Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тренировочные занятия 3 страница




Осуществление этого принципа достигается за счет чередования двух разновидностей микроциклов (МЦ): основных (МЦо) и регулировоч­ных (МЦр), которые отличаются по продолжительности, цели, задачам, средствам, методам тренировки, динамике нагрузок, режиму дня и питания.

 

Подготовка к соревнованиям

После того, как приобретена спортивная форма, нужно решить задачу как сохранить ее в течение всего периода ответственных соревнований и реализовать в возможно высоких спортивных достижениях.

Основные стороны подготовки спортсмена в это время характе­ризуются следующими особенностями: физическая подготовка приобретает характер непосредственной подготовки к предельным нагрузкам, направлена на достижение максимального результата, сохранение ее на этом уровне, поддержание достигнутой общей тренированности.

Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно более высокой степени совершенства. Это предполагает закрепление навыков, усиление их вариативности, тончайшей шлифовки координации движений, совершенствования так­тического мышления.

В специальной психической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная настройка на состязания, мобили­зация на высшие проявления физических и моральных сил, а также регуляция эмоциональных сил, должная настройка на возможный успех и неуспех.

Соревнования должны различаться по степени значимости и направ­ленности. Большая часть соревнований даже в соревновательном периоде носит, по существу, контрольно-подготовительный характер и используется для подведения к основным наиболее ответственным состязаниям.

Последние являются узловыми пунктами построения тренировки – на них ориентируется вся система подведения спортсмена к максималь­ному результату, планируется динамика нагрузок и т.д.

Интервал между такими соревнованиями устанавливается не только с расчетом на полное восстановление работоспособности, но и исходя из всех требований полноценной непосредственной подготовки к решающим стартам. При этом учитываются по возмож­ности все конкретные особенности данных состязаний, программа, режим выступления, особенности противников, проведения состяза­ний, оборудования и т.д.

Сохранение спортивной формы – одна из сложнейших проблем, которую нельзя считать до конца решенной. Сохранение формы зависит от многих факторов: частоты выступлений, от квалификации спортсмена, особенностей вида спорта, возможных переключений и нельзя кроме этого сбрасывать со счета индивидуальные особенности. Практика выступлений многих спортсменов на соревнованиях самого высокого масштаба достаточно доказательно показывает, что подведение спорт­смена к максимальным результатам сопряжено с разви­тием не только индивидуальных качеств, но и внешних условий. Ориентирование на одно соревнование – задача чрезвычайно сложная; как правило, высокому результату предшествует целая серия сорев­нований.

Построение одного тренировочного занятия. Общеприянятым является занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей. Применяются занятия и из 3-х частей, где первые две части занятия объединяются в одну под названием вводно-подготовительная часть.

Средства спортивной тренировки

Главным средством спортивной тренировки являются физические упражнения, так как их применение позволяет решать многие задачи спортивной тренировки.

Рассмотрим классификацию физических упражнений. Для этой цели используем два признака: 1) степень близости упражнения к основной соревновательной деятельности спортсменов и 2) направленность упражнения на преимущественное решение той или иной задачи спортивной тренировки.

Методы спортивной тренировки

Этот термин характеризует спо­соб применения средств тренировки с целью решения конкретных задач в подготовке спортсменов. Иначе говоря, каждый из методов тренировки дает ответ на вопрос, как надо применять средства для подготовки спортсменов.

Для общетеоретического анализа и обобщения можно объединить все методы тренировки на основе следующих трех классификационных признаков: направленность, цикличность и нагрузочность примене­ния средств тренировки или тренировочных заданий. Каждый из трех включает три группы методов.

1. Направленность воздействия на организм:

1) соревновательные методы тренировки комплексно загружают именно те энергетические источники и системы организма, которые интенсивно функционируют в процессе участия в соревнова­ниях;

2) специально-подготовительные методы избирательно воздействуют на отдельные системы организма;

3) общеподготовительные методы не только тренируют системы организма, обычно не загружаемые в процессе соревнований, но и способствуют более интенсивному восстановлению работоспособности организма за счет реализации феномена активного отдыха Сече­нова.

2. Цикличность применения тренировочных заданий:

1) однократные методы, при которых тренировочное задание предусматривает два параметра нагрузок: по продолжительности мышечной работы и по интенсивности мышечной работы (например, часовой бег при частоте пульса 150 уд/мин);

2) серийные методы тренировки, которые включают три параметра нагрузки (по продолжительности упражнения, его интенсивности и числу повторений упражнения) и два параметра отдыха (по вели­чине отдыха и его характеру), (например,10 отрезков по 200 м с предельной скоростью, с 8-ми минутным интервалом для отдыха, проводимым в виде медленной ходьбы);

3) многосерийные методы тренировки, которые включают 8 парамет­ров нагрузки и отдыха: продолжительность упражнения, его ин­тенсивность, величина интервала отдыха внутри серии, характер интервала отдыха внутри серии, число повторений упражнения внутри серии, величину интервала отдыха между сериями, харак­тер интервала отдыха между сериями, общее число серий.

3. Величина тренировочной нагрузки:

1) облегченные методы предусматривают такое сочетание пере­численных выше компонентов нагрузок и отдыха, которые позво­ляют быстро восстановить 95% работоспособности организма;

2) оптимальные методы тренировки характеризуются сочетанием нагрузки и отдыха, при котором организм спортсменов восстанав­ливается относительно медленно, так как потеря работоспособнос­ти достигает значительных величин;

3) жесткие методы тренировки являются очень тяжелыми и требуют значительного времени для восстановления организма после нас­тупившего утомления.

Вопросы контроля в спорте разрабатываются теорией тес­тирования, согласно которой объектом контроля является динамика решения задач тренировки, тренировочных и соревно­вательных нагрузок, физического и психического состояния спортсменов.

Технология контроля сводится к измерениям тренировочных и соревновательных нагрузок, определения физического и психичес­кого состояния занимающихся, тестированию показателей, нагрузок их математическому анализу и педагогической оценке.

Контроль за динамикой тренировочных нагрузок включает в себя учет величин выполненной тренировочной работы по показа­телям внутренней, внешней или комбинированной нагрузки. Дополнительно учитываются также параметры соревновательной нагрузки, т.е. количество соревнований (основных и главных), количество в соревновательных дней (предварительных, четверть­финальных, полуфинальных и финальных), стартов и другие более мелкие и специализированные ее параметры. Контроль за динами­кой физического и психического состояний спортсменов предус­матривает оценку перманентных (относительно стабильных, т.е. медленно изменяющихся), текущих и оперативных (быстроизменяющихся) состояний занимающихся с последующим их сопоставлением с величи­нами нагрузок и запланированными задачами тренировки. В спортивной тренировке различают три вида контроля: поэтапный, текущий и оперативный.

В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают значительное место.

Только четко организованные спортивные соревнования могут полностью выполнить свои функции: способствовать воспитанию у спортсменов высоких моральных качеств и обеспечить достижение участниками наивысших спортивных результатов.

Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складыва­ется из многих пунктов: составление календарного плана спортивных соревнований; разработка положений по соревнованиям; составление сметы расходов на каждое соревнование; образование оргкомитета по подготовке и проведению соревно­ваний; подбор судейской коллегии и организация ее работы; обеспечение оповещения о соревнованиях (афиши, информации в газету, на радио, телевидение и т.д.); организация приема и обработки заявок на участие в соревнованиях от участвующих организаций и участников; составление распорядка (программы, графика) соревнований, ритуала награждения победителей, открытия и закрытия соревнований; подготовка спортивных сооружений; обеспечение медицинского обс­луживания соревнований; проверка подготовленности мест спортив­ных соревнований, спортивного оборудования и инвентаря; оп­ределение мероприятий по обслуживанию участников соревнований; определение мероприятий по обслуживанию зрителей; обеспечение четкой и своевременной информации по подготовке соревнований, о результатах спортсменов в ходе соревнований, о предварительных результатах и ходе личной и командной спортивной борьбы, об окончательных итогах соревнований (отчетов).

