КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Склонение количественных числительных
Нормы числительных Нормы местоимений 1. Необходимо запомнить формы притяжательных местоимений, относя Неправильно: ихние, евонные, егонные, ейные и под. 2. Местоимения СЕБЯ и СВОЙ в русском языке могут относиться к любому 3. Формы личных местоимений 3-го лица {он, она, оно, они) употребляются с и в следующих случаях: - с простыми предлогами (за, из, к, на, у, над, о, по, с, при, перед, между и др.): у него, у неё, у них; за ним, за ней, за ними; с ним, с ней, с ними и т. д. - с предлогами, требующими род. падежа (вокруг, впереди, напротив, после, посреди, сзади): возле него, возле неё, возле них; мимо него, мимо неё, мимо них. В остальных случаях личные местоимения 3-го лица употребляются без н: наперекор ему, красивее её, хуже его. Формы личного местоимения 3 лица так же, как и формы местоимений свой, себя, должны употребляться, исключая двусмысленность понимания.
УПРАЖНЕНИЕ 21. Исправьте ошибки (при двузначности высказывания укажите два варианта). 1. Благодаря ней мы прослушали интересную лекцию. 2. Все ихние конспекты лежали на столе. 3. Мне очень нравится своя подруга. 4. Лицо у ней круглое. 5. Вокруг их было всегда много народу. 6. Мать попросила сына налить себе чаю. 7. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. 8. Он был ниже неё. 9. Одноклассник пригласил нас к нему в гости. 10. Обнаружив задымление, Сергей Павлович побежал звонить соседям, которые его не заметили. 11. Ребёнок старше 7 лет должен занимать отдельное место в целях его безопасности. 12. Самое ценное в корнях - кора, поэтому при резке и рубке подстилают.мешковину, чтобы её не терять. 13. Автор заставляет думать о последствиях своих поступков. 14. Лучше, чем меня, ты не найдёшь. 15. Для детей беженцев привезли тысячу плюшевых мишек, но пока им нечего есть. 1. Числительные сорок, девяносто, сто во всех падежах, кроме имени Род. п. сорока девяноста ста Тв. п. сорока девяноста ста Пр. п. сорока девяноста ста 2. Числительные полтора (м. и ср. р.) и полтораста во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют первый корень в виде полу-, при этом оканчивается числительное всегда на -а. В жен. роде в им. и вин. падежах употребляется форма полторы: Им. п. полтора полторы полтораста Дат. п. полутора полутораста Вин. п. полтора полторы полтораста Пр. п. полутора полутораста Примеры: Полтора литра молока — в полутора литрах молока. Род. п. шестидесяти двухсот трехсот четырехсот Дат. п. шестидесяти двумстам тремстам четыремстам Вин. п. шестьдесят двести триста четыреста
Тв. п. шестьюдесятью двумястами тремястами четырьмястами Пр. п. о шестидесяти о двухстах о трехстах о четырехстах Варианты форм числительных и их сочетание с существительными 1. Числительные восемь и восемьдесят в творительном падеже имеют варианты окончаний: восемью, восемьюдесятью - книжный вариант; восьмью, восьмьюдесятью - разговорный вариант. 2. Сравните выражения, выведите правило: С двумястами рублям и (книжн.) - С двумястами рублей (разг.) С тысячью рублями, рублей (числ.) — С одной тысячей р ублей (сущ.). А.С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году (тысяча - порядковое числительное). На фабрику пришел груз весом в тысячу пятьсот тонн (тысяча - количественное числительное). 3. Сравните выражения, выведите правило употребления существитель 15 процентов 15, 8 процента 12 килограммов 12, 5 килограмма 11 метров 11,3 метра и т. д. 4. Собирательные числительные (от двое до десятеро) употребляются в следующих случаях: - с существительными муж. рода: трое мальчиков; - с существительными общего рода: двое сирот; - с существительными, имеющими только форму множественного числа (сутки, брюки, ножницы и пр.): двое суток, двое брюк, двое ножниц; - с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, трое волчат; - со словами дети, ребята: двое детей, трое ребят; - с личными местоимениями: их двое, нас трое.
Примечание: Существительное сутки употребляется с собирательными числительными двое, трое, четверо. При количестве от 5 до 10 допустимы два варианта употребления (с собирательным и с целым количественным числительным): пятеро суток - пять суток и т. д., при этом второй вариант является более употребительным. Для обозначения большей продолжительности времени используются целые количественные числительные: одиннадцать суток и пр. С составными числительными, оканчивающимися на 2, 3, 4, и с дробными числительными употребляется слово день: 22 дня; 43 дня; 2,5 дня и под. В сложных словах, первая часть которых образована от числительного, последнее употребляется в родительном падеже: трехлетие, сорокалетие, четырехсотлетие. Исключение составляют только числительные девяносто и сто, которые сохраняют начальную форму: девяностолетие, девяностометровый, столетие, стопятидесятилетие и под.
УПРАЖНЕНИЕ 22. Просклоняйте: 81 студент, 5685 рублей. УПРАЖНЕНИЕ 23. Запишите словами числительные, исправьте ошибки. 1. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. 2. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 3. Школьная библиотека в этом году пополнилась 574 книгами. 4. Он уже распорядился полученными 500 рублями. 5. Нет 250 человек. 6. Депутат встретился с 2475 избирателями. 7. На столе 3 ножниц. 8. 5 столов. 5 девушек. 5 молодых людей. 9. Нас 3. 10. Она хозяйка 4 котят. 11.7 ребят по лавкам сидят, ложками стучат. 12. Поезд будет в пути 1,5 суток. 13. Он пришел с 1000 в кармане. 14. Он пришел с 1000 рублей в кармане. 15. Около четырехста картин еще вчера были здесь. 16. Вся страна отметила восемьсотлетие со дня основания Москвы. 17. Его дом находился в полутора-стах километрах от станции. УПРАЖНЕНИЕ 24. Раскройте скобки, записав числительные словами, исправьте ошибки. 1. На конференцию собрались делегаты в количестве (534 человека). 2. На закрытии студенческой конференции будут награждать (81 участник). 3. На протяжении (471 километр) потянулись болота. 4. Численность жителей посёлка достигла (2646 человек). 5. Полет космического корабля будет продолжаться (173 сутки). 6. Покупка обойдется (1,5 тысячи рублей). 7. С (360 рублей) не разбежишься. 8. Двое котов грелись на солнышке. 9. В вечернюю смену вышли двое работниц. 3.4.5. Нормы глаголов 1. Следующие глаголы не имеют формы 1 лица ед. числа (недостаточные глаголы): висеть, дерзить, дудеть, затмить, убедить, переубедить, победить, чудить, лебезить, очутиться, бузить, тузить. Выразить 1 лицо можно описательно, с помощью других слов: победит ь - я одержу победу, одолею, справлюсь, осилю, смогу победить, постараюсь победить, победа будет за мною и т. п. Глаголы умертвить, роптать имеют в,1 -ом лице ед. числа формы умерщвлю, ропщу. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы на -ЕЮ, -ЕЕШЬ, -ЕЮТ (по 1-му спряжению): я выздоровею, ты выздоровеешь, они выздоровеют...; я опостылею, ты опостылеешь, они опостылеют и под. Формы этих глаголов выздоровлю, выздоровишь, выздоровят употреблять не рекомендуется. 2. Глаголы на -чь (беречь, жечь, лечь, печь, сечь, стричь, течь и под.) имеют чередование согласных в корне (выявите закономерность в чередовании согласных): печь (к/ч) стричь (г/ж) ед. число мн. число ед. число мн. число / я пеку 1 мы печём 1 я стригу 1 мы стрижём 2 ты печёшь 2 вы печёте 2 ты стрижёшь 2 вы стрижёте 3 он печёт 3 они пекут 3 он стрижёт 3 они стригут
Глагол хотеть имеет следующие формы с чередующимися согласными: 1 я хочу 1 мы хотим 2 ты хочешь 2 вы хотите 3 он хочет 3 они хотят Глагол платить имеет чередование согласных ч / т и не имеет чередования гласных, т. е. произносится и пишется с гласным а в корне (проспрягайте в настоящем времени). 3. Необходимо запомнить правильные формы и сочетаемость следующих глаголов: ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО вешать (бельё, шторы, преступника) весить вывесить, вывешивать (бельё, шторы, объявление) вывешать повесить (бельё, шторы, объявление, преступника) повешатъ развесить, развешать, развешивать (картины в разных местах) 4. Необходимо запомнить формы повелительного наклонения: взвесить — взвесь, взвесьте закупорить - закупорь, закупорьте встретить - встреть, встретьте откупорить — откупорь, откупорьте вылезать — вылезай, вылезайте лакомиться - лакомься, лакомьтесь ехать — поезжай, поезжайте лечь —ляг, лягте слезть — слезь, слезьте класть — клади, кладите слезать - слезай, слезайте положить - положи, положите 5. Возвратная частица -СЯ обозначает действие, направленное на самого себя, ср.: умываться (умывать себя), причесываться (причесывать себя) и под. Поэтому неоправданным является употребление частицы -СЯ в следующих случаях: стираться, убираться, играться (просторечные формы). Правильно: стирать (бельё), убирать (в квартире), играть (в куклы). Частица -СЯ может выражать также страдательный залог, поэтому иногда при употреблении глаголов с -СЯ возникает двусмысленность: Студенты направляются на завод для прохождения практики (неясно, сами они направляются или их направляют). Правильно: Студенты направлены на завод для прохождения практики. 6. Смешение форм времени и вида глаголов ведёт к грамматической ошибке: После окончания школы Фролов поступает (наст, время, несов. вид) в профессиональный лицей, где за короткое время приобрёл (прош. время, сов. вид) квалификацию токаря. Правильно: После окончания школы Фролов поступил в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря. УПРАЖНЕНИЕ 25. Выразите описательно форму 1-го лица ед. числа следующих глаголов: висеть, дерзить (в наст, времени); пропылесосить, убедить, очутиться (в буд. времени). УПРАЖНЕНИЕ 26. Проспрягайте в настоящем времени глаголы жечь, сечь, стричь, ездить, махать, вешать; в будущем времени - глаголы запла- титъ, увлечься, повесить. За справками обращайтесь к Словарю трудностей русского языка. УПРАЖНЕНИЕ 27. Исправьте ошибки (устно). 1. Бежи быстрей! 2. Ляжьте прямо! 3. Куда залез? Давай слазий! 4. Езжай помедленнее! 5. Положь на место! 6. Не трожь не своё! 7. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 8. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 9. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 10. После химической обработки деталь бросается в ванну. 11. Едь один, я позже приеду. 12. Когда же я тебя убе-дю? 13. Она почему-то не хотела узаканивать их отношения. 14. Я колешу по городу уже целый час. 15. Мой реферат выглядел громоздким, и поэтому я вынуждена была его подсократить. 16. Что двигает этими политическими силами? 17. Младенец непроизвольно движет руками и ногами. 18. Обойми меня крепко. 19. Выдь на Волгу! 20. Взглянь на эту красоту! 21. После училища выпускники направляются в Военную академию им. М.В. Фрунзе.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 4550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |