Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Склонение количественных числительных




Читайте также:
  1. VI. Склонение фамилий
  2. Агрегатные индексы количественных показателей
  3. Анализ количественных характеристик товаров
  4. АРХИТЕКТУРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ
  5. Диалектика количественных и качественных изменений
  6. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
  7. Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции
  8. Иерархия вычислительных блоков и памяти в шейдерной модели 4.0
  9. История развития вычислительных машин (ВМ)
  10. КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА, КОЛИЧЕСТВА, МЕРЫ
  11. Математическое моделирование как метод автоматизированного проектирования вычислительных устройств
  12. МЕРА — философская категория, традиционно ис­пользуемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений 1 страница

Нормы числительных

Нормы местоимений

1.Необходимо запомнить формы притяжательных местоимений, относя­
щихся к 3-му лицу: книги его, книги её, книги их.

Неправильно: ихние, евонные, егонные, ейные и под.

2. Местоимения СЕБЯ и СВОЙ в русском языке могут относиться к любому
лицу, ср.: я беру свою книгу, ты берешь свою книгу, он берет свою книгу и т. д.;
я вижу себя, ты видишь себя, он видит себя
и т. д. Чтобы исключить двузнач­
ность высказывания с местоимениями СЕБЯ и СВОЙ, нужно правильно постро­
ить предложение. Ошибка: Больной попросил сестру налить себе чаю. Правиль­
но: Больной попросил сестру налить ему чаю. Больной попросил сестру, чтобы
онаналила себе чаю. Ошибка: Профессор попросил ассистента прочитать свой
доклад. Правильно: Профессор попросил, чтобы ассистентпрочитал свойдок­
лад. Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал егодоклад.

3. Формы личных местоимений 3-го лица {он, она, оно, они) употребляют­ся с ив следующих случаях:

- с простыми предлогами (за, из, к, на, у, над, о, по, с, при, перед, между и др.): у него, у неё, у них; за ним, за ней, за ними; с ним, с ней, с ними и т. д.

- с предлогами, требующими род. падежа (вокруг, впереди, напротив, после, посреди, сзади): возле него, возле неё, возле них; мимо него, мимо неё, мимо них.

В остальных случаях личные местоимения 3-го лица употребляются без н: наперекор ему, красивее её, хуже его. Формы личного местоимения 3 лица так же, как и формы местоимений свой, себя, должны употребляться, исключая двусмысленность понимания.


 

 

УПРАЖНЕНИЕ 21. Исправьте ошибки (при двузначности высказывания укажите два варианта).

1. Благодаря ней мы прослушали интересную лекцию. 2. Все ихние кон­спекты лежали на столе. 3. Мне очень нравится своя подруга. 4. Лицо у ней круглое. 5. Вокруг их было всегда много народу. 6. Мать попросила сына на­лить себе чаю. 7. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. 8. Он был ниже неё. 9. Одноклассник пригласил нас к нему в гости. 10. Обнаружив за­дымление, Сергей Павлович побежал звонить соседям, которые его не замети­ли. 11. Ребёнок старше 7 лет должен занимать отдельное место в целях его безопасности. 12. Самое ценное в корнях - кора, поэтому при резке и рубке подстилают.мешковину, чтобы её не терять. 13. Автор заставляет думать о по­следствиях своих поступков. 14. Лучше, чем меня, ты не найдёшь. 15. Для де­тей беженцев привезли тысячу плюшевых мишек, но пока им нечего есть.

1.Числительные сорок, девяносто, сто во всех падежах, кроме имени­
тельного и винительного, имеют окончание -а:
Им. п. сорок девяносто сто



Род. п. сорока девяноста ста
Дат. п. сорока девяноста ста
Вин. п. сорок девяносто 0 сто

Тв. п. сорока девяноста ста Пр. п. сорока девяноста ста 2. Числительные полтора (м. и ср. р.) и полтораста во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют первый корень в виде полу-, при этом оканчивается числительное всегда на -а. В жен. роде в им. и вин. падежах употребляется форма полторы:

Им. п. полтора полторы полтораста
Род. п. полутора полутораста

Дат. п. полутора полутораста

Вин. п. полтора полторы полтораста
Тв. п. полутора полутораста

Пр. п. полутора полутораста

Примеры: Полтора литра молока — в полутора литрах молока.
Полтора окна
в полутора окнах.
Полторы ложки соли — в полутора ложках соли.
3. При склонении сложных(образованных путем сложения двух корней)
количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждый
корень
(задавай падежный вопрос к каждому корню):
Им. п. шестьдесят двести триста четыреста

Род. п. шестидесяти двухсот трехсот четырехсот

Дат. п. шестидесяти двумстам тремстам четыремстам

Вин. п. шестьдесят двести триста четыреста

 

 

Тв. п. шестьюдесятью двумястами тремястами четырьмястами

Пр. п. о шестидесяти о двухстах о трехстах о четырехстах

Варианты форм числительных и их сочетание с существительными

1.Числительные восемь и восемьдесят в творительном падеже имеют ва­рианты окончаний: восемью, восемьюдесятью - книжный вариант; восьмью, восьмьюдесятью - разговорный вариант.

2. Сравните выражения, выведите правило:

С двумястами рублями (книжн.) - С двумястами рублей (разг.)

С тысячью рублями, рублей (числ.) — С одной тысячей рублей (сущ.).

А.С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году (тысяча -

порядковое числительное). На фабрику пришел груз весом в тысячу пятьсот

тонн (тысяча - количественное числительное).

3. Сравните выражения, выведите правило употребления существитель­
ных, обозначающих единицы измерения при целых и дробных числительных:

15 процентов 15, 8 процента

12 килограммов 12, 5 килограмма

11 метров 11,3 метра и т. д.

4. Собирательныечислительные (от двое до десятеро) употребляются в

следующих случаях:

- с существительными муж. рода: трое мальчиков;

- с существительными общего рода: двое сирот;

- с существительными, имеющими только форму множественного числа (сутки, брюки, ножницы и пр.): двое суток, двое брюк, двое ножниц;

- с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро коз­лят, трое волчат;

- со словами дети, ребята: двое детей, трое ребят;

- с личными местоимениями: их двое, нас трое.

Числительные в составе сложных слов

Примечание: Существительное сутки употребляется с собирательными числительными двое, трое, четверо. При количестве от 5 до 10 допустимы два варианта употребления (с собирательным и с целым количественным числи­тельным): пятеро суток - пять суток и т. д., при этом второй вариант является более употребительным. Для обозначения большей продолжительности време­ни используются целые количественные числительные: одиннадцать суток и пр. С составными числительными, оканчивающимися на 2, 3, 4, и с дробными числительными употребляется слово день: 22 дня; 43 дня; 2,5 дня и под.

В сложных словах, первая часть которых образована от числительного, по­следнее употребляется в родительном падеже: трехлетие, сорокалетие, четы­рехсотлетие. Исключение составляют только числительные девяностои сто, которые сохраняют начальную форму: девяностолетие, девяностометровый, столетие, стопятидесятилетие и под.

 

УПРАЖНЕНИЕ 22. Просклоняйте: 81 студент, 5685 рублей.

УПРАЖНЕНИЕ 23. Запишите словами числительные, исправьте ошибки.

1. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. 2. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 3. Школьная библиотека в этом году пополнилась 574 книгами. 4. Он уже распорядился полученными 500 рублями. 5. Нет 250 человек. 6. Депутат встретился с 2475 избирателями. 7. На столе 3 ножниц. 8. 5 столов. 5 девушек. 5 молодых людей. 9. Нас 3. 10. Она хозяйка 4 котят. 11.7 ребят по лавкам сидят, ложками стучат. 12. Поезд будет в пути 1,5 суток. 13. Он пришел с 1000 в кармане. 14. Он пришел с 1000 рублей в кармане. 15. Около четырехста картин еще вчера были здесь. 16. Вся страна отметила восемьсотлетие со дня основания Москвы. 17. Его дом находился в полутора-стах километрах от станции.

УПРАЖНЕНИЕ 24. Раскройте скобки, записав числительные словами, ис­правьте ошибки.

1. На конференцию собрались делегаты в количестве (534 человека). 2. На закрытии студенческой конференции будут награждать (81 участник). 3. На протяжении (471 километр) потянулись болота. 4. Численность жителей посёл­ка достигла (2646 человек). 5. Полет космического корабля будет продолжаться (173 сутки). 6. Покупка обойдется (1,5 тысячи рублей). 7. С (360 рублей) не разбежишься. 8. Двое котов грелись на солнышке. 9. В вечернюю смену вышли двое работниц.

3.4.5. Нормы глаголов1. Следующие глаголы не имеют формы 1 лица ед. числа(недостаточ­ные глаголы): висеть, дерзить, дудеть, затмить, убедить, переубедить, побе­дить, чудить, лебезить, очутиться, бузить, тузить. Выразить 1 лицо можно описательно, с помощью других слов: победить - я одержу победу, одолею, справлюсь, осилю, смогу победить, постараюсь победить, победа будет за мною и т. п.

Глаголы умертвить, роптать имеют в ,1 -ом лице ед. числа формы умер­щвлю, ропщу.

Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы

на -ЕЮ, -ЕЕШЬ, -ЕЮТ (по 1-му спряжению): я выздоровею, ты выздоровеешь,

они выздоровеют...; я опостылею, ты опостылеешь, они опостылеют и под.

Формы этих глаголов выздоровлю, выздоровишь, выздоровят употреблять не рекомендуется.

2. Глаголы на -чь (беречь, жечь, лечь, печь, сечь, стричь, течь и под.) имеют чередование согласных в корне(выявите закономерность в чередова­нии согласных):

печь (к/ч) стричь (г/ж)

ед. число мн. число ед. число мн. число

/ я пеку 1 мы печём 1 я стригу 1 мы стрижём

2 ты печёшь 2 вы печёте 2 ты стрижёшь 2 вы стрижёте

3 он печёт 3 они пекут 3 он стрижёт 3 они стригут

 

 

Глагол хотеть имеет следующие формы с чередующимися согласными:
ед. число мн. число

1 я хочу 1 мы хотим

2 ты хочешь 2 вы хотите

3 он хочет 3 они хотят Глагол платить имеет чередование согласных ч / т и не имеет чередования

гласных, т. е. произносится и пишется с гласным а в корне (проспрягайте в на­стоящем времени).

3. Необходимо запомнить правильные формы и сочетаемость следующих

глаголов:

ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО

вешать (бельё, шторы, преступника) весить

вывесить, вывешивать (бельё, шторы, объявление) вывешать

повесить (бельё, шторы, объявление, преступника) повешатъ

развесить, развешать, развешивать (картины в разных местах)

4. Необходимо запомнить формы повелительного наклонения:
бежать - беги, бегите не трогать - не трогай, не трогайте

взвесить — взвесь, взвесьте закупорить - закупорь, закупорьте

встретить - встреть, встретьте откупорить — откупорь, откупорьте

вылезать вылезай, вылезайте лакомиться - лакомься, лакомьтесь

ехать поезжай, поезжайте лечь —ляг, лягте

слезть слезь, слезьте класть — клади, кладите

слезать - слезай, слезайте положить - положи, положите

5. Возвратная частица -СЯобозначает действие, направленное на самого себя, ср.: умываться (умывать себя), причесываться (причесывать себя) и под. Поэтому неоправданным является употребление частицы -СЯ в следующих случаях: стираться, убираться, играться (просторечные формы). Правильно: стирать (бельё), убирать (в квартире), играть (в куклы).

Частица -СЯ может выражать также страдательный залог, поэтому иногда при употреблении глаголов с -СЯ возникает двусмысленность: Студенты на­правляются на завод для прохождения практики (неясно, сами они направля­ются или их направляют). Правильно: Студенты направлены на завод для про­хождения практики.

6. Смешение форм времени и видаглаголов ведёт к грамматической ошибке: После окончания школы Фролов поступает (наст, время, несов. вид) в профессиональный лицей, где за короткое время приобрёл (прош. время, сов. вид) квалификацию токаря. Правильно: После окончания школы Фролов по­ступил в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалифика­цию токаря.

УПРАЖНЕНИЕ 25. Выразите описательно форму 1-го лица ед. числа сле­дующих глаголов: висеть, дерзить (в наст, времени); пропылесосить, убедить, очутиться (в буд. времени).

УПРАЖНЕНИЕ 26. Проспрягайте в настоящем времени глаголы жечь, сечь, стричь, ездить, махать, вешать; в будущем времени - глаголы запла-


титъ, увлечься, повесить. За справками обращайтесь к Словарю трудностей русского языка.

УПРАЖНЕНИЕ 27. Исправьте ошибки (устно).

1. Бежи быстрей! 2. Ляжьте прямо! 3. Куда залез? Давай слазий! 4. Езжай помедленнее! 5. Положь на место! 6. Не трожь не своё! 7. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 8. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 9. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 10. После химической обработки деталь бросается в ванну. 11. Едь один, я позже приеду. 12. Когда же я тебя убе-дю? 13. Она почему-то не хотела узаканивать их отношения. 14. Я колешу по го­роду уже целый час. 15. Мой реферат выглядел громоздким, и поэтому я вынуж­дена была его подсократить. 16. Что двигает этими политическими силами? 17. Младенец непроизвольно движет руками и ногами. 18. Обойми меня крепко. 19. Выдь на Волгу! 20. Взглянь на эту красоту! 21. После училища выпускники направляются в Военную академию им. М.В. Фрунзе.





Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2599; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. VI. Склонение фамилий
  2. Агрегатные индексы количественных показателей
  3. Анализ количественных характеристик товаров
  4. АРХИТЕКТУРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ
  5. Диалектика количественных и качественных изменений
  6. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
  7. Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции
  8. Иерархия вычислительных блоков и памяти в шейдерной модели 4.0
  9. История развития вычислительных машин (ВМ)
  10. КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА, КОЛИЧЕСТВА, МЕРЫ
  11. Математическое моделирование как метод автоматизированного проектирования вычислительных устройств
  12. МЕРА — философская категория, традиционно ис­пользуемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений 1 страница

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.