Современный спорт имеет важное значение в развитии человеческих контактов, взаимоотношений не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе интернациональное в спорте проявляется через совре­менное международное спортивное движение.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают пре­одолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмос­феру взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.

Таким образом, спорт служит средством объединения людей, укрепления мира, создания атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами.

Важной стороной международного спортивного движения, от­личающей его коренным образом от всех остальных видов меж­дународных отношений, являются официальные спортив­ные состязания (олимпийские игры, мировые и континентальные первенства) и определение высших спортивных достижений при помощи объективных критериев. Достижение мирового первенства или установление мирового рекорда приносит спортсменам не только личную известность, но и популяризирует общественный строй го­сударства, которое они представляют. Составной частью меж­дународного спортивного движения является международное рабо­чее спортивное движение,.которое не проводит официальных меж­дународных соревнований. Рабочие спортивные организации су­ществуют в капиталистических странах, некоторые из них объе­диняются Международным рабочим спортивным комитетом (КСИТ).

В основе международного спортивного движения лежат идейно-организационные принципы:

- товарищеское взаимодействие спортивных объединений по усилию значения международного спортивного движения как одного из факторов упрочения всеобщего мира;

- равенство прав всех людей в занятиях спортом вне за­висимости от политических убеждений, религиозных взглядов, пола и цвета кожи;

- исключение дискриминации в национальных организациях и международных спортивных объединениях по политическим рели­гиозным или расовым мотивам;

- невмешательство международных спортивных объединений во внутренние дела национальных спортивных организаций;

- полное равенство национальных спортивных организаций как прав, так и обязанностей в международных спортив­ных объединениях;

- последовательная интернационализация правил проведения соревнований; постоянная работа по совершенствованию правил в соответствии с задачами спорта по обеспечению равных возмож­ностей всем спортсменам бороться за олимпийское, мировое и континентальное первенство;

- уважение национального престижа, отраженного в ритуале чествования победителей спортивных соревнований.

Осуществление этих принципов происходит в борьбе против тех сил, которые стараются воспрепятствовать демократи­ческому развитию международного спортивного движения.

По решению Генеральной ассамблеи ФИСУ Всемирные студенчес­кие спортивные игры проводятся один раз в два года: каждый нечетный год – летние и каждый четный – зимние игры. Играм было прис­воено название «Универсиада». При проведении универсиады ФИСУ неуклонно придерживается олимпийских идеалов – состязания про­водятся как праздники студенческой молодежи нашей планеты. Они служат расширению международных спортивных связей, укреп­лению интернациональной дружбы и взаимопонимания между студен­тами всех стран мира.

В рамках последних универсиад Международная федерация университетского спорта проводит международные научные конфе­ренции по различным проблемам физического воспитании в высших учебных заведениях.


Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Укрепление здоровья человека – одна из главных задач системы физического воспитания. За соблюдением принципа оздоровительной направленности всех физкультурных и спортивных мероприятий следят специалисты-медики, и эта их научно-практи­ческая деятельность называется врачебным контролем.

Врачебный контроль направлен на изучение и улучшение здо­ровья, физического развития и физической подготовленности зани­мающихся физическими упражнениями и спортом.

Цель врачебного контроля в процессе физического воспита­ния учащихся – максимально способствовать правильному исполь­зованию средств физической культуры и спорта для укрепления здо­ровья, повышения уровня физического развития, достижения юношами и девушками высоких спортивных результатов. Отсюда перед врачебным контролем ставятся следующие частные задачи:

a) контролировать выполнение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований при организации учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

б) обеспечивать высокую эффективность физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, внедрение доступных средств физической культуры и спорта в жизнь и быт учащихся;

в) повышать грамотность учащихся в вопросах самостоятель­ного использования различных физических упражнений и видов спорта для решения оздоровительных и других задач.

