрузках и напряжениях, в различных неблагоприятных условиях.

В процессе систематических занятий, направленных на развитие физической выносливости, силы и быстроты, особенно при включении в них соревновательных моментов, повышается сила нервных процессов, что означает увеличение способности нервных клеток головного мозга выносить все большие напряжения.

Широкий круг разнообразных физических упражнений и видов спорта помогает достичь более точной уравновешенности нервной системы, под которой понимается соответствие между процессами возбуждения и торможения. Человек с уравновешенной нервной системой хорошо владеет собой даже в сложной обстановке, его действия адекватны ее изменениям, а движения координированны, точны, плавны.

Физические упражнения и виды спорта, которые связаны с необходимостью реагировать на внезапно меняющуюся обстановку, эффективно содействуют совершенствованию третьего важного свойства нервной системы – подвижности процессов возбуждения и торможения, т.е. быстроты сменяемости одного процесса другим. В результате длительной тренировки и многократного участия в соревнованиях нервные процессы становятся более подвижными. Человек с подвижным типом нервной системы обладает рядом преимуществ: легко перестраивается и приспособляется к новым условиям деятельности, более адекватно действует при изменении ситуации и т.д. Специалистами по физиологии физической культуры установлено, что в процессе систематических занятий совершенствуется и другое важное свойство нервной системы человека – пластичность, т.е. способность к различным перестройкам координационных отношений в центральной нервной системе, чрезвычайная приспособляемость ее к всевозможным воздействиям внешней и внутренней среды. Чем выше пластичность, тем лучше (быстрее и правильнее) человек овладевает новыми движениями.

Следовательно, физкультурные занятия повышают тренируемость нервной системы, обеспечивают увеличение ее потенциальных возможностей для дальнейшего совершенствования высшей нервной деятельности и благодаря этому всего организма человека.

В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований – НТР, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам.

К ряду важнейших факторов, отрицательно влияющих на здоровье и дееспособность человека, относится, кроме того, несбалансированное, нерациональное питание. Правильное питание должно обеспечивать удовлетворение двух видов потребностей: энергетических, обуславливающих ежедневное потребление такого количества калорий, которое необходимо для поддержания жизни и мышечной деятельности, и пластических, обеспечивающих защиту, обновление и формирование тканей.

Углеводы, жиры и белки служат удовлетворению энергетических и пластических запросов организма, минеральные вещества, витамины и вода восполняют лишь его пластические затраты.

Для определения необходимых количественных норм главной следует считать динамику веса тела. Не говоря уже об инстинктивной саморегуляции потребности в пище, очевидным представляется тот факт, что нормально питающийся человек в конце концов может определить для себя свою количественную норму. Ежедневно он должен получать от 2500 до 2800 килокалорий. Однако это количество изменяется в зависимости от морфотипа человека или от его особенностей.

Человек, получающий недостаточное питание, не может рассчитывать на такой же высокий коэффициент полезного действия мышц, как правильно питающийся человек. Это доказывают результаты изучения последствий для организма рационов питания, калорийность которых снижалась путем постепенного или поэтапного уменьшения количества потребляемых продуктов. Независимо от более или менее заметного похудения тесты, позволяющие оценить уровень физической подготовленности, неизменно выявляли ухудшение слуха, зрения и точности произвольных движений.

Изучалось также воздействие тех рационов питания, которые, оставаясь изокалорийными, были намеренно несбалансированными. Из рациона последовательно и поочередно выводились обычные элементы питания (углеводы, жиры, белки). Результаты тестов, проводимых для оценки КПД мышц, как правило, свидетельствовали о его снижении в тех случаях, когда в рационе уменьшалось количество белков.

Обильное потребление пищевых продуктов, не уравновешенное повышенными энергетическими затратами, рано или поздно приводит к увеличению объема жировых тканей, не совместимому с высоким КПД мышц.

Гигиена питания служит не только поддержанию определенного веса, но и является также частью биологической подготовки физкультурника наравне с общей и специальной тренировкой. Правильное питание, отвечающее требованиям, изложенным выше, позволяет получить максимальную пользу от физической активности и, несомненно, помогает на долгие годы сохранить хорошее здоровье.

Таким образом, с помощью физических упражнений и рационального питания осуществляется создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. Исследованием установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование социального здоровья студентов, наибольшее значение имеют режим сна (24-30%), питание (10-16%), занятия физической культурой и спортом (15-30%). Это убедительно говорит о том, что правильная организация умственной работы и отдыха – важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами. Проблему режима работы и отдыха нельзя рассматривать раздельно, т.к. умственный труд не отделим от отдыха. Русский физиолог Н.Е.Веденский говорил: «Устают и изнемогают не только от того, что много работают, а от того, что плохо работают», имея в виду плохую организацию труда.

Различным лицам присущ различный ритм работы. Однако режим не есть раз и навсегда установленное качество – можно «воспитывать» необходимый ритм в работе. Ритмом можно назвать ежедневную работу в одни и те же часы при целесообразном чередовании ее с перерывами для отдыха. Вначале для организации ритмичной работы требуется сознательное напряжение воли. Как только студент в работу втянулся, принуждение снимается, возникает привычка, и, если порядок в работе, ее ритм установлен правильно, студент может работать изо дня в день много и не перегружая себя.

Отдых необходим для сохранения работоспособности, чтобы не допустить грубого развития утомления. В этих условиях процессы восстановления протекают эффективно. Если же продолжать работу не обращая внимания на чувство большой усталости, то впоследствии даже продолжительный отдых не всегда в полной мере восстанавливает прежний уровень работоспособности.

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова. Впервые было доказано, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Существуют различные формы использования двигательной деятельности в активном отдыхе: в режиме учебно-трудового дня – утренняя гимнастика, физкультпауза, учебные (обязательные и факультативные) и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию, а в свободное от учебных занятий время, в выходные дни – туристические походы, прогулки, спортивные соревнования, работа в студенческих строительных отрядах.

Вуз предоставляет студентам три вида отдыха: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный (зимний и летний) отдых. Все эти виды отдыха должны иметь одну главную задачу – восстановить оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с ним работоспособность.

Здоровый образ жизни студента подразумевает ежедневное выполнение комплекса двигательных действий и гигиенических мероприятий. Каждый день должен начинаться с утренней зарядки, выполнение которой в течение 20-30 минут и более на свежем воздухе является существенным резервом для организма. Учитывая недостаточное время пребывания на воздухе, желательно путь от места жительства до места учебы и обратно выполнить пешком. Трудовой день студентам также завершить перед сном 20-30 минутной прогулкой.

Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой, играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в российском физкультурном движении.

Личная гигиена предполагает установление гигиенического образа жизни, основами которого являются распорядок дня с различным чередованием труда и отдыха, рациональное питание, гигиена тела, гигиена одежды, отказ от вредных привычек.

Гигиена сна. Сон в режиме дня имеет особое значение. Во время сна организм перестает реагировать на раздражение, замедляется работа сердца, снижается кровяное давление, замедляется дыхание, расслабляется мускулатура, происходит восстановление затраченных во время работы веществ, восстанавливается нервная система. Взрослому человеку на сон требуется около 8 часов в сутки.

Гигиена тела. Кожные покровы нашего тела играют важную роль во взаимодействии организма со средой, защищая внутренние органы и ткани от внешних воздействий. Загрязненная кожа в значительной степени теряет свою бактерицидную (убивающую бактерии) функцию, а при повреждении кожных покровов – ссадины, царапины, раны – повышает возможность проникновения микробов в глубокие ткани тела. Основа ухода за кожей – регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. После любой физической нагрузки необходимо обязательно принимать теплый душ.

В настоящее время неизмеримо возрос темп жизни, это обусловило смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную. Человеческий мозг имеет большие компенсаторные возможности, но интенсификация жизни опережает эволюцию развития приспособительных психических и эмоциональных реакций, поэтому стремление человека больше увидеть, запомнить, осмыслить, познать не проходит для организма бесследно.

1. Одним из обязательных факторов здорового режима жизни является систематическое использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

У людей, вовлеченных в сферу умственной деятельности, наблюдается ограничение двигательной активности. С другой стороны, значительная часть студентов увлекается спортом, ставшим одним из видов общественной деятельности. Поэтому возникает необходимость определения оптимальных, минимальных и максимальных объемов двигательной активности.

Минимальный объем движений необходим человеку для сохранения нормального уровня функционирования организма. Оптимальная граница должна определять тот объем двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и общественной деятельности. Максимальная граница должна предостерегать от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести к переутомлению, к резкому снижению уровня работоспособности в учебе, труде. Эти границы определяются многими факторами: возрастом, полом, уровнем тренированности, образом жизни и т.п.

Снижение двигательной активности вызывает состояние гипокинезии, характеризующееся рядом существенных нарушений не только в работе различных физиологических систем организма, но и в социальном поведении человека.

Исследования показывают, что использование физической культуры и спорта в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию студентов. Для этого в режиме дня должны использоваться утренняя зарядка на свежем воздухе в течение 20-30 минут и более, ежедневные прогулки по 30-60 минут с использованием энергичной ходьбы со скоростью около 5-6 км в час. За счет использования упражнений с повышенной интенсивностью можно сократить их объем. У студентов, использовавших в течение года подобный двигательный режим, наблюдается увеличение на 11-21% потребности в движениях.

2. Двигательный и умственный виды деятельности человека взаимосвязаны. В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, напряженная шея. Напряжение мышц тем сильнее, чем сложнее задача, которую приходится решать. Импульсы, идущие от напряженной мускулатуры в центральную нервную систему, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Установлено, что при умственной работе, не требующей физических усилий и точно координированных движений, чаще всего напряжены мускулы шеи, плечевого пояса, мимики и речевого аппарата, потому что их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью. При длительном письме напряжение постепенно перемещается от мускулов пальцев к мускулам плеча и плечевого пояса.

Таким образом, нервная система стремится активизировать кору головного мозга, сохранить работоспособность. Если этот процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга привыкает к этим раздражениям, начинается процесс ее торможения, работоспособность снижается. Чтобы ограничить образование монотонного напряжения, необходимы активные движения. Они гасят нервное возбуждение и освобождают мускулатуру от лишнего напряжения. Не менее важно здесь и состояние мускулатуры человека, которая помогает нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Если человек после работы спал меньше, чем обычно, то тоническое напряжение его мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизуется для борьбы с переутомлением мускулатуры, так что для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где соответствующим образом организованные физические нагрузки до, в процессе и по окончании умственного труда способствуют сохранению и повышению умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни.

3. Большие умственные нагрузки, особенно возрастающие в период зачетно-экзаменационных сессий, могут создавать у студентов нервно-эмоциональное напряжение, которое может привести к нарушению психики человека.

Избежать этого помогает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится активных отдых, нормализация сна и питания, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность. Вуз предоставляет студентам три вида отдыха: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный. Все три вида отдыха должны иметь одну главную задачу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с ним работоспособность. Для этого отдых должен быть тем продолжительнее, чем напряженнее и длительнее была предшествующая ему работа.

Состояние психической напряженности может возникнуть у студентов в период адаптации к новым условиям обучения. Другим источником возникновения эмоциональной напряженности является состояние неуверенности в способности достигнуть определенной цели.

В период адаптации у студентов отмечается более низкий уровень работоспособности, с другой стороны, их организм работает с большей напряженностью и интенсивностью, поэтому чаще возможны заболевания нервной системы.

Особенно напряженным для студентов является период зачетно-экзаменационной сессии. Экзаменационная сессия – сильный эмоциональный фактор.

У многих студентов в это время проявляются отрицательные эмоции – неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх. В этот период у студентов возрастают затраты энергии на выполнение одного и того же вида учебного труда.

В этих условиях занятия физическими упражнениями приобретают новое значение – как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нервной активности через движение является наиболее эффективной. Систематическая физическая тренировка повышает устойчивость к отрицательным факторам зачетно-экзаменационного периода. У студентов, занимающихся спортом, наблюдается сохранение более высокого уровня умственной работоспособности в процессе экзаменов, более быстрое ее восстановление после экзаменационной сессии. В процессе умственной деятельности студентов основными видами активного отдыха являются кратковременные физические упражнения.

Физкультурная пауза – это организованное выполнение физических упражнений в режиме учебного дня, обеспечивающее снижение утомления и способствующее поддержанию высокой работоспособности без перенапряжения. Использование 5-10 – минутных физкультурных пауз оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности студентов, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Использование двух занятий в неделю для малотренированных студентов с большими по интенсивности нагрузками при любых интервалах отдыха существенно снижает умственную работоспособность в недельном цикле. Положительное последствие занятий физическими упражнениями и спортом в большей мере проявляется в том случае, когда содержание используемых упражнений достаточно разнообразно и они не носят монотонного характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.