Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. 3 страница




 

25.14.4. Условия ФОБ и СИФ

 

В качестве примера использования торговых терминов можно привести основные положения поставок товаров на условиях ФОБ и СИФ.

ФОБ (свободно на борту судна) - наименование порта отгрузки. Основные обязанности продавца включают погрузку товара за свой счет на борт судна и извещение об этом покупателя, доставку покупателю в качестве доказательства погрузки товара обычных транспортных документов, о которых договорились стороны, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения борта судна, выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара.

Основные обязанности покупателя включают заключение за свой счет договора перевозки, извещение продавца о названии судна, месте погрузки и дате поставки товара, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения борта судна, оплату товара против представленных транспортных документов, предусмотренных договором.

СИФ (стоимость, страхование, фрахт) - порт назначения. Основные обязанности продавца включают заключение за свой счет договора перевозки до согласованного порта назначения, погрузку товара на борт судна в порту отгрузки в установленный срок, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения борта судна, страхование за свой счет товара в пользу покупателя и передачу ему страхового полиса или иных документов, подтверждающих заключение договора страхования, представление покупателю предусмотренных договором транспортных документов.

Основные обязанности покупателя включают оплату товара против представленных транспортных документов, принятие товара в порту назначения и несение расходов по выгрузке товара, если они не включены в договор перевозки, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения товаром борта судна в порту отгрузки. В договорах купли-продажи (поставки) следует предусмотреть форму расчетов. В международном экономическом обороте наиболее широко используют аккредитивную форму расчетов.

Важным положением договора является так называемая арбитражная оговорка (арбитражное соглашение), в силу которой споры между сторонами будут решаться в арбитражном порядке. При этом стороны вправе указать конкретный арбитражный орган.

Арбитражные органы при решении споров руководствуются, прежде всего, положениями заключенного договора. И в случае неурегулированности каких-либо вопросов данным договором перед арбитражным органом стоит задача определить, на основе права какого государства должен решаться спор, т.е. встает вопрос о применимом праве. Это обусловлено также тем, что отношения между субъектами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, нередко подпадают под действие правовых систем разных государств.

В связи с этим в договоре (контракте) нужно предусматривать, право какого государства должно быть применимо при рассмотрении спора. Если в договоре отсутствуют положения о применимом праве, то в соответствии со ст. 1211 ГК арбитражный орган будет применять право страны, "где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона", являющаяся, в частности, продавцом в договоре купли-продажи, комиссионером в договоре комиссии, перевозчиком в договоре перевозки и т.д.

 

25.14.5. Меры ответственности

 

В договоре купли-продажи предусматриваются также меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности. При определении мер ответственности следует учитывать необходимость ограничения ответственности. В противном случае могут быть предъявлены требования о возмещении убытков и уплаты штрафов (неустойки) в сумме, превышающей стоимость товара во много раз.

Кроме названных положений в договоры включаются и другие условия, например относящиеся к сроку поставки, количеству, качеству товара, таре, упаковке и т.д.

Заключая договор, субъекты внешнеэкономической деятельности должны учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ "международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Поэтому при заключении договоров хозяйствующим субъектам надлежит руководствоваться не только законодательством России и других государств, но и международными договорами, участницей которых является Россия. Так, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Россия - участница Конвенции) содержит положения о заключении договоров путем обмена офертой и акцептом, об убытках, освобождении от ответственности, о расторжении договора и т.д.

Нормы указанной Конвенции, как и других международных договоров, будут применяться, если в контракте отсутствуют положения относительно вопросов, которые урегулированы Конвенцией ООН 1980 г.

 

25.15. Основные формы расчетов, применяемых при

осуществлении внешнеэкономической деятельности

 

25.15.1. Общие положения

 

Осуществление внешнеэкономической деятельности связано с необходимостью определения форм расчетов, под которыми понимаются сложившиеся в международном коммерческом обороте, в том числе банковской практике, способы оплаты за поставленный товар (продукцию), оказанные услуги, выполненные работы и т.д. Такими формами расчетов обычно выступают: открытый счет, банковский перевод, инкассо и аккредитив.

При наличном расчете товары оплачиваются в полной стоимости в момент перехода или до перехода товара или товарораспределительных документов в распоряжение покупателя.

Расчеты в кредит - коммерческий кредит, под которым понимается предоставление кредита экспортером импортеру либо выделение импортером авансов экспортеру.

Расчеты в международном коммерческом обороте осуществляются, как правило, в свободно конвертируемой валюте. В то же время в контрактах цена и стоимость товара может устанавливаться в свободно конвертируемой валюте, а оплата производиться в национальной валюте по курсу обмена, существующему, например, на день оплаты.

 

25.15.2. Формы расчетов

 

Открытый счет используется, когда экспортер уверен в платежеспособности импортера, и сущность этой формы заключается в непосредственном направлении в адрес покупателя товара и товарораспорядительных документов, оплатить которые импортер должен в срок, указанный в контракте. Эта форма расчетов в международном коммерческом обороте используется редко.

Банковский перевод используется в основном при выдаче авансов, уплаты по кредитам и т.д. Его суть заключается в поручении одного банка другому выплатить получателю перевода причитающуюся ему сумму. Эта форма расчета предусматривается в контракте, в котором указываются банки-корреспонденты. Банк экспортера по получении платежного поручения от банка импортера зачисляет на счет экспортера причитающуюся ему сумму.

Учитывая, что для экспортера существует риск неоплаты поставленного товара, эта форма расчетов используется нечасто.

Инкассо широко используется в международном экономическом обороте. Под инкассо понимается форма расчетов, при которой экспортер поручает банку получить от импортера сумму платежа за поставленный товар против представленных товарораспорядительных документов и перечислить эту сумму экспортеру. Поскольку расчеты по инкассо связаны с представлением документов, данная форма расчета носит наименование документарного инкассо.

Имеются Единообразные правила проведения расчетов по инкассо в редакции 1995 г., опубликованные Международной торговой палатой и получившие название "Унифицированные правила по инкассо", которые применяются и в России.

Наиболее распространенная в международном экономическом обороте форма расчетов - документарный аккредитив. Эта форма расчетов означает денежное обязательство банка по поручению и за счет импортера произвести платеж экспортеру против предусмотренных документов и при соблюдении всех условий аккредитива. Данный аккредитив носит наименование документарного.

Международная торговая палата опубликовала в 1983 г. "Унифицированные правила и обычаи документарных аккредитивов", которые используются в международном коммерческом обороте, а также в России. В настоящее время эти Правила действуют в редакции 1993 г.

Документарный аккредитив как форма расчетов защищает интересы экспортера и импортера. Для импортера он менее выгоден, в частности, потому, что импортер несет расходы по открытию аккредитива и за его открытие взимается более высокая сумма комиссии, чем по инкассовой операции. Кроме того, денежные средства, вложенные в аккредитив, изымаются на весь срок действия аккредитива из оборота.

"Унифицированные правила и обычаи документарных аккредитивов" предусматривают следующие виды аккредитивов:

- отзывные и безотзывные;

- подтвержденные и неподтвержденные;

- резервные;

- возобновляемые (револьверные);

- аккредитивы с "красной оговоркой" для оплаты еще не отгруженного товара;

- компенсационные;

- переводные (трансферабельные);

- делимые и неделимые.

Эти виды аккредитивов применяются в качестве формы расчетов во внешнеэкономической деятельности.

 

25.16. Разрешение споров между участниками

внешнеэкономической деятельности

 

25.16.1. Порядок разрешения споров

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров кем-либо из участников внешнеэкономической деятельности может являться основанием возникновения спора. Разрешение таких споров имеет особенности, связанные с характером внешнеэкономической деятельности, а также выработанной в этой области международной практикой. Указанные особенности характеризуются тем, что договаривающиеся стороны, основываясь на законодательстве, как правило, сами определяют, какие органы должны рассматривать споры, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Российское законодательство, регулирующее порядок разрешения споров между участниками внешнеэкономической деятельности, учитывает эти особенности. Основными законодательными актами являются ГПК РФ <1>, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитражных судах в РФ) <2>, АПК РФ <3> и Закон "О международном коммерческом арбитраже".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532 (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г.).

<2> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589 (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.).

<3> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012 (с изм. и доп. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.).

 

Как следует из положений названных законодательных актов, споры между участниками внешнеэкономической деятельности разрешаются в основном арбитражными органами. Однако не все споры могут решаться в арбитражном порядке.

 

25.16.2. Органы, рассматривающие споры

 

Арбитражные органы, создаваемые в соответствии с российским законодательством, состоят из:

- федеральных арбитражных судов;

- специальных арбитражных судов, действующих при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;

- арбитражей, создаваемых сторонами для разрешения только конкретного спора.

Арбитражные суды, деятельность которых основана на Законе "Об арбитражных судах в РФ" и АПК, могут рассматривать споры между организациями, гражданами-предпринимателями, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон.

В число названных в Законе споров входят, несомненно, и споры между участниками внешнеэкономической деятельности. Специальными арбитражными органами в России являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России.

Создание специальных арбитражных органов обусловлено особенностями внешнеэкономической деятельности, имеющей международный характер, а также принадлежностью субъектов этой деятельности к правовым системам различных государств.

При решении возникающих между ними споров нередко применяется право иностранных государств, что требует, в свою очередь, особой квалификации арбитров.

Российское законодательство, как и законодательство многих государств, признает, что субъекты внешнеэкономической деятельности могут по договоренности между собой определять, каким арбитражным органом, в каком государстве будет рассматриваться возможный спор. Достигнутая договоренность должна быть зафиксирована путем включения отдельного положения в договор (контракт) либо заключения специального соглашения о рассмотрении спора в конкретном арбитражном органе. Положение, включенное в договор (контракт), носит наименование арбитражной оговорки.

В том случае, если стороны не предусмотрели в договоре порядок разрешения спора либо не заключили на этот счет отдельного арбитражного соглашения и между сторонами возник спор, они могут заключить для разрешения возникшего спора соглашение об арбитражном разбирательстве. Такое соглашение носит наименование третейской записи или компромисса.

В соответствии со ст. 7 Закона "О международном коммерческом арбитражном суде" арбитражная оговорка (арбитражное соглашение) должна заключаться только в письменной форме.

В арбитражной оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан и российский федеральный арбитражный суд. Однако необходимо иметь в виду, что при передаче дел в эти суды стороны спора не обладают правом выбора арбитров. Между тем деятельность Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии, как и подобных арбитражных органов в других государствах, характеризуется тем, что спорящие стороны вправе выбирать арбитров и определять число арбитров.

Как показывает практика, обычно споры решаются тремя арбитрами. Спорящие стороны, как следует из ст. 11 Закона "О международном коммерческом арбитражном суде", назначают по одному арбитру, которые назначают третьего арбитра. Если одна из сторон в течение 30 дней не назначит арбитра или два назначенных спорящими сторонами арбитра не договорятся в течение 30 дней о третьем арбитре, то по просьбе любой из сторон такие арбитры назначаются президентом Торгово-промышленной палаты России (ст. ст. 6 и 11 Закона).

По соглашению между сторонами спор может быть рассмотрен и одним арбитром.

В арбитражной оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан арбитражный орган любого государства. Наиболее часто в качестве этих органов называются Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России, Арбитраж при Торговой палате г. Стокгольма, Арбитражный суд при Международной торговой палате (г. Париж), Лондонский международный третейский суд.

В связи с этим возникает вопрос об исполнении решений, вынесенных арбитражными органами. В соответствии со ст. 35 Закона "О международном коммерческом арбитраже" арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным в России. Если сторона не выполняет арбитражного решения, то для приведения решения в исполнение необходимо представить в компетентный суд письменное ходатайство. Данное положение относится и к решениям, выносимым Международным коммерческим арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией.

Решения российских арбитражных органов подлежат исполнению на территории иностранных государств в силу двусторонних договоров, заключенных Россией с такими государствами, и на основании Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. на территории ее участников (Россия является участницей этой Конвенции).

 

Глава 26. ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

26.1. Понятие и виды цен

 

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, работы, услуги. В отсутствие в РФ единого законодательного акта о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг. Например, в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 <1>, приводятся следующие определения:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 791 (с изм. от 31 декабря 2004 г., 17 октября, 11 ноября, 7 декабря 2005 г.).

 

"цена электрической энергии" - стоимость единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности, не включающая стоимость услуг по ее передаче и иных соответствующих услуг;

"тарифы" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом:

- уровня потребительского спроса на продукцию;

- эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

- возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

- мер государственного регулирования ценообразования;

- уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др.

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Деятельность организаций по формированию цен подчинена определенным нормативным актам и правилам. Эти правила различаются в зависимости от вида цен. Классификацию цен можно провести по различным основаниям.

1. В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает два элемента: себестоимость и прибыль. Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор организацией методов и правил свободного ценообразования предопределяется основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. Выбранные цели определяют политику и стратегию ценообразования организации. Политика цен - это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.

Выделяют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию:

- затратный подход, принимающий в качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров;

- ценностный подход, предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало для организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения цены товара и произведенных затрат.

Ценовая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Активное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.

Следует отметить, что в литературе и нормативных правовых актах не разграничиваются понятия свободной и рыночной цены. Как представляется, такое положение нельзя признать правильным. Определение рыночной цены осуществляется по установленным законодательством правилам, обобщение которых может быть сведено к главному - установить именно ту цену, которая сложилась на рынке под влиянием спроса и предложения и без каких-либо внешних воздействий, препятствий или ограничений.

Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения содержатся в п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ:

"4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках".

Нужно отметить, что в настоящее время сложилось единообразие в толковании и применении судами норм права по данной категории дел. Налоговые органы при определении рыночной цены товара должны последовательно применять методы, изложенные ст. 40 НК РФ.

Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камызякскому району Астраханской области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Карасан" (далее - общество, налогоплательщик) за период с 1 апреля 2001 г. по 31 марта 2003 г., по результатам которой составлен акт от 26 августа 2003 г. N 78 и принято решение от 29 сентября 2003 г. N 91 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Названным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату налога, а также ему предложено уплатить доначисленные налоги и пени.

Основанием для принятия решения послужили выводы инспекции об отклонении цен по сделкам реализации рыбопродукции между взаимозависимыми лицами от уровня рыночных цен более чем на 20 процентов. Определяя в связи с этим выручку с учетом положений ст. 40 НК РФ, налоговый орган в качестве рыночных цен использовал цены, указанные в справке Комитета экономического развития и торговли администрации Астраханской области (далее - комитет) от 16 июля 2003 г. N 1013-Ц-4/12.

Общество обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.

Решением суда первой инстанции от 27 января 2004 г. заявленное обществом требование удовлетворено.

Суд сослался на невыполнение налоговым органом требований ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены, на недоказанность факта обоснованности применения цены, содержащейся в информации администрации Астраханской области, а также указал, что инспекцией не проверялось и не устанавливалось отклонение цен реализации продукции, примененных самим налогоплательщиком, от цен реализации идентичных товаров в течение непродолжительного времени по сделкам с другими покупателями.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 10 июня 2004 г. решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленного требования обществу отказал.

Суд кассационной инстанции признал обоснованным использование налоговым органом при определении результатов сделок между взаимозависимыми лицами данных областной администрации о ценах, сложившихся на региональном оптовом рынке, поскольку главой администрации на нее возложены обязанности по представлению сведений об уровне действующих цен на продукцию в этом регионе и согласованию с хозяйствующими субъектами рыночных цен, посчитав информацию комитета о ценах официальной и соответствующей положению п. 11 ст. 40 НК РФ.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение единообразия в применении и толковании арбитражными судами норм права.

Отменяя Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа и оставляя без изменения решение суда первой инстанции Арбитражного суда Астраханской области, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 18 января 2005 г. N 11583/04 указал следующее.

Статьей 40 НК РФ (далее - Кодекс) установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

В соответствии с п. 1 названной статьи Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Согласно п. 2 ст. 40 Кодекса налоговым органам предоставлено право контролировать правильность применения цен по сделкам в отдельных случаях, в том числе по сделкам между взаимозависимыми лицами.

В этом случае, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.