Содержание врачебного контроля включает в себя несколько форм организации медицинских и врачебно-педагогических меропри­ятий. Проанализируем более близкий учащимся пример. Вы решили поступить на обучение в вуз. В соответствии с правилами приема вами была предъявлена справка о состоянии здоровья с указанием медицинской группы, к которой вы отнесены по состоянию здоро­вья.

Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой совместную работу врача, преподавателя физического воспитания и тренера, проводимую ими непосредственно в ходе учебно-тренировочных за­нятий и соревнований.

Другими формами организации врачебного контроля являются медицинское обеспечение физического воспитания учащихся в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований, на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях; санитарно-гиги­енический контроль за местами и условиями проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий; предупреждение травматизма на занятиях физкультурой и спортом; предупреждение заболеваемости среди занимающихся; санитарно-просветительная работа среди учащихся.

Важной формой врачебного контроля в современном спорте яв­ляется специальный (или антидопинговый) контроль, направленный на предупреждение приема спортсменами опасных для здоровья ве­ществ в целях стимуляции физической работоспособности организ­ма. Вред таких стимуляторов (допингов) заключается в запредель­ной мобилизации источников энергии организма. Такое излишнее стимулирование обмена веществ, временно повышая работоспособ­ность организма, снимает действие защитных механизмов, что соз­дает опасность развития тяжелых патологических (болезненных) сос­тояний, приводящих в отдельных случаях даже к смертельному ис­ходу. В современной врачебной практике разработаны быстрые и точные методы выявления спортсменов, принимавших допинг. В случае подтверждения приема допинга спортсмен с соревнований сни­мается, а его результаты аннулируются.

Составной частью врачебных обследований является оценка физического развития занимающихся физкультурой и спортом, которая проводится методами наружного осмотра, антропометрических измерений и расчетов.

 

Медицинское обследование занимающихся

Все студенты, занимающиеся физическими упражнениями и спор­том по учебному расписаниюили самостоятельно, должны проходить медицинские обследования: первичные – перед началом занятий физическим воспитанием (на 1 курсе); повторные – для занимающихся по учебным программам – один раз в год, для занимающихся спортом в зависимости от особенностей вида спорта и квалификации спортсменов – 3-4 раза в год. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, должны проходить повторный медицинс­кий осмотр не реже 1 раза в семестр.

Повторные обследования позволяют установить, какие изменения произошли в организме занимающихся, дают возможность судить о правильности и эффективности проводимого учебно-тренировочного процес­са, а также дать рекомендации по построению учебно-тренировочных занятий на будущее.

Дополнительные обследования дают возможность определить состояние здоровья и тренированности на данный момент, установить наиболее целесообразный режим жизни и тренировок, необходимый для восстановления спортивной работоспособности, позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях спортсменов, недостаточно подготовленных, нетренированных или имеющих заболевание, а также другие противопоказания ко времени проведения соревнований.

 

 

Оценка физического развития

Одним из важных показателей состояния здоровья и функциональных возможностей занимающихся физическими упражнениями и спортом является физическое развитие, которое определяется по степени развития основных тканей организма, формам и размерам тела и его отдельных частей, функциям организма. Физическое развитие определяется методами наружного осмотра, антропометрии и др.

С помощью наружного осмотра оценивается осан­ка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение. Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки, спины, живота, ног.

Форма грудной клетки бывает коническая, цилиндрическая и уплощенная. Она определяется по расположению ребер, надчревному углу, соотношению переднезаднего и поперечного диаметров груд­ной клетки.

Антропометрические измерения уточняют и дополняют данные наружного осмотра, они дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответст­вия полу и возрасту, имеющиеся отклонения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различнымивидами спорта.

Антропометрические измерения следует проводить всегда в одно и то же время суток, лучше в утренние часы, по общепринятой методике, с использованием специальных, стандартных, проверенных инструментов. Обследуемые должны находиться в обнаженном виде или в трусах. Измеряются рост (или длина) стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра и голени; ЖЕЛ,: становая сила и сила мышц кисти; диаметры плечевой, грудной клетки и тазогребневой; жироотложение.

Вес тела имеет существенное значение для оценки воздействия тренировочных физических нагрузок на организм человека.

Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии и др. Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисля­ют среднюю арифметическую величину и среднее квадратическое отклонение, которое определяет границы однородной группы (нормы) для каждого признака и характеризует величину его колебаний (вариаций). Так, например, если мы возьмем средний рост студентов 173 см (М±6,0),то большинство обследованных (68-75%) имеют рост в пределах от 167 см (173±6,0) до 179 см (173±6,0). У остальных рост может быть или меньше 167 см, или больше 179 см. Изучаемый в исследуемой группе признак будет более однородным при уменьшении величины.

Оценка физического развития может быть определена методом корреляции, который может дополнить оценку, определенную методом антропометрических стандартов.

Метод антропометрических индексов. Хотя этот метод и не дает возможности полностью характеризовать те или иные данные, но позволяет периодически делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития.

Весоростовой показатель вычисляется делением массы тела (г) на рост (см). В норме частное от деления должно равняться 350-400 г для мужчины и 325-375 г для женщин. Другие данные весоростового показателя говорят об излишке массы и наоборот.

Весоростовой показатель вычисляется по формуле рост (см) - 100 = масса (кг). Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общеизвестный показатель. Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки весоростового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц при росте 175-185 см - 110 единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173 - 105 = 68).

Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела (в граммах). Частное от деления ниже б5-70 мл/кг у мужчин и 55-60 мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

3адержка дыхания на вдохе (проба Штанге). После 5-7 минут отдыха в положении сидя следует сделать полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80-90% от максимального) и задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания в большей степени зависит от волевых усилий человека, поэтому в задержке дыхания различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной степени). У здоровых детей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16-55 сек. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 сек, а тренированные спортсмены - от 60 секунд до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении снижается.

При наружном осмотре оценивается осанка, формы костного ске­лета (грудная клетка, спина, живот, ноги), состояние мускулатуры, кожных покровов, жироотложения и др.

При антропометрических измерениях определяются уровень и особенности физического развития, соответствие его полу, возрасту, изменения физического развития под воздействием физических упраж­нений и спорта. Антропометрические измерения проводятся, как пра­вило, всегда в одно и то же время суток, в одном и том же костю­ме (лучше в спортивных трусах), с использованием одного и того же инструментария. Это позволяет добиваться не только высокой точности измерений, но и объективности выявленных изменений, правильных оценок.

Для комплексной оценки и оценки пропорциональности физическо­го развития используются расчеты, основанные на естественной про­порциональности отдельных антропометрических признаков – длины те­ла, массы тела, жизненной емкости легких и др. До недавнего време­ни на практике применялись различные индексы, некоторые из них и сейчас еще не забыты, хотя во врачебной практике уже не применяют­ся.

В настоящее время используют научно-обоснованные методы комплек­сной оценки физического развития людей, такие как оценка по ант­ропометрическим стандартам, построение антропометрического профи­ля и др.

Большое практическое значение для учащихся, занимающихся физкультурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует физкуль­турников и спортсменов, прививает им навыки самоанализа, положительно влияет на рост спортивных результатов.

Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок. Основные задачи самоконтроля:

- осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;

- освоить простейшие методы самонаблюдения, научиться простейшим способам записи результатов наблюдений;

- научиться анализировать и оценивать показатели самоконтроля;

- закрепить и применить на практике полученные знания.

Самоконтроль включает в себя наблюдения и анализ объективных и субъективных состояний организма. К объективным относят показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические – длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.; функциональные – ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЕЛ и др.; силовые показатели отдельных групп мышц, спортивные результаты. Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувства утомления и усталости, ­желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, бо­язнь соревнований, нарушений сна и аппетита, ощущение уровня работоспособности и ее изменений и др.­

Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, не­которые объективные и субъективные показатели состояния орга­низма в период занятий и тренировок. Приступая к ведению дневника, следует посоветоваться с преподавателем физического воспитания, с тренером и врачом, предварительно решить для себя как часто будет заполняться дневник самоконтроля, какие показа­тели взять на учет, как часто и какими способами эти наблюдения учитывать и фиксировать в дневнике. От решения этих прин­ципиальных вопросов зависит форма дневника, его полнота, объ­ем.

О степени тренированности спортсмена достаточно точно можно судить по времени возвращения пульса к исходному состоянию. ­При хорошей тренированности даже после большой физической наг­рузки пульс восстанавливается за 20-30 минут. Если же период восстановления затягивается на 60 минут и более, это указывает на слабую общую тренированность, возможное скрытое болезнен­ное состояние или имевшее место нарушение режима.

О хорошей реакции сердечно-сосудистой системы на физичес­кую нагрузку достаточно объективно можно судить по результатам так называемой ортостатической пробы. Их несколько. Наиболее часто в практике самоконтроля используется такая: отдых лежа – 5 минут, подсчет пульса – 1 минута, отдых стоя – 1 минута, подсчет пульса – 1 минута. После этого вычисляется разность пульса в положениях лежа и стоя. Критерии оценок: менее 12 сокращений – хорошая, 12-18 – удовлетворительная, 19-25 – плохая, более 25 – очень плохая.

Дыхание. Большой информативностью о потенциальных возмож­ностях дыхательного аппарата обладает показатель ЖЕЛ – максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха. Изменения ЖЕЛ производятся водным или сухим спирометром, обычно до и после тренировки. Средними показателями для юношей в возрасте 16-18 лет являются величины в пределах 4000-4500 см3, а для девушек этого возраста – 3000-3500см3. У физкультурников и спортсменов эти показатели, как правило, 4500-5000 см3, в отдельных случаях достигают 6000 и даже 7000 см3.

Масса тела. Большое значение при самоконтроле следует придавать наблюдениям за массой тела. Измерять ее следует по воз­можности еженедельно, в одно и то же время, на одних и тех же весах, предварительно проверив их исправность.

В обычных условиях масса тела может меняться от состояния здоровья, водного и пищевого режима, учебной, про­изводственной или тренировочной нагрузки, времени года, климата, погоды и других влияний. Прогрессирующая потеря аппетита и снижение массы тела сигнализирует о неблагополучии в организме спортсмена. Об этом следует поставить в известность тренера и врача, помочь им выявить причину нежелательного явления.

Показатели силы мышц, динамика спортивных результатов – яркие и объективные признаки правильного построения тренировочного процесса. Снижение показателей силы отдельных групп мышц, прекращение роста спортивных достижений, а тем более их снижение обычно связаны с нарушением общего или тренировочного режима. На спортивные результаты отрицательно влияют недосыпание, беспорядочное питание, частые внеплановые физические нагрузки, выступление на соревнованиях без достаточной подготовки, трениров­ки в болезненном состоянии, курение, употребление алкоголя. Все эти моменты могут свести на нет месяцы и годы напряженных тренировочных занятий.

Следует помнить, что на все функциональные показатели существенное влияние оказывают утомление, недосыпание, болезненные состояния организма. Надо также иметь в виду, что исследу­емые состояния человеческого организма динамичны и меняются в течение суток.

Своим непосредственным участием в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях учащиеся должны способст­вовать успеху этой работы и не только в стенах учебного заведения, но и на производстве, куда они приходят после окончания вуза. Каждый выпускник среднего специального учебного заведе­ния или вуза должен стать инициативным общественным инструктором в трудовом коллективе, судьей по спорту и организатором активного отдыха, участником спортивных соревнований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.