Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. 9 страница




Обстоятельства дела и представленные доказательства исследованы судом с достаточной полнотой, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют материалам дела, правильно применены нормы материального права.

Суд установил, что при составлении ответчиком отчета об оценке пакета акций ОАО "Ярославский завод дизельной аппаратуры" в количестве 768078 шт. допущены нарушения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Стандартов оценки.

Этот вывод суда подробно мотивирован со ссылкой на конкретные нарушения. Ни ответчик, ни третье лицо не опровергли выводов суда об отсутствии в отчете перечня документов, использованных при проведении оценки с указанием источников их получения; о том, что в отчете не указана балансовая стоимость объекта оценки и нет точного описания объекта оценки; о том, что ответчик не осуществил сбор и обработку сведений об обременении объекта оценки правами других лиц.

Из конструкции ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что установленные в этой норме требования к содержанию отчета являются императивными. Это означает, что все перечисленные в ст. 11 сведения должны обязательно содержаться именно в отчете оценщика, а не в каких-либо иных документах, договорах и т.д.

Значение, придаваемое законодателем обязательному содержанию в отчете необходимых сведений, установленных законом, обусловлено тем, что наличие этих необходимых сведений свидетельствует о соблюдении порядка составления отчета, а соблюдение порядка составления отчета - это одно из необходимых условий, позволяющих признать достоверной величину рыночной или иной стоимости объекта оценки, что следует из ст. 12 вышеназванного Закона.

В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно сослался на отсутствие в отчете необходимых и обязательных в силу закона сведений, что, в свою очередь, не позволяет признать достоверной величину рыночной стоимости объекта оценки, установленную в отчете.

 

27.6. Государственное регулирование оценочной деятельности

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 <1> уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670 (с изм. от 20 мая 2005 г.).

 

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области лицензирования оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий <1>. Помимо этого, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества; осуществляет согласование профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программ профессиональной переподготовки работников в области оценочной деятельности <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.

<2> Пункты 5.7, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691.

 

Распоряжением Мингосимущества РФ от 12 октября 1999 г. N 1395-р <1> создан Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в РФ, утверждены Положение о нем и состав Совета. Совет является межведомственным координационным и совещательным органом, образованным в целях подготовки предложений по проведению единой государственной политики в области регулирования оценочной деятельности на территории Российской Федерации и улучшения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, анализа информации и выработки соответствующих решений в этой области.

--------------------------------

<1> Распоряжение Мингосимущества РФ от 12 октября 1999 г. N 1395-р "О Межведомственном совете по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации". Официально не опубликовано (с изм. от 25 февраля, 15 марта 2000 г.).

 

Следует отметить, что подобные органы созданы и в субъектах РФ.

Наряду с государственным регулированием Законом об оценочной деятельности предусмотрено ее саморегулирование.

В качестве саморегулируемых могут выступать некоммерческие организации, созданные оценщиками. К числу таких организаций, в частности, относятся Российская коллегия оценщиков, Национальная лига субъектов оценочной деятельности, Российское общество оценщиков и др.

Саморегулируемые организации выполняют следующие функции:

- защита интересов оценщиков;

- содействие повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

- разработка собственных стандартов оценки;

- разработка и поддержание собственных систем контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Требования саморегулируемых организаций распространяются на их членов.

Как указывалось, деятельность оценщиков до 1 июля 2006 г. является лицензируемой. Положение о лицензировании оценочной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 395 <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 395 "О лицензировании оценочной деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2192 (с изм. от 3 октября 2002 г.).

 

Законом и Положением определены лицензионные требования к оценочной деятельности и условия ее осуществления:

1) соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об оценочной деятельности;

2) наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с профессиональными образовательными программами, согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в РФ, и подтвержденную документом об образовании.

ООО "Эмби" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Минимущества РФ от 31 июля 2002 г. N 178 об отказе в выдаче лицензии и обязании выдать ООО "Эмби" лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Решением суда от 19 декабря 2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 9 апреля 2004 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение соответствует законодательству РФ и не нарушает законных прав ООО "Эмби", оснований для признания его недействительным не имеется.

Оставляя решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-42237/02-2-287 без изменения, а кассационную жалобу ООО "Эмби" без удовлетворения, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 12 июля 2004 г. N КА-А40/5557-04 указал следующее.

Судом первой, а впоследствии апелляционной инстанции установлено, что Приказом Минимущества России от 31 июля 2002 г. N 178 отказано ООО "Эмби" в предоставлении лицензии на осуществление оценочной деятельности на основании ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 395.

