Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 11 2 страница




Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии меж­ду собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспи­тательную функцию.

Если родители не добиваются позитивного результата в вос­питании, то следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания.


Социальному педагогу при оказании помощи семье необходи­мо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Известно, что методы семейного воспитания можно разде­лить на две группы. Первую группу методов составляют мето­ды повседневного общения, делового, доверительного взаимо­действия и взаимовоздействия. Данная.группа методов вклю­чает в себя: метод уважения детской личности и метод убежде­ния. Социальный педагог должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверитель­ном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.

Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ре­бенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими ме­тодами могут пользоваться родители, если у ребенка возника­ют какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Социальный педагог так­же должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отноше­ниях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо со­циальные педагоги через обращение к совести, чувству справед­ливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливо­сти, а обращение к воле и поступку требует от педагога внуше­ния, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформи­рована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Существующие проблемы в семье могут быть связаны с непра­вильно выбранными тактиками семейного воспитания, тогда со­циальный педагог помогает осознать особенности таких негатив­ных тактик, как «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование», и помочь овладеть позитивной тактикой семей­ного воспитания, так называемой «тактикой сотрудничества».

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологи­ческую поддержку и коррекцию.


Поддержка направлена на создание благоприятного микро­климата в семье в период кратковременного кризиса.

Психологическую поддержку семьям, испытывающим раз­личные виды стресса, социальный педагог может осуществ­лять, если у него есть дополнительное психологическое образо­вание, кроме того эту работу могут выполнять психологи и пси­хотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, поло­жение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психо­лог посредством психологических тестов и других методик вы­являет те психические изменения каждого члена семьи, кото­рые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт про­водит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основ­ном, когда в семье существует психическое насилие над ребен­ком, приводящее к нарушению его нервно-психического и фи­зического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относи­тся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установ­ленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с по­мощью методов, основанных на уважении человеческого досто­инства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

В отличие от психотерапии социально-психологическая кор­рекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотноше­ний и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключа­ется в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимо­действуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Посреднический компонент социально-педагогической помо­щи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейно­го досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию раз­личных ведомств и служб по совместному разрешению про-


 

 

 


блемы конкретной семьи и положения конкретного ребенке в ней.

Такими проблемами могут быть:

— передача ребенка на воспитание в приемную семью. В иде­але социальный педагог должен провести обследование этой се-' мьи, психологического климата в ней. После того, как приня*| то решение о передаче ребенка, необходимо регулярно патрони­ровать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убе-| диться что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в'| адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги должны включиться в ее разрешение с целью обеспе- Ц чения полноценного ухода за ребенком. Если у ребенка.есть настоящие родители, социальный педагог кроме того, что он взаимодействует с приемными родителями, должен поддержи­вать связь и с истинными родителями. Цель должна состоять в | том, чтобы дать возможность настоящим родителям подгото­виться (в случае благополучия семьи) к возвращению ребенка. Кроме того, цель социально-педагогической деятельности со­стоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оста,- | ваться вместе в период роста и развития ребенка;

— усыновление ребенка, которое предполагает постоянный уход нуждающимся детям. Оно предоставляет усыновившим родителям права, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный педагог;

— помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, — место временного пребывания, поэтому ребенок дол-' жен находиться там ровно столько, сколько необходимо для' решения его главных проблем. За этот срок социальные педа­гоги обязаны выяснить данные о месте прежнего проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск ро­дителей или лиц, их заменяющих, родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать коррекции взаимо­отношений в семье, содействовать возвращению ребенка в се­мью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных проблем.

Другой тип приютов — приют для женщин, подвергшихся избиению, и их детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома — «социальная гостиница». Эти приюты предоставляют место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование..

В реальной жизни определилось несколько вариантов детс­ких судеб, требующих действенного вмешательства:


• ребенок категорически отказывается жить дома, в то вре­мя как родители настаивают на его возвращении;

• ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно на­звать семьей;

• ребенок месяцами живет в больнице — он не сирота, и по­этому не может быть помещен в детский дом;

• ребенок попадает с улицы за решетку приемника-распре­делителя;

• подросток убегает из детского дома.

К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть эти слу­чаи и лишь ограничивают отношения между учреждением и ребенком словосочетанием «не имеет права»: приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет права дать убежище уставшему от ски­тания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права при­нять ребенка без документов и т. д.;

• помещение ребенка на институциональное попечение, коим являются детский дом, школа-интернат, «лесная школа», семейные детские дома, которые могут быть созданы государ­ственными службами или частными организациями, ве извле­кающими из этого прибыли.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жи­лищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пен­сионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение означает нанесение телесных повреждений, насилие или непосильный труд. Отсутствие заботы подразумева­ет пренебрежительное отношение к уходу за ребенком, включаю­щему питание, медицинскую помощь. Как крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительс­ких прав, передачу ребенка в интернатные учреждения.

Однако эта мера должна применяться в исключительных слу­чаях, так как для эмоционального здоровья ребенка очень важ­на атмосфера семьи. Чтобы помочь детям остаться в семье, со­циальные педагоги вначале наблюдают за тем, что происходит дома, консультируют детей и родителей, информируют родите­лей о правовых требованиях и используют судебные санкции как средство мотивации к позитивному изменению жизни ре­бенка.


 

 

 


I

Социальный педагог при работе с семьей выступает в треа основных ролях:

Советник — информирует семью о важности и возможное! взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о ] витии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию де тей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного зако| нодательства; вопросам межличностного взаимодействия в се мье; информирует о существующих методах воспитания, ориЦ ентированных на конкретную семью; разъясняет родите л* способы создания условий, необходимых для нормального разЦЦ вития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда при­ходится сталкиваться с полной деградацией личности родите-?! лей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, от-| сутствие внимания, человеческого отношения родителей детям.

Формы социально-педагогической помощи семье

В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания! социально-педагогической помощи нуждающимся с использо^ ванием долгосрочных и краткосрочных форм работы.

Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтер-1 вентную и проблемно-ориентированную модели взаимодей­ствия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает! оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, ко-| торые могут быть обусловлены изменениями в естественном; жизненном цикле семьи или случайными травмирующими об­стоятельствами.

Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-пе­дагогические проблемы. Кризис трех лет, связанный с процес­сом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития соци­ально-нравственных качеств; 7-8 лет — адаптация к новому со­циальному статусу школьника, усвоение нового режима жиз­ни, установление отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 — период самоутверждения, изменения отношений с ро­дителями и миром взрослых в целом, 18-21 — социальное са­моопределение.


Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирова­ния, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фоку­сирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющих­ся средствах ее преодоления. При этом используются как внут­ренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.

Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога — путем оказания не­посредственной эмоциональной поддержки смягчить воздей­ствие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на пре­одоление кризиса.

Помощь считается успешной, если удается добиться сниже­ния тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируе­тся новое понимание возникшей проблемы, развиваются адап­тивные реакции, которые могут быть полезны и в будущем.

Нетрудно заметить, что психологическая помощь в стрессо­вой ситуации оказывается превалирующей, и возможно более оправданным было бы вмешательство профессионального пси­холога, обладающего большими возможностями психологи­ческой реабилитации. Но следует заметить тот факт, что по­мощь в данной ситуации должна быть не столько психологи­чески глубокой, сколько комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий. Это могут быть члены семьи, неформальные группы поддержки, специализированные уч­реждения (социальная защита, реабилитационные центры и пр.), чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. Задача социального педагога сострит в том, чтобы помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредотачивая свои усилия на развитии личности каждого из ее членов, поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.

Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее доку­ментальными фактами.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посред­ника между семьей и специалистами, работающими с ней. В то время, как медики заняты лечением, психологи — восстанов­лением психики, социальный педагог помогает семье преодо­леть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывавшими подоб-


0есе-кос-

ные затруднения, с организациями, способными предост»-8 необходимую помощь.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальны* дах через образовательную и посредническую помощь, т. в венным образом, достигает эффекта психологической пО^д ^" жки, воздействуя на чувства сомнения и страха, который *^ пятствуют контролю над ситуацией. Кроме того, семья в^ быть вовлечена в программу семейной терапии и обуча*° тренингов, целью которых является улучшение общения ^ ду членами семьи и решение скрытых проблем которые об^а^у" живаются в кризисной ситуации.

При такой организации помощи не исключается то, ч?** дельным семьям понадобится более глубокое психотерай^ ческое воздействие, но вероятность его снижается.

1"11

Как и кризисинтервентная, проблемно-ориентированн/^^ делъ взаимодействия относится к краткосрочным ст работы, продолжительность которых не превышает 4

Проблемно-ориентированная модель направлена на рей1 Конкретных практических задач, заявленных и признав _ семьей, т. е. в центре этой модели находится требование, &* профессионалы, оказывающие помощь, концентрировал*1^/ лия на той проблеме, которую осознала семья и над которс?*' готова работать,- я это важнее, чем взгляд специалиста роду, причину самой проблемы.

'

Проблемно-ориентированная модель основывается на-что в определенных условиях большинство проблем люди р* решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостояте-^ Отсюда задача социального педагога — создать такие уел**-8

Особенности диагностического этапа в рамках этой мод^ том, что социальный педагог сосредотачивает вниман^ столько на внутренних особенностях семьи, сколько на с** у ции, породившей проблему. Совместно с семьей формул*** у тся конкретные, достижимые цели. Например, наладите -^ такты ребенка с отцом и др.

Проблемно-ориентированная модель предписывает ре^р выбранную для работы проблему совместными усилиям*5' бота протекает в духе сотрудничества с акцентом на счтга^ рование и поддержку способностей членов семьи в решен*1 собственных трудностей. Определяются препятствия, ме^ щие семье, и используются средства, способствующие для &* ния проблемы. Успешное решение проблемы создает пол^ тельный опыт для решения последующих проблемных с:** у ций самостоятельно.


Работа с семьей необходима в том случае, если проблема свя­зана с особенностями взаимодействия между ее членами. К та­ким проблемам относятся: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологи­ческий климат семьи и пр.

Ведущим методом проблемно-ориентированной модели явля­ется составление контракта (договора) между социальным пе­дагогом, оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль семьи — оп­ределить желательные и осуществимые цели и задачи предсто­ящей деятельности. Роль социального педагога — определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении целей.

Следует подчеркнуть, что соглашения между социальным педагогом и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам. В данном случае стороны несут не право­вые, а моральные обязательства, которые закрепляются офици­альным документом, что повышает эффективность взаимодей­ствия.

Составление контракта — это один из способов, каким реали­зуется на практике важный этический принцип о самоопреде­лении клиентов, заимствованный социальной педагогикой из социальной работы. Совместная работа над договором поощря­ет семью активно участвовать в процессе выработки его усло­вий, вовлекает ее в процесс принятия решений. В работе с под­ростками и юношеством составление контракта играет положи­тельную роль еще и тем, что придает их: отношениям со специ­алистом «взрослый», деловой характер.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психо­социальном подходе.

Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выпол­нению своей специфической функции, либо изменить ситуацию

— другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необхо­димо применение такой формы работы с семьей, как патронаж

одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, конт­рольными, адаптационно-реабилитационными целями, позво-


ляющая установить и поддерживать длительные связи с семь­ей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая | незамедлительную помощь.

В нашей стране патронажный опыт работы существует и реа- | лизуется педиатрическими службами, территориальными цен­трами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Но | медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают I возможностей патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посредни­ческой помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естествен­ных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблю­дения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциально­сти, поэтому следует находить возможность информировать семью 6 предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

— диагностические: ознакомление с условиями жизни, изу­чение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; а

— контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динами­ка проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рвг комендаций и пр.;

— адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребенка, а в ряде случаев, пред­ставляет опасность для его жизни. В этом случае социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохра­нительными органами ведет открытый контроль за ходом реа­билитационных мероприятий, оказывает необходимое дирек­тивное воздействие в случае низкой реабилитационной актив­ности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, вы­ступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в за­висимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднок-


ратно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравми-рующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление ин­валидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагопо­лучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблю­дение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так­же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятель­ности социального педагога, следует выделить консультацион­ные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирова­ние, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим зат­руднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоци­ональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная бе­седа может быть наполнена различным содержанием и выпол­нять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если семья не является инициатором взаимодействия с соци­альным педагогом, консультирование может проводиться в за­вуалированной форме. Конечная цель консультационной рабо­ты — с помощью специально организованного процесса обще­ния актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семья­ми) — тренинги.

Социально-психологический тренинг определяется как об­ласть практической психологии, ориентированная на исполь­зование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тре-нинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, системе образования. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной


 

 

 


и групповой работы и является одним из самых перепет методов решения проблемы психолого-педагогического обр вания родителей. Эта проблема не теряет своей актуально течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в < ношении родителей тех детей, которые имеют проблемы пек ческого, физического, социального отклонения от нормы.

Образовательные тренинги, пока не получившие должно распространения в нашей стране, должны быть надрав лес прежде всего на развитие умений и навыков, которые помог ют семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к: бору конструктивных жизненных целей и конструктивно! взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:

— коммуникационные умения и навыки: умение «активно го слушания», представляющее собой безоценочную реакг которая свидетельствует о том, что родители заинтересог слушают и понимают своего ребенка; отработку приема «Я-сс общения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.;

— психогигиенические приемы преодоления стрессовых си-1 туаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапев-| тического воздействия на ребенка и др.;

— психолого-педагогические приемы: приемы раннего разви--? вающего обучения, модификации поведения ребенка, игротера-пии и др.

Групповые методы работы дают возможность родителям об­мениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремить­ся получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, воз­можность принимать на себя роль лидера при обмене информа­цией развивает активность и уверенность родителей!

Вышеописанные методы: консультативная беседа, образова­тельный тренинг — являются универсальными, т. е. использу­ются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны.

Семья имеет свои специфические особенности и требует уче­та всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья — система гомеостатическая, т. е. сложившийся в ней устойчи­вый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливать­ся после каких-либо нарушений; семья — система закрытая, не


каждый социальный педагог может туда войти; семья автоном­на в своей жизнедеятельности.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных про­блем, добиться осознания возникшей проблемы, создать усло­вия для ее успешного решения.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эф­фективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейны­ми отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы се­мейного счастья, долга); религии.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «семья» и раскройте ее основные функ­ции.

2. Что такое социальный статус семьи? Покажите взаимосвязь всех компонентов, его составляющих. Дайте типологию семей с точки зрения их социального статуса.

3. Что является предметом деятельности социального педагога в семье? Назовите основные виды социально-педагогической помощи.

4. Каковы основные модели и формы работы с семьей?

Литература

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М., 1989.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. пси­хиатра. — М., 1988.

3. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. / Общ. ред. Н. М. Ер­шовой. — М., 1980.

4. Гребенников И. В., Дубровина И. В., Разумихина Г. П. Этика и пси­хология семейной жизни. — М., 1987.

5. О положении семей в РФ. — М., 1994.

6. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В. Я. Пилиповс-кого. — М., 1992.

7. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.