Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 9. Сущность научного исследования




СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Сущность научного исследования. Задачи научного ис­следования в социальной педагогике. Этапы и методы социально-педагогического исследования.

Сущность научного исследования

В названии лекции три слова: исследование, социально-педа­гогическое исследование и методы. В такой последовательности • мы и раскроем содержание лекции. Прежде всего выясним, какую роль играет исследование в любой науке.

Научный статус и социальный престиж любой науки во мно­гом зависит от уровня разработанности ее теории как высшей формы организации научного знания, дающей целостное пред­ставление о закономерностях и существенных связях опреде­ленной области действительности. Научное знание Необходимо для развития любой науки, в том числе и для социальной педа­гогики.


 

 

5*

 


Научное исследование — это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Любое научное исследование характеризуется определенными качествами: объективностью, воспроизводимостью, доказа­тельностью и точностью.

Занимаются научными исследованиями, как правило, уче­ные, которые профессионально к этому подготовлены; работа­ют они в научных учреждениях, имеющих экспериментальное и лабораторное оборудование. Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства. Для постро­ения научных теорий ученые используют понятийный и кате­гориальный аппарат науки, владеют системой научной инфор­мации. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как средство, либо как результат науч­ного исследования.'

Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Эмпиризм — философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпири­ческое познание строится на изучении реальной действительно­сти, практического опыта. Занимаются эмпирическим исследо­ванием, как правило, практики — профессионалы в той или иной области деятельности (учителя, социальные педагоги, психологи и др.).

Теоретическими исследованиями, как мы уже отметили, занимаются специально к тому подготовленные люди: профес­сора, доценты, научные сотрудники, работающие в научных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.

В эмпирическом исследовании, как правило, используют та­кие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при тео­ретических исследованиях, наряду с этими методами использу­ют методы абстрагирования, идеализации, аксиоматизации, формализации, моделирования и др. Кроме того, на эмпиричес­ком и теоретическом уровнях используют такие логические методы, как анализ — синтез, индукция — дедукция и др. Под­робнее о них будет сказано ниже.

Отличаются эмпирические и теоретические исследования также полученными результатами. В первом случае они фикси­руются в виде утверждений, правил, рекомендаций, во втором — это теоретические знания: научные концепции, законы и закономерности, открытия и изобретения и др.

Сравнение эмпирического и теоретического познания пред­ставим в таблице:


 

Научное познание



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.