Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогической деятельности




Этапы

Информационная
Анкетирование, беседа интервью, изучение баз данных Анкетирование, беседа

1. Поиск приемной семьи

'Диагностическая (пер вичная диагностика) Посредническая

2. Изучение будущих прием­ных родителей

Наблюдение, беседа

3. Посещение семьи и учреж­дений, в которых находился ребенок (кризисная семья, приют, детский дом и др.)

Диагностическая (углуб­ленная диагностика)
Анкетирование, тестирова­ние, беседа, убеждение, изучение документации Лекция, беседа, наблюде­ние, убеждение, упражне­ния

4. Изучение будущей прием­ной семьи и её окружения

Обучающая (предвари­тельное обучение)

5. Вводное обучение Лекция, рассказ, беседа, видеофиль­мы

Патронирующая

6. Помещение ребенка в при­емную семью; углубленный курс обучения приемных ро­дителей


Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе соци-, альный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участву­ет в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предла­гают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоро­вья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или вре­менная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабаты­вает опять же совместно с другими специалистами. Таким об­разом, начинается предварительная диагностика потенциаль­ной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспита­нием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Соци­альный педагог, ознакомившись с заявлением и анкетой, запол­ненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педаго­гический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог со­вместно с другими специалистами обследует ближайшее окру­жение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это мо­жет проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного по­рядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья при­емной семьи).


Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обу­чения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он раз­рабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребен­ка в приемную семью социальный педагог выполняет патрони­рующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной се­мье, которая связана с возникающими проблемами как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводи­тся углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обсто­ятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездет­ная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудив­шие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от инди­видуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, нали­чие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со
своевременным выявлением и разрешением проблем, которые
могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию
ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от
него..

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения

Как было сказано выше, если ребенок не усыновлен и не по­падает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения. По дан­ным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждени­ях государственного попечения, между тем потребность в тако­го рода социальной защите и помощи в России испытывают се­годня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчи­тывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат


усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интер­наты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов со­стоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и по­лучают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразделять­ся на детские дома для дошкольников, детские дома для школь­ников и разновозрастные детские дома.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших де­тей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В. И. Ленина, а правовым основанием для него по­служило Постановление правительства СССР от 1988 г. «О со­здании детских домов семейного типа». Семейный детский дом можно в некоторой степени отнести к приемной семье, ибо со­гласно нормативному определению, приведенному в Положе­нии о приемной семье, принятом в начале 1992 г., «приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного со­держания лицам, взявшим их на воспитание». В отличие от временной приемной семьи, где ребенок может находиться только определенное время, детский дом семейного типа устро­ен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детс­ким домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

Основными задачами детских домов являются:

— создание благоприятных, комфортных условий, прибли­женных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

— обеспечение охраны здоровья детей;

— обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-пе­дагогической и социальной адаптации;

— охрана интересов и прав воспитанников;

— освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и го­сударства;

— формирование общей культуры воспитанников, их адап­тация к жизни;

— формирование потребностей у воспитанников к саморазви­тию и самоопределению;


—• создание условий для осознанного выбора и последующе-! го освоения профессиональных образовательных программ.

В государственной системе попечения детей-сирот существу- • ет особый тип учреждения — приют. Специфика работы при­юта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного уч-реждения — устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

Изменение социально-экономической ситуаций в стране тре­бует принципиально новых подходов к решению многих про­блем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-ре­абилитационных проблем.

Основные цели деятельности для государственных учрежде­ний, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находя­щихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реа­билитационного, медицинского и социального характера; орга­низация получения детьми общего образования.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попе­чения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходи­мость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Рассматривая социально-педагогическую деятельность вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности. Цель деятельности — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, ло­гопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инст­рукторы по труду и физической культуре, администрация де­тского дома. Объектами, на которые направлена социально-пе­дагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом. Начиная свою деятельность в детском доме, соци­альный педагог должен хорошо представлять, с какой катего­рией детей ему придется работать.

Рассмотрим краткую характеристику детей разных возра­стов, которые могут находиться в детском доме. Проблемы де-


тей, находящихся в детских домах, довольно подробно иссле­дованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихо­жан, Е. О. Смирновой и др.

Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследо­ваниях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совмест­ной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно прини­мают обращения ипредложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитан­ников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано', главным образом, тем, что в детском доме по сравнению с семьей значи­тельно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, воз­действия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома харак­терно наличие сменяющихся взрослых с разными типами пове­дения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрос л ого с ребенком. Следует также отметить и более регламен­тированный характер деятельности ребенка по'сравнению с се­мьей.

Для воспитанников младшего школьного возраста характер­ны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением ре­жима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно бога­че и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мртива-ционной сферы связаны с условиями проживания детей в детс­ком доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных си­туациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взросло­го и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника мо-


жег отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием при­знать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы пове­дения. Таким образом, ученые обнаружили специфику разви­тия интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определен­ные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным ха­рактеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоро­вых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недоста­точность — задержка психического развития ребенка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможен-ность сексуальных влечений и др.

Наряду с этими медико-психолого-педагогическими пробле­мами в детском доме у воспитанника возникает множество со­циальных проблем: личные — получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность соци­ального педагога в детском доме. Цель социально-педагогичес­кой деятельности — социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения раз­личных задач. В таблице указаны задачи, функции деятельно­сти, методы и формы организации социально-педагогической, деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме. Опять же сле­дует помнить, что работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме.

Деятельность социального педагога начинается с определе­ния социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выде­ляет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психичес-


Социально-педагогическая деятельность в детском доме

Функции социально-педагогичес­кой деятельности
Задачи социального педагога



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.