В качестве основания отказа указано на несоблюдение ООО "Эмби" лицензионного требования о наличии в штате организации как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с Министерством имущества России профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании.

Согласно п. 2 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 395, лицензирование оценочной деятельности осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Указанным Положением определены лицензионные требования и условия осуществления оценочной деятельности. В силу п. 3 названного Положения наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании, является обязательным лицензионным требованием.

ООО "Эмби" не представило в Минимущество РФ сведений о сотруднике, обладающем специальными знаниями в области оценочной деятельности, для которого ООО "Эмби" являлось бы основным местом работы, а представленные сведения свидетельствуют о наличии в штате лишь работников, выполняющих работы по совместительству.

При таких обстоятельствах отказ Минимущества РФ в выдаче лицензии на осуществление оценочной деятельности основан на законе;

3) наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с профессиональными образовательными программами, согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в РФ, и подтвержденной документом об образовании.

Законность данного требования явилась предметом судебного рассмотрения <1>.

--------------------------------

<1> Решение Верховного Суда РФ от 2 июля 2001 г. N ГКПИ 01-923.

 

Берг О.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим предписания подп. "д" п. 5 Положения о лицензировании оценочной деятельности, согласно которому одним из лицензионных требований для лицензиата - индивидуального предпринимателя - является наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности.

Берг О.В. ссылался на то, что оно противоречит закону и ограничивает права заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем, но не имеющего соответствующего профессионального образования, на получение лицензии на осуществление оценочной деятельности.

При рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, с наличием которых приведенная норма закона допускает возможность признания нормативного правового акта недействительным.

Согласно ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется данным Федеральным законом (оценщики), а с другой стороны, потребители их услуг (заказчики).

В соответствии со ст. 24 названного Закона к обязательным требованиям к лицензированию оценочной деятельности для физических лиц относятся государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами.

С учетом вышеприведенных норм Федерального закона суд находит необоснованными доводы заявителя о том, что подп. "д" п. 5 Положения противоречит п. 2 ст. 1 ГК РФ, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности любым не запрещенным законом способом. Право на утверждение порядка лицензирования оценочной деятельности предоставлено Правительству Российской Федерации ст. 23 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Судом при рассмотрении дела также установлено, что оспариваемое Положение не затрагивает и не нарушает каких-либо прав заявителя;

4) регулярное повышение (не реже одного раза в три года) квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;

5) страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;

6) предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

Лицензия выдается на пять лет. Ее срок может быть продлен по заявлению лицензиата. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий и осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в форме проверок.

Предприниматель Смирнов А.И. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным Приказа Министерства имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество РФ) от 30 октября 2003 г. N 479, касающегося приостановления действия лицензии, выданной на осуществление оценочной деятельности.

Решением суда первой инстанции от 29 апреля 2004 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 8 июля 2004 г. решение оставлено без изменения.

Оставляя решение, постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-53122/03-121-543 без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Смирнова А.И. - без удовлетворения, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 6 сентября 2004 г. N КА-А40/7599-04 указал, в частности, следующее.

Об утверждении Сводного плана проверок лицензиатов на второй квартал 2003 г. Минимуществом РФ 7 апреля 2003 г. принято распоряжение N 1052-р.

Это распоряжение принято на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. N 395 "О лицензировании оценочной деятельности".

Согласно названному распоряжению в числе других лицензиатов подлежал проверке и предприниматель Смирнов А.И., которому 9 ноября 2001 г. была выдана лицензия N 002208 на осуществление оценочной деятельности.

Во исполнение упомянутого распоряжения Департамент имущественных отношений Вологодской области 26 мая 2003 г. предложил предпринимателю Смирнову А.И. в срок до 2 июня 2003 г. представить документы, необходимые для контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, в том числе и два договора на оказание оценочных услуг и отчетов об оценке.

Однако названные договоры, как установлено в результате проверки, предпринимателем Смирновым А.И. не представлены, что заявителем не отрицалось и подтверждается актом от 8 августа 2003 г.

Это обстоятельство обусловило издание Минимуществом РФ Приказа от 30 октября 2003 г. N 479.

Согласно Приказу от 30 октября 2003 г. N 479 действие выданной предпринимателю Смирнову А.И. лицензии на осуществление оценочной деятельности приостановлено до момента устранения выявленных нарушений.

Упомянутый Приказ соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Его издание обусловлено нарушением предпринимателем Смирновым А.И. лицензионного требования и условия, указанного в подп. "е" п. 3 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. N 395 "О лицензировании оценочной деятельности".

При таких обстоятельствах заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, в утверждении апелляционной жалобы, поданной предпринимателем Смирновым А.И., отказал. При этом арбитражный суд указал, что допущенное предпринимателем Смирновым А.И. правонарушение является грубым, в значительной мере затрудняет проведение лицензирующим органом проверки.

Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, о неправильном применении норм материального права и нарушении норм процессуального права неосновательны, а поэтому арбитражным судом кассационной инстанции отклонены.

В целях защиты имущественных прав и законных интересов города Москвы Департаментом имущества города Москвы осуществляется <1>:

--------------------------------

<1> См.: Постановление правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 204-ПП "О порядке работы по оценке стоимости имущества в сделках с участием города Москвы".

 

- ежегодное проведение открытых конкурсов оценщиков по направлениям оценки;

- публикация информации об оценщиках - победителях открытого конкурса по направлениям оценки в средствах массовой информации;

- ведение Реестра уполномоченных оценщиков - победителей открытого конкурса по направлениям оценки;

- проведение открытых конкурсов на размещение городского государственного заказа на оценку имущества;

- ведение учетной регистрации договоров на оценку имущества в сделках с участием города Москвы.

 

Глава 28. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

 

28.1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета

 

Одним из основных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, является ведение бухгалтерского учета. Цель данной главы - изложение правовых основ бухгалтерского учета. С этих позиций и постараемся взглянуть на данную сферу предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.

Основные задачи бухгалтерского учета можно представить следующим образом:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности - инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Анализ сформулированных законодателем задач бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что его ведение отвечает как публичным, так и частным интересам.

Бухгалтерская отчетность, формируемая на основе данных бухгалтерского учета, представляется в различные государственные органы: налоговые, статистические и др. Это позволяет государству контролировать правильность уплаты организацией налогов и соответствие хозяйственной деятельности предъявляемым требованиям, позволяет представить общую картину финансово-экономического положения государства. Кроме того, информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета, необходима и таким пользователям, как контрагенты, кредиторы и инвесторы, которые еще до вступления в хозяйственные отношения должны рассчитать степень предпринимательского риска, а для этого необходимо иметь достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации.

Вместе с тем и субъекты предпринимательской деятельности основывают анализ своего финансового положения в первую очередь на данных бухгалтерского учета и отчетности, сопоставляя аналогичные показатели разных периодов, определяя ликвидность, обеспеченность собственными оборотными средствами и т.п.

 

28.2. Реформирование бухгалтерского учета

в Российской Федерации

 

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формировавшейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также планирующих, статистических и финансовых органов.

Изменение системы общественных отношений и правовой среды определяет необходимость адекватного реформирования бухгалтерского учета. Национальную систему бухгалтерского учета следует привести в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), которые издаются с 1973 г. независимым Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Начало реформированию бухгалтерского учета было положено в 1992 г., когда Верховный Совет РФ утвердил Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики <1>. В 1998 г. Правительством РФ принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. N 3708-1. См. также: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 121 и от 20 июня 1993 г., определившие меры по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики // САПП. 1993. N 7. Ст. 572; N 26. Ст. 2424.

<2> Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 // СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1290.

 

Согласно Программе среди основных направлений реформы определялись:

- совершенствование нормативного правового регулирования;

- формирование стандартов;

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование уровня бухгалтерской профессии, адекватного требованиям рыночной экономики);

- международное сотрудничество с соответствующими специализированными организациями (Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Подчеркивается, что при реформировании необходимо обеспечить стабильность развития системы бухгалтерского учета, принимая во внимание исторические и культурные традиции. Вместе с тем поставлена задача добиться непротиворечивости российской системы бухгалтерского учета общепризнанным подходам к его ведению.

В настоящее время совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета происходит согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которая была одобрена Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. N 180 <1>.

--------------------------------

<1> Финансовая газета. 2004. N 9. См. также: План мероприятий Министерства финансов РФ на 2004 - 2007 годы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (приложение к Приказу Минфина РФ от 16 сентября 2004 г. N 263).

 

В Концепции определено, что целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

Таким образом, национальная система бухгалтерского учета находится в стадии формирования. Попробуем охарактеризовать ее современное состояние.

 

28.3. Правовое регулирование бухгалтерского учета

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях и определяют компетенцию государственных органов, действующих в данной сфере. Эта система состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. "р" ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).

Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1> (далее - Закон о бухгалтерском учете).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369 (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.).

 

Закон о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сферой действия названного Закона являются все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н <1>, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.