КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние аффекта 3 страница
Учитывая многообразие ситуаций, в которых происходят происшествия (аварии), связанные с управлением техникой, представителям правоохранительных органов необходимо иметь в виду, что назначению данного вида СПЭ должна обязательно предшествовать консультация с экспертом-психологом, которая позволит правильно сформулировать вопросы, выносимые на разрешение экспертов. Типичные вопросы, выносимые на разрешение эксперту: 1. С учетом объективных данных о механизме ДТП, а также индивидуально-психологических особенностей подэкспертного лица, имелась ли у него реальная возможность правильно оценить аварийную дорожную ситуацию и адекватно повлиять на ее предотвращение? 2. Не находился ли подэкспертный в момент ДТП в психическом состоянии, которое могло существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации? 11.3.7. Судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений Понятие групповой преступности связано со случаями совместного совершения преступлений двумя или более лицами. СПЭ назначается при исследовании групповой преступности для индивидуализации уголовной ответственности (вины), степени и форм наказания. Групповая преступность представляет собой повышенную общественную опасность, так как в процесс противоправной деятельности объединяются усилия двух или более лиц ради достижения преступного результата, который мог бы и не наступить, если бы человек действовал в одиночку. Групповая преступность – довольно распространенное явление. При определенных колебаниях в ту или другую сторону ежегодно группой лиц совершается от 20 до 30% и более преступлений. Преступные группы можно классифицировать по степени организованности, характеру преступной деятельности, числу участников, длительности и устойчивости существования и т.д. Ситуативная преступная группа включает в себя не менее 2-х лиц, формируется внезапно, под влиянием своекорыстных интересов, эмоциональных состояний, возрастных особенностей и т.д.; часто этому сопутствует алкогольное или наркотическое опьянение; план действий