Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и формы организации деятельности




Диагностическая
1. Определение статуса ре­бенка

Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребен­ка

Прогностическая
2. Составление индивидуаль­ной программы развития вос­питанника

Анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологи­ческой, педагогической реабилитации ребенка

Коррекционно-реабили­тационная
3. Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка

Наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, по­ощрение, наказание, веде­ние личных дел воспитан­ника, взаимодействие с со­циальными службами и уч­реждениями

Посредническая и патро­нирующая

Убеждение, беседа

4. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах

кого здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболева­ния» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому на­ряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изуча­ет и детский коллектив в целом.

Следующая задача социального педагога — составить инди­видуальную программу развития воспитанников, т. е. факти­чески представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педа­гог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшей­ся ситуации.


Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих за­дач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и кол­лектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзыв­чивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, ре­абилитации детей девиантного поведения, интеграции воспи­танников в общество являются важными в деятельности соци­ального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помо­щью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилита­ция полагает проведение комплекса оздоровительных и лечеб­ных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напря­жения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных заня­тий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспи­танниками социальных ролей в системе общественных отноше­ний. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслужи­вания, трудовых умений и навыков.

Вместе с психологами социальный педагог занимается про­блемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о си­стеме получения профессионального образования и др.); освое­ния ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессио­нал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспо­собиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к всту- • пительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для реше­ния этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощре­ния, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, — представление интересов ребенка в


правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и за­щищает права воспитанника, обозначенные как в международ­ных актах, так и в наших отечественных федеральных и регио­нальных законодательных актах. Так, социальный педагог за­нимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустрой­ством и продолжением его дальнейшего обучения.

Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возра­стной категории детей, их медико-социально-психолого-педа­гогических проблем.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова сущность понятий «попечительство» и «опека»?

2. Как развивалась система попечения детей-сирот в России?

3. Каковы основные виды попечения детей-сирот в России в настоящее время?

4. В чем особенности работы социального педагога с приемной семьей?

5. В чем особенности работы социального педагога в детском доме?

Литература

1. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк.. — М., 1993.

2. Воскобойникова С. А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах со­врем, сиротства: Кн. для учителя. — М., 1989.

3. Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта работы. — М., 1983.

4. Егошина В. Н., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. — М., 1993.

5. Лихачев А. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. — М., 1987.

6. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. — М., 1991.

7. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: (История и современ­ность). — М., 1994.

8. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / Под ред. М. Н. Лазутовой. — М., 1995.

9.;Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-соци­ально-психологические проблемы). — М., 1994.

10. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? — М., 1997.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.