КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы социально-педагогической деятельности
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Лекция 4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности.............. 52 Лекция 5. Развитие ребенка в социуме....................... 69 Лекция 6. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике............................. 85 Лекция 7. Категории социальной педагогики.............. 101 Лекция 8. Принципы социальной педагогики.............. 120 Лекция 9. Социально-педагогическое исследование.. 131 Лекция 10. Методика и технологии социально-педагогической деятельности..................... 146 Лекция 11. Социально-педагогическая деятельность с семьей...................................................... 166 Лекция 12. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшихся без попечения родителей.................................................... 192 1* а
Лекция 13. Девиации как социально-педагогическая проблема..................................................... 212 Лекция 14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей..................... 227 Лекция 15. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей..................... 240 Лекция 16. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей..................... 260 Лекция 17. Преступность как форма проявления дел инкветного поведения детей.................. 276 Лекция 18. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения................ 294 Лекция 19. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя...................................................... 307 Лекция 20. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями......................................................... 319 1 Лекция 21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях............................................... 342 Введение..................................................... 358 Программа курса по социальной педагогике....../............................................ 359 Ц Методика проведения семинарских и практических занятий............................... 366 Планы семинарских и практических занятий........................................................ 376 Примерные темы курсовых работ................ 408 Вопросы к курсовому экзамену................... 409 Библиографический список........................ 411 ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ Дорогие студенты! Вы выбрали благородную, новую для нашего общества профессию — социальный педагог. Да, действительно в России эта профессия — новая. Только в 1990 году специальность «социальная педагогика» была включена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, ей был присвоен номер; была введена соответствующая должность и в тарифно-квалификационный справочник. Началась подготовка кадров для этой профессии. Однако в нашей стране социальная педагогика имеет столь же глубокие и давние традиции, как и в других странах мира. Только это развитие было более извилистым и драматичным, как, впрочем, и вся история страны. Именно этим и обусловлены главные трудности становления социальной педагогики как новой профессиональной сферы, которая включает в себя не только собственно социально-педагогические учреждения и службы, органы управления ими, но и систему подготовки специалистов, а также научно-исследовательскую базу социально-педагогической деятельности. К числу таких трудностей в первую очередь можно отнести утрату традиций милосердия, благотворительности в советском обществе, глубоко укоренившуюся в общественном сознании ориентацию на «общее благо» при глубочайшем пренебрежении к отдельному человеку. Преодоление этого «наследия» социализма чрезвычайно трудно, но необходимо, ибо идеология социальной педагогики требует отношения общества к ребенку как к высшей ценности, понимания его судьбы и смысла жизни. Много и таких проблем, которые порождены уже современной российской действительностью. Ее динамичность, конф-ликтность, неопределенность приводят к тому, что сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали бы себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей. Это усложняет задачи, стоящие перед специалистами в области социальной защиты и социальной помощи детям, но, с другой стороны, именно это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблемы и помочь решить их, на ученых и политиков, способных точно диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества, формировать эффективную социальную политику государства. Именно поэтому на современном этапе становление социальной педагогики и системы подготовки специалистов в области социальной педагогики приобретают такое важное значение. Социальный педагог в обозримой перспективе ближайших десятилетий станет столь же массовой профессией, как учитель или медицинский работник, ибо предотвращать и лечить социальные болезни отдельного ребенка значительно легче, нежели бороться с социальными эпидемиями. Социальная педагогика как область науки и соответствующий ей учебный курс, который сегодня является одним из ведущих курсов в профессиональной подготовке многих специалистов для социальной сферы, делают свои первые шаги. Однако нельзя сказать, что развитие социальной педагогики в России началось с нуля. Истоки социальной педагогики можно найти в трудах многих отечественных философов, психологов, педагогов, таких, как Н. Бердяев, В. С. Соловьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др. Кроме того, уже более ста лет насчитывает развитие этой науки за рубежом. Достаточно много книг, освещающих те или иные проблемы социальной педагогики, появилось и за последнее десятилетие. Такие ученые-педагоги, как В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Ю. В. Васильева, Л. Д. Демина, Б. 3. Вульфов, Р. А. Литвак и. другие, высказывают в своих работах авторское видение основ социальной педагогики. Но следует отметить, что эта развивающаяся область педагогической науки пока еще четко не определила свой предмет и объект исследования, дискуссионными являются ее основные категории, есть и много других спорных вопросов в этой науке, которые предстоит решить вам в будущем. В первой части книги представлены материалы лекций, прочитанные авторами на протяжении семи лет для студентов, готовящихся стать социальными педагогами. Материал лекций скомпонован в три раздела: «Введение в профессию «социальный педагог», «Основы социальной педагогики», «Основы социально-педагогической деятельности». В первом разделе рассматриваются культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России, специфика профессиональной деятельности социального педагога и особенности его профессиональной подготовки. Во втором разделе освещаются вопросы становления социальной педагогики за рубежом и в России, основные категории и принципы данной науки, методы социально-педагогических исследований. Третий раздел книги посвящен основам социально-педагогической деятельности. В нем рассматриваются проблемы, которые возникают у детей с девиантным и делинкветным поведением, оставшихся без попечения родителей, других категорий детей, в зависимости от того социума, в котором находится ребенок: семья, образовательные учреждения, детские дома и приюты, пенитенциарные учреждения (воспитательные колонии) и др. В конце каждой лекции приводятся вопросы для самостоятельной работы, литература по данной теме. Авторы выражают надежду, что эта книга поможет студентам не только освоить основные положения социальной педагогики, но и подойти творчески к пониманию и решению важных проблем этой науки. В заключение хочу выразить благодарность Людмиле Яковлевне Олиференко, ученому и педагогу, которая стояла у истоков введения социальной педагогики в России и которая подвигла меня заняться этой новой, а потому загадочной, интересной и привлекательной областью науки; студентам Социального института, которые прослушали наши лекции и активно участвовали в проведении семинарских и практических занятий, а также написали и защитили дипломные работы по социальной педагогике; моей дочери Галагузовой Юлии Николаевне, которая взяла на себя труд и смелость выступить соавтором этой книги, Штиновой Галине Николаевне за труд по редактированию книги; а также молодому пастору Борису Петровичу Дьяконову. Особую благодарность хотелось бы выразить уважаемым оппонентам: доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования Сла-стенину Виталию Александровичу и доктору педагогических наук Назаровой Наталье Михайловне, которые внимательно прочитали рукопись и своими критическими замечаниями помогли авторам снять некоторые сомнения, возникавшие при написании книги. М.А.Галагузова, проф., д-р пед. наук
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ»
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |