Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 6. Норма и отклонение: понятия и характеристики




ПОНЯТИЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ

В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Норма и отклонение: понятия и характеристики. Типы отклонений. Теории отклонений.

Норма и отклонение: понятия и характеристики

В любом обществе независимо от того, на какой стадии раз­вития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, ко­торые требуют особого внимания к себе. Это — люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или соци­альном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую груп­пу, в обществе и-государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, напри­мер, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было мило­сердно-сострадательным.

В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, име­ющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограни­ченные возможности. Понятие «человек с проблемами» ши­роко используется в США, а понятие «люди с ограниченны­ми возможностями» больше характерно для европейских стран.

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными воз­можностями, прежде всего здоровья, становится все более ак­туальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изме­нить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с огра­ниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требую­щий не отдельных, частных, а планомерных социальных ре­шений.


 

 


I Но даже в условиях интеграции, когда выделяют различные!

проблемы или характер ограничений в возможностях людей, | тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в кото-;; рых они находятся, или состояние их здоровья не соответству­ют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфе­ра нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «не­нормальное», «патологическое». На практике — осознанно или неосознанно — происходит оценивание индивидов по призна-ч ку соответствия или несоответствия норме, которая и определя­ет эти границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психоло­гии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, ско­рее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в меди­цине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма» не только терми­нологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а кроме того со временем преобразу­ются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нор­мальным» явлением, к которому общество относилось вполне -лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно от­носится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламенти­ровать поведение человека, жестоко наказывать, если допуска­ется отклонение от предписанных норм.

При этом важно помнить, что норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Ис­пользование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэф­фициент для того или иного реального газа.


В медицине, психологии, социологии имеются свои показа­тели, параметры,, характеристики нормы. То, что не соответ­ствует норме, обозначается другим словом — «отклонение*.

Для социальной педагогики понятия «норма* и «отклонение от нормы* — очень важные. Они используются для характери­стики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребен­ка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алко­голизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной си­стемы, замене старых норм новыми.

В социальной педагогике понятия «норма» -и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относитель­но которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Типы отклонений

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и соци­альные. Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми. В медицине для каждой возрастной и половой группы де­тей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это — идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребен­ка, который точно соответствовал бы им.

На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8% — с наследственной патологией и 1-2% — с врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограничен­ными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от Об­щего числа обучающихся в образовательных учреждениях си­стемы образования. В специальных средствах образования нуж-


 

 

 


дается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследствен­ными факторами, или какими-либо внешними обстоятельства­ми: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворитель­ным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жиз­ни семьи и др.

Существует довольно много классификаций людей, имею­щих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная орга­низация здравоохранения в 1980 году приняла британский ва­риант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг — любая утрата или аномалия психических либо фи­зиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность — любые ограничения или по­теря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять ка­кую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) — любое следствие де­фекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона РФ о специальном образовании физические ' отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных стра­нах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический не­достатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тя­желые..

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) челове­ка, либо хроническое соматическое или инфекционное заболе­вание.

Психический недостаток — это утвержденный в установ­ленном порядке временный или постоянный недостаток в пси­хическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоци-


онально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а так­же нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток— подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выражен­ный в такой степени, что образование в соответствии с государ­ственными образовательными стандартами является недоступ­ным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка­ми.

К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отста­лость детей, или олигофрения (от греч. оИ&ов — малый и рпгеп

— ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врож­денными дефектами нервной системы или являться результа­том болезни, травмы или другой причины. У детей может про­являться различная степень выраженности умственной отста­лости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии.

К психическим отклонениям относятся также нарушенияречи разной степени сложности: от нарушения произношения и заи­кания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений явля­ются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. ау1;оз — сам) — состояние психики, характеризующееся замк­нутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — по­пытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее ус­пешность выполнения какой-либо деятельности. Способности

— характеристика личности, выражающая меру освоения не­которой совокупности деятельности. Мера одаренности и талан­та устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новиз­ной, нестандартностью, оригинальностью и другими показате­лями.


 

 

 


Хорошо известно, что у ребенка проявляются разные способ­ности: одни проявляют способности к музыке, другие — к ма­тематике, третьи — к изучению иностранных языков и т. д. Только при благоприятных внешних условиях они приобрета­ют форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка писатель Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал: «...Начиная с двух лет всякий ребенок стано­вится на короткое время гениальным лингвистом. Поистине ребенок есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает об этом». Психолог Н. Лейтес, изучавший способности и одаренность в детские годы, приводит в своих работах многочисленные примеры проявления одарен­ности великих людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел свою первую ученую степень; А. С. Грибоедов в 11 лет по­ступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отде­ления (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много.

В настоящее время разработаны уникальные методики, по­зволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интел­лектуальные способности детей, а также методики их формиро­вания. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей в обычной и специальной школе, как помочь ребенку в реализа­ции этих способностей, какие существуют пути и средства раз­вития одаренности детей?

Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической организа­ции человека встречаются не так часто — лишь у 8-10 % детей; количество же детей, пострадавших от неблагоприятных усло­вий развития, колеблется от 20 до 50% 1.

Для диагностики физических и психических недостатков со­здается постоянная межведомственная психолого-медико-педа­гогическая комиссия (из расчета одна комиссия на 10 тысяч де­тей, но не менее чем одна на территории каждого субъекта РФ).

Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возмож- I но более раннего психолого-медико-педагогического обследова- 1 ния детей, и выявление особенностей их развития в целях

1 О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. — М., 1995.


установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на полу­чение образования. В задачу комиссии также входит консуль­тирование родителей (или законных их представителей), педа­гогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальны­ми условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с ограниченными возможностями.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, не­вропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотера­певт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят пред­ставители специального образования — логопед, олигофрено-педагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагог (специалист, работающий с глухими детьми), тифлопедагог (специалист по работе со сле­пыми детьми); а также социальный педагог и юрист.

Установление физического или психического отклонения у ребенка влечет за собой создание определенных условий, в том числе специальных образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигатель­ного аппарата, со сложными нарушениями, в том числе со сле-поглухотой, для детей, подверженных хроническим соматичес­ким или инфекционным заболеваниям. Такие специализиро­ванные учреждения позволяют комплексно проводить работу как по оздоровлению детей, так и по их воспитанию и обучению.

Однако изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интегра­ции в общество. Поэтому такие дети, как правило, нуждаются в социально-педагогической помощи. Вместе с тем функции социального педагога в работе с этими категориями детей на сегодняшний день пока еще не определены. Но безусловно, со­циально-педагогическая деятельность по социализации детей, имеющих отклонения в физическом или психическом разви­тии, в дальнейшем получит официальный статус и будет иметь большое значение.

Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагоги­ческих целей, стимулирования развития личности использую­тся различные нормы, с помощью которых регулируется дея­тельность обучаемых путем сопоставления норм с показателя-


 

 


ми, характеризующими процессы и результаты этой деятельно­сти, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это ка­сается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обес­печивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.

С наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонени­ем) образования. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра­зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педа­гогическими. Педагогической нормой, или нормой образова­ния, являются стандарты общего образования, которые приня­ты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в оп­ределенном возрасте должен получить соответствующий уро­вень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее сред­нее образование.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего сред­него образования. Причин такого положения детей у нас в стра­не довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толка­ет ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные ка­таклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искале­ченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяж­ничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе.

Следует отметить и большие трудности в получении образо­вания детей, имеющих отклонения в психическом или физичес­ком развитии. Для таких детей, как было показано выше, су­ществуют школы, где они обучаются под руководством профес­сионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи — или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка, или же семья, например, алкого­ликов, бомжей, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни. Если добавить сюда семьи переселенцев


и беженцев, которые имеют таких детей, в этом случае пробле­ма получения образования детей еще более усугубляется.

Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обуче­ние проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются только основные дисциплины, а такие, как музыка и изобразительное искусство, входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются. Вместе с тем они имеют большое значение для развития способностей детей. Отделение ребенка от школьного коллектива также не­гативно сказывается на становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении.

Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем про­фессиональном самоопределении и получении профессиональ­ного образования. Профессиональное самоопределение высту­пает ведущим видом деятельности для подростка, закончивше­го 9 классов, и учащихся старших классов. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способно­стям детей, осложняется различными обстоятельствами объек­тивного и субъективного характера: уменьшается количество учебных заведений начального профессионального образова­ния, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обуче­ние, для подростков зачастую характерна неадекватная оцен­ка своих возможностей и др.

Особое значение в этом плане имеет профессиональное обра­зование детей-инвалидов и детей, находящихся в местах лише­ния свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей на снижение престижности обра­зования («деньги можно заработать и другим путем»).

Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид про­фессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значи­мой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образова­ния, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове­дения или деятельности людей или социальных групп, которое


X..

 


официально установлено или сложилось на том или ином эп пе развития общества. Фактически социальные нормы выс1 пают моделью должного поведения, должных общественш отношений и деятельности, которые создаются людьми на < нове познания социальной реальности.

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведе ния имеет свой исторический путь развития. Она была известа на еще в глубокой древности. Но общество, побуждаемое стрем<| лением к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотно* шения между людьми и вводило различные социальные огра^ ничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догма| ты. По мере усложнения человеческого общества и совершен* ствования общественных отношений стали формироваться бо^ лее устойчивые правовые, нравственные позиции людей по от* ношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и пра-< ва, принятых в том или ином обществе. Социальные отклоне-| ния могут быть вызваны социальным статусом человека, его| ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой' деятельности, ценностными критериями и другими факторами. Социальные нормы делятся на две большие группы: универ­сальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в об­ществе, и частные, относящиеся и регулирующие определен­ную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятель­ности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нор­мативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделять­ся на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превраще­ния внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоня­ется от принятых социальных норм.

Социальные нормы и отклонения от них в поведении челове­ка представляют собой неотъемлемые факторы функциониро­вания любого общества.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про­исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является


управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

В социологической, психологической и педагогической лите­ратуре достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого яв­ляются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, про­ституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенокс деви-антным, асоциальным поведением» и др. Несмотря на некото­рые тонкости в определении этих понятий, многие исследова­тели сходятся в одном — что в этом случае поведение ребенка не соответствует нормам и правилам, принятым в данном обще­стве.

Причинытакого отклоняющегося поведения также достаточ­но хорошо изучены. Они связаны с трудностями подростково­го переходного возраста, неопределенностью социального поло­жения в обществе, нестабильностью развития страны, возник­новением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не мог жет самостоятельно найти выход, и др.

Для оказания помощи таким детям создаются специализиро­ванные социальные службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцать лет, по ре­шению суда с учетом заключения психолого-медико-педагоги­ческой комиссии могут направляться в специальные школы или в специальные профессиональные учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставши­еся без попечения родителей. Это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» — дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные уч­реждения. К ним относятся: дома-ребенка, детские дома, шко­лы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы, представим их в сводной таблице на стр. 96.

Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные


.Типы отклонений от нормы

Физические   Психические   Педагогические   Социальные  
• болезнь;   • задержка   • отклонения в   • сиротство;  
• нарушения   психического   получении   • отклоняющееся  
зрения;   развития;   общего образо-   поведение:  
• нарушения слуха;   • умственная   вания;   алкоголизм,  
• нарушения   отсталость;   • отклонения в   токсикомания,  
опорно-двига-   • нарушения речи;   получении   наркомания,  
тельного   • нарушения   профессиональ-   проституция,  
аппарата   эмоционально-   ного образова-   беспризорность,  
    волевой сферы;   ния   безнадзорность,  
    • одаренность       бродяжничество;  
            правонарушения,  
            преступность  

отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и пред­посылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жиз­ни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на форми­ровании их биологических потребностей: физических, физио­логических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физичес­ком развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие. Чтобы это отставание не приобрело хро­нические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходи­мо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество.

Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды от­клонений. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено по­нятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвали­ды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физичес­ком развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональ­ных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, сти­хийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуаци-


ях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, нахо­дящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонени­ями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объектив­но нарушена в результате сложившихся обстоятельств и кото­рые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятель­но или с помощью семьи.

Для работы социального педагога очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормаль­ным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмери­мое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань меж­ду естественным проявлением характера ребенка и отклонени­ями в нем.

Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога на­правлена на профилактику отклонений, предупреждение на­рушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой — на реабилитацию детей, в развитии которых уста­новлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

Теории отклонений

Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить сре­ди многочисленных факторов, являющихся источником откло­нения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные и психогенные. При этом мож­но сделать вывод о том, что любая «поломка», любое ограниче­ние потенциальных возможностей человека неизбежно затраги­вает всю организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодей­ствия человека со средой, к «социальному выпадению».

Связанные с этим процессы и явления изучаются учеными разных областей знания — социологии, психологии, социаль­ной педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук предла­гает свои теории «выпадений», которые со временем развива­ются, обогащаются новым содержанием и новыми технологи­ями. Кроме того, они тесно взаимодействуют между собой, вза-имодополняя друг друга.


 

 

4. Зап. 7151 Галагузова

 


Так, отклонения в поведении детей, имеющих ограниченные! возможности, рассматривались вначале в русле медицинской! модели, которая определяла подходы к их воспитанию и обуче-1 нию. Согласно этой теории, отклонения в социальной жизнеде- ] ятельности таких детей, подобно отклонениям в телесных про- \ цессах, являются отражением и проявлением внутренних бот лезненных процессов. Иными словами, несоответствие социаль-:' ной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья.

В качестве причин, вызывающих отклоняющееся поведение,! в рамках медицинской модели социального выпадения выдви­гались эндокринные нарушения, нарушение созревания (аксе­лерация и недоразвитие), органические мозговые нарушения, генетические отклонения и др. Тот факт, что социальное про­странство, в котором находится ребенок, тоже оказывает на него свое воздействие, в рамках этой модели во внимание не прини­мается. Отсюда в научных работах и методиках, касающихся проблем воспитания таких детей, гораздо шире используется медицинская терминология, чем социальная и педагогическая.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской модели сфор­мировалась теория социальной полезности людей с ограничен­ными возможностями, которая получила широкое распростра­нение во многих развитых странах. Суть ее заключается в сле­дующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых ограниченны, но это не мешает им осу­ществлять хотя бы элементарную социально полезную деятель­ность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Это значит, что при необходимом профессио­нальном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государ­ства, которое их должно содержать. Кроме того, они могут быть источником дешевой рабочей силы, что также выгодно государ­ству. Таким образом, в этой теории очевиден приоритет государ­ства над личностью. Следует отметить, что в нашей стране эта теория определяла позицию государства в отношении людей, в том числе и детей, имеющих ограниченные возможности, на протяжении многих десятилетий и, к сожалению, практичес­ки не утратила своего значения до сегодняшнего дня.

В течение долгого времени для обозначения людей с ограни­ченными возможностями повсеместно использовалось слово «инвалид» (от лат. туаНйиз — бессильный, слабый), которое противопоставляло эту категорию граждан здоровым, сильным людям, подчеркивая, что инвалиды — более слабые, а потому


менее способные. По сути дела это слово выражало отношение общества к данной категории людей, которое проявлялось в реальной жизни в том, что они не могли решать самостоятель­но свои проблемы, участвовать в политической и экономичес­кой жизни общества, быть избранными в органы власти наря­ду со здоровыми и многое другое. Жизнь таких людей полно­стью контролировалась здоровыми людьми, находилась под их абсолютным патронатом: что здоровые люди решат или захотят сделать для инвалидов, то они и должны принимать. Этим ме­дицинская модель оказывала определенное влияние на законо­дательство, на социальную политику государства, организацию помощи людям с ограниченными возможностями.

В 60-х годах XX века на смену медицинской модели пришла социальная модель, развитию которой послужила теория пси­хоанализа. Этот новый подход к проблемам людей с ограничен­ными возможностями был инициирован ими самими, когда они стали объединяться в ассоциации и различные движения, что­бы отстаивать свои права. В фокусе этой модели находятся не внутренние причины, обусловливающие ограниченные возмож­ности человека (болезнь, нарушения в развитии и т. д.), а взаи­мосвязь между отдельным человеком и социумом. С этой точ­ки зрения ограничение возможностей человека вызвано во мно­гом отношением к нему окружающих людей, выделяющим его из общества, а также барьерами, которые существуют в окру­жающей его среде (архитектурной, социальной, психологичес­кой, педагогической и др.), рассчитанной прежде всего на здо­ровых людей. Другими словами, ограниченные возможности как проблема являются результатом социальной, экономичес­кой и политической дискриминации таких людей в обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима интеграция людей с ограни­ченными возможностями в общество на их собственных усло­виях, а не путем их приспособления к нормам и правилам жиз­ни здоровых людей. В связи с этим новым подходом в современ­ной зарубежной литературе слово «инвалид» как выражающее социальное притеснение и неравноправие определенной катего­рии граждан теперь не употребляется.

В рамках социальной модели отклоняющееся поведение де­тей стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами семей­ного воспитания и межличностного взаимодействия. С разра­боткой новой теории изменились приоритеты в объяснении со­циальных выпадений. Неадекватное, не соответствующее соци­альным ожиданиям поведение детей и подростков стало рас­сматриваться как деформированный процесс накопления соци-


 

 

4*

 


ального опыта, как результат субъективных нарушений, свя-1 занных с семейным неблагополучием, недостаточной педагоги-1 ческой культурой родителей, негативным балансом поощрений! и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими фактора-1 ми. Постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты;! и приводят к отклоняющемуся поведению, А поскольку оно! обусловлено не только болезненными процессами, на которые | практически невозможно влиять, становится возможной его; коррекция. Таким образом, социальная модель позволила рас­сматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся,] но и корректирующееся.

Теории социальных отклонений, не связанных с физически­ми и психическими нарушениями, будут рассмотрены ниже, при характеристике девиаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в социальной педагогике рассматриваются понятия «норма» и «отклонение от нормы»?

2. В чем сущность и причины физических отклонений от нормы у де­тей?

3. Какие существуют психические отклонения от нормы у детей?

4. Что понимается под педагогическими отклонениями от нормы?

5. Какова сущность понятия «социальные отклонения»?

6. Какие теории отклонений от нормы вы знаете?

Литература

1. Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. — М., 1997.

2. ДоровскойА. И. Дидактические основы развития одаренности уча­щихся.—М., 1998.

3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

4. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.

5. Коррекционная педагогика: Учеб, пособие. — М., 1998.

6. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1979.

7. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подрост­ков. — М., 1996.

8. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. — Саратов, 1997.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.