КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глагол и глагольные формы
Наиболее частые нарушения при использовании глагола связаны с категорией лица. Категория лицаглагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говорящего. Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. Подавляющее большинство русских глаголов имеют 6 личных форм: читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Однако существуют глаголы, у которых этих форм больше либо меньше шести. Первые получили название изобилующих, вторые - недостаточных. У изобилующих глаголов существуют параллельные личные формы. Сравните: махать - машет - махает, метать - мечет - метает, двигать - движет - двигает, хлестать - хлещет - хлестает и пр. В данных парах вторые формы по образованию появились позднее под влиянием живых грамматических процессов. Так возникли варианты. Между возникшими вариантами, как правило, существуют различия либо стилистические, либо смысловые. Форма машет - нейтральная, махает - разговорная. Такое же стилистическое различие сохраняют формы: рыщет - рыскает, полощет - полоскает, колышет - колыхает, мурлычет - мурлыкает и др. Но в паре хлещет - хлестает - вторая просторечная, следовательно, не рекомендуется, а первая - нейтральная, т.е. является нормой. А вот в паре связывает - связует первая форма носит нейтральный характер, а вторая является книжной, устаревшей. Существуют пары, которые стилистически равноправны: различие форм у них приобрело смысловой характер. Примером может служить пара двигает - движет: первая форма указывает на перемещение, а вторая имеет значение «побуждать к чему-либо». Также различается в смысловом отношении пара метает — мечет. Сравните: Рыба мечет икру. НО! Спортсмен метает копье. В современном языке можно наблюдать стремление к уподоблению форм между глаголами продуктивных классов. Так, формы глаголов на -еть нередко принимают формы глаголов на -итъ. Например, затруднения в речи вызывает спряжение глаголов типа выздороветь, опостылеть, опротиветь, где по правилу должны образовываться формы с двойными гласными, неудобными в плане произношения - перед личными окончаниями следует прибавлять -е: выздоровею, опостылею, опротивею. У таких глаголов в устной разговорной речи предпочитаются формы, которые соответствуют классу глаголов на -ить: выздровлю, опротивлю, опостылю. К группе недостаточных глаголов относятся те, которые не образуют какие-либо спрягаемые формы.Среди глаголов, у которых форма 1-го лица настоящего или будущего времени отвергнута или не принята в академической грамматике, можно выделить следующие группы: 1)глаголы, у которых наличие формы теоретически возможно, но она не благозвучна и труднопроизносима, поэтому в речи отсутствует, например у глаголов: победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, дерзить, пылесосить, затмить и пр. Вместо убежу или побежу используются описательные формы типа: сумею победить, хочу убедить; 2) глаголы со значением множества или с указанием на группу участников, такие, как галдеть, обступить и пр.; 3) глаголы, значение которых не может быть связано с говорящим лицом, типа: вскипеть, начаться, означать, осуществиться, удаться, хватать, течь и пр.; 4) глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, меркнуть и пр. Также можно выделить группу глаголов, которые употребляются только в 3-м лице. Это безличные глаголы типа: вечереть, казаться, повезти рассветать, темнеть, смеркаться, светать и др. Отсутствуют формы 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться. Не имеют форм 1 и 2-го лица глаголы щениться, нестись, ржаветь. Морфологические изменения коснулись и ряда глагольных форм прошедшего времени с суффиксом (-ну)л. Хотя в словарях 1998 года еще даются два варианта в качестве нормы для бесприставочных глаголов: гас - гаснул, мок -мокнул, сох - сохнул, в приставочных образованиях форма с -ну- утратила свои позиции: воздвиг, озяб, промерз, воскрес. В настоящее время насчитывается более двухсот глаголов, у которых возможны вариантные формы в повелительном наклонении, типа выброси - выбрось. В разговорной практике предпочитаются усеченные варианты форм, т.е. нередко можно услышать форму выбрось. Не образуются формы повелительного наклонения от глаголов мочь, хотеть, ехать, жаждать, видеть. Не менее важно представлять себе и некоторые процессы возникновения вариантов при образовании форм инфинитива. Процессы колебания форм наблюдаются среди инфинитивных форм глаголов на - ывать/-ивать, что связано с чередованием корневого гласного о-а под ударением: сосредоточивать - сосредотачивать. В ряде случаев глаголы, у которых раньше употреблялось только -о, теперь употребляется только -а: образование от глагола трогать - дотрагиваться согласно современной норме произносится - дотрагиваться. Сейчас мы говорим также: оспаривать, одалживать, приспосабливать, удваивать, утраивать, заканчивать. Но свыше 20 глаголов, которые в начале XX века употреблялись только с -о, теперь колеблются в употреблении. В этих парах имеет место стилистическое различие. Варианты на -а свойственны разговорной речи, варианты на -о более употребительны в письменной: заподозривать - заподазривать, обеспокоивать - обеспокаивать, опорочивать - опорочивать, подытоживать - подытаживать, удостаивать — удостаивать, условливаться - уславливаться. Действие закона речевой экономии повлекло за собой возникновение вариантов в форме инфинитивов: достигнуть - достичь, постигнуть - постичь, произнести - произнесть. Первые две пары в рамках литературного языка неконкурентны, хотя формам достичь и постичь в словарных статьях отводится первое место. Что касается третьей пары, форма произнестъ, несмотря на то, что она более экономная, пока носит просторечный характер и с точки зрения литературной нормы не рекомендуется. Надо сказать, что русский глагол отличается не только большим количеством словоизменительных форм, но и многообразием словообразовательных элементов, которые участвуют в производстве новых слов. Надо сказать, что русский глагол отличается не только большим количеством словоизменительных форм, но и многообразием словообразовательных элементов, которые участвуют в производстве новых слов. Однако не все элементы в равной степени используются при образовании глаголов. Наглядным примером может служить пара: класть -положить. Следует заметить, что глагол класть употребляется только без приставок, а корень -лож-, напротив, образует множество приставочных глаголов: возложить, отложить, доложить, разложить. Употребление глагола ложить противоречит норме, считается грубой ошибкой. Образование вариантов не обошло стороной в большей или меньшей степени и глагольные формы: деепричастия и причастия. Варианты деепричастий можно разделить на две группы. Варианты первой группы - это деепричастия совершенного вида типа увидев - увидя, которые являются наиболее частотными. В этом случае возникновение вариантов объясняется смешением временных значений, т.е. суффиксы -а-, -я-, использованные при образовании деепричастий несовершенного вида настоящего времени, стали употребляться со значением прошедшего времени. В настоящее время варианты на -я считаются нормативными 1) у деепричастий с возвратной частицей - ся: не спросясь, встретясь, 2) у деепричастий, образованных от глаголов с инфинитивом на -ти: переведя, принеся, а также в фразеологических оборотах: сломя голову, спустя рукава. В академической грамматике потенциальная возможность существования форм деепричастий типа заметя признается, но предпочтительнее считается использование форм с суффиксом -в- для деепричастий совершенного вида, т.е. в нашем случае - форма заметив. Возникновение второй группы вариантов связывается действием закона экономии языковых средств. Так, архаически звучащие и более длинные формы с суффиксом - вши-: узнанавши - сменяются формой с суффиксом -в-: узнав. В настоящее время использование деепричастий с суффиксом - вши - носит экспрессивный характер, указывает на разговорно-просторечную окраску слов. Употребление суффикса - вши является нормой только у деепричастий от глаголов на - ся: встретившись. Кроме того, формы деепричастий несовершенного вида от ряда глаголов вообще не употребляются согласно действующей норме. Среди них: бежать, беречь, писать, петь, мять, лезть, спать, хотеть, мочь, чистить, мокнуть, мерзнуть и др. В свою очередь, варианты причастий по сравнению с деепричастиями малоупотребительны. Тем не менее они тоже существуют. Примером является пара промерзший и промерзнувший. Различия между ними носят стилистический характер. Первая форма разговорная, вторая является книжной. ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ с одним вариантом ответа 1. В каком примере есть неправильно образованная форма слова? 1) в две тысячи двадцать втором году 2) несколько помидоров 3) достигнул успехов 4) служебные пропуска 2. В каком примере есть неправильно образованная форма слова? 1) в двухтысячном году 2) свежие торта 3) приляг на диван 4) прибег к хитрости 3. В каком примере есть неправильно образованная форма слова? 1) в двухстах метрах 2) якоря подняты 3) промёрзший 4) зажгём свечи 4. В каком примере есть неправильно образованная форма слова? 1) около пятиста километров 2) инспекторы 3) тягчайший проступок 4) без туфель 5. В каком примере есть неправильно образованная форма слова? 1) в обеих руках 2) все слесари 3) более серьёзнее 4) у неё 6. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова? 1) Победитель определится на состоящемся в среду матче. 2) В школе есть попечительский совет, организующий экскурсии. 3) Съедаемый любопытством, я заглянул в шкаф. 4) В референдуме принимают участие граждане, достигшие 18 лет. 7. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова? 1) Впишите в слова недостающие буквы. 2) При порывах ветра сухие колышущиеся стебли звенели. 3) Старик-садовник охотно прощал раскаивающих шалунов. 4) Киты относятся к млекопитающим. 8. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова? 1) После перерыва выступил адвокат, убедившийся в правоте своего подзащитного, кажется, всех, кроме судей. 2) Предупреждение учёного долго не принимали всерьёз, пока не произошло событие, убедившее коллег в том, что он прав. 3) Призы получили студенты театрального училища, блестяще разыгравшие несколько этюдов. 4) Разыгравшиеся в коридоре малыши опрокинули цветок. 9. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова? 1) Жители нашего города были очевидцами событий, описываемых в романе. 2) Цветы, даримые первоклассникам 1 сентября, выращивались на пришкольном участке. 3) Картины Айвазовского, часто копируемые художниками-любителями, получили широкую известность. 4) Нужно решить вопрос, касаемый в первую очередь жителей нашего дома. 10. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова? 1) Новгородцы опасались, что они могут потерять права, отстоянные ими в многолетней борьбе. 2) Воду приходилось экономить, поэтому умывались и стирали одежду только растаянным снегом. 3) На стульях и креслах были развешаны рубашки, брюки, пиджаки. 4) Бельё было аккуратно развешено на туго натянутых верёвках 11. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова? 1) Принеся присягу, можно было поступить на службу. 2) Подрастя немного, птенцы начинают учиться летать. 3) Невозможно сделать что-то, ни разу не ошибясь. 4) Улёгшись на лапнике, я попытался заснуть. 12. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова? 1) Байкал - глубочайшее в мире озеро. 2) С возрастом мы становимся более терпимы к недостаткам людей. 3) Оставалось выполнить самое труднейшее упражнение. 4) Будьте терпеливее. 13. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова? 1) Профессия лётчика для детей более привлекательнее, чем профессия слесаря. 2) От моих слов девочка заплакала ещё горше. 3) Двести лет назад климат здесь был более суровым. 4) Нет растения горче полыни. 14. От какого(их) прилагательного(ых) нельзя образовать простой формы сравнительной степени? 1) стойкий 2) весомый 3) чудной 4) чудный 15. От какого(их) глагола(ов) нельзя образовать страдательное причастие? 1) настигнуть 2) вести 3) касаться 4) рекомендовать 16. От какого(их) глагола(ов) нельзя образовать причастия настоящего времени? 1) состоять 2) состояться 3) мобилизовать 4) мобилизоваться 17. Напишите слова в форме родительного падежа множественного числа. 1) свечи - _____________________________ 2) плечи - _____________________________ 3) комментарии - _______________________ 4) церемонии - _________________________ 18. Напишите действительные причастия прошедшего времени. 1) завянуть - _________________________ 2) продрогнуть - ______________________ 3) проклюнуться - _____________________ 4) вымокнуть - ________________________ 19. Напишите глаголы в форме множественного числа повелительного наклонения. 1) бежать - _________________________ 2) положить - ______________________ 3) лечь - ___________________________ 4) помолоть - _______________________ 20. Напишите прилагательные в простой форме сравнительной степени. 1) молодой - _________________________ 2) слабый - ___________________________ 3) робкий - ___________________________ 4) плохой - ___________________________ 21. Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите. Писатель в своём рассказе затрагивает такие темы, как гармония в природе, гармония природы и человека. Он хочет, чтобы люди были более ближе к природе. 22. Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите. Тема, затронутая автором, по-моему, действительно важна сейчас, когда в русском языке появляется много новых слов, меняются значения старых. И многие такие изменения ухудшают наш язык. К такому мусору, загрязняющему нашу речь, можно отнести неправильно использоваемые крылатые выражения. 23. Найдите грамматические ошибки в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите. Если у человека есть какая-то правительственная награда, то он берегёт её как зеницу ока, а окружающиеся невольно смотрят на него с уважением. 24. Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите. В этом тексте-рассуждении автор говорит о проблеме нехватки времени. Время нет не только у деловых людей, его нет и у школьников, и у студентов, и даже у стариков.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |