КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебное пособие. Комарова лариса эдуардовна русский язык и культура речи
Комарова Лариса Эдуардовна РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Список використаних джерел 1. Бронжаев М.Ф. Исходные данные к выполнению курсового проекта по курсу “Механика ґрунтов, основания и фундаменты” (для студентов 3 курса специальности “Городское строительство и хозяйство” и иностранных учащихся)/ХГАГХ: Харьков, 2001. – 51 с. 2. СНиП 2.02.01. - 83*. Основания зданий и сооружений / Госстрой СССР. - М.: Стройиздат, 1985. – 40 с. 3. СНиП 2.02.03. - 85. Свайные фундаменты. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. – 48 с. 4. Пособие по проектированию оснований зданий и сооружений (к СНиП 2.02.01 – 83)/ НИИОСП им. Герсеванова. – М.: Стройиздат, 1986. – 415 с. 5. СНиП 2.01.01. - 82. Строительная климатология и геофизика / Госстрой СССР. - М.: Стройиздат, 1983. – 137 с. 6. Пособие по проектированию фундаментов на естественном основании под колонны зданий и сооружений (к СНиП 2.03.01 – 84 и СНиП 2.02.01 – 83)/ Ленпромстройпроект Госстроя СССР.- М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. – 112 с. 7. ДСТУ Б В.2.6-65:2008. Палі залізобетонні. – К.: Мінрегіонбуд України, 2009. – 74 с. 8. СНиП 2.06.08-87. Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений/Минэнерго СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР. 1988. - 32 с. 9. ДСТУ 3760-98. Прокат арматурний для залізобетонних конструкцій. Загальні технічні умови. – К.: Держстандарт України, 1998. – 52 с.
УДК811.161.1'27(075.8) ББК81.2Рус-5я73 К 63. К 63 Комарова, Л. Э. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студ. заоч. отделения, обучающихся по нефилологическим специальностям / Л. Э. Комарова; Сургут, гос. ун-т ХМАО - Югры. - Сургут: РЩ СурГУ, 2009. - 119 с. - ISBN 978-5-89545-309-4. В учебном пособии представлены в сжатом и систематизированном виде основные сведения о современном русском языке и его стилистических возможностях, содержатся практические рекомендации в области совершенствования культуры речи. Пособие предназначено для студентов различных нефилологических специальностей, обучающихся по заочной форме, может быть полезно и старшеклассникам, учителям русского языка, преподавателям подготовительных курсов и всем, кто стремится повысить уровень своей речевой культуры.
Печатается по решению редакционно-издательского совета СурГУ. Рецензенты: СМ. Белякова, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета; Н.А. Аксарина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета. ISBN 978-5-89545-309-4 © Комарова Л.Э., 2009 © ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры», 2009
- А можно этому научиться? В принципе, ничего нет невозможного (пауза) для человека с интеллектом. (перефразированная цитата из к/ф «Служебный роман») Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство специалистов-филологов, деятелей науки, культуры и других представителей интеллигенции. В последние десятилетия в русском языке отмечаются следующие негативные тенденции: - расшатывание традиционных литературных норм; - стилистическое снижение устной и письменной речи, выразившееся в утрате высокого стиля и замене его средним стилем, а также в перемещении низкого стиля на место среднего; - вульгаризация языка СМИ, рекламы и бытовой сферы общения; проникновение грубых слов и даже мата в язык театра и художественной литературы; - распространение жаргонной речи («жаргонизация всей страны»); - «нашествие» заимствований из английского языка. Снижение уровня речевой культуры различных слоев общества стало настолько заметным, что вызвало необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в учебные планы по всем вузовским специальностям.
В настоящее время грамотная устная и письменная речь, умение эффективно общаться определяют востребованность специалиста на рынке труда, способствуют достижению успеха в профессиональной сфере. Знание возможностей языка, владение разнообразными языковыми средствами - необходимая составляющая профессиональной подготовки любого специалиста. Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, которые заочно обучаются по различным нефилологическим специальностям. Оно содержит систематизированные сведения по русскому языку и культуре речи, имеющие теоретический и прикладной характер. Глава 1 «Системный характер языка» знакомит студентов с важнейшими сведениями о сущности языка, его единицах, структуре, о взаимосвязи понятий «язык» и «речь», о строении русского языка и его богатстве, о том, что
такое литературный язык и чем он отличается от нелитературных компонентов национального языка. В этой главе даётся уровневая характеристика литературных норм. В главе 2 «Стилистическая система современного русского литературного языка» предлагается характеристика функциональных стилей русского языка и их подстилей (при изложении материала принят системно- уровневый подход к анализу языковых явлений), уделяется внимание понятиям «экспрессивность» и «оценочность» в языке. Глава 3 «Основные литературные нормы и их нарушение» содержит классификацию разных видов речевых ошибок и практический материал для работы по их исправлению. В главе 4 «Основные качества образцовой речи» рассматриваются различные аспекты речевой культуры. Наряду с традиционно выделяемыми аспектами (нормативным, коммуникативным, этическим), образцовая речь характеризуется ещё и в аспекте техники речи. Данная глава служит своеобразным итогом изучения курса, в ней при систематизации качеств образцовой речи студент обращается к уже пройденным темам. Основной принцип расположения материала, принятый в пособии - проведение параллели между языковыми единицами, уровнями, языковыми нормами и распространёнными речевыми ошибками. Это способствует систематизации теоретических сведений и практических навыков пользования ресурсами языка.
Курс «Русский язык и культура речи» представлен в доступном для студентов-нефилологов изложении. Учебное пособие обеспечивает самоподготовку студентов заочного отделения, так как теоретические сведения постоянно сопровождаются упражнениями и заданиями, помогающими закрепить полу- 1ые знания. Введение цитат и кадров из популярных отечественных комедий способствует привлечению внимания к материалу, а наличие рисунков и таблиц облегчает его восприятие при самостоятельном изучении. Пособие подготовлено с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.). ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И СИМВОЛЫ НС - научный стиль * - символ нелитературной речи ОДС - официально-деловой стиль или упрощенной передачи ПС - публицистический стиль произношения PC - разговорный стиль 0 - безоценочная лексика ФС - функциональный стиль + - слово с положительной ХС - художественный стиль оценкой ЭС - экспрессивный стиль - - слово с отрицательной оценкой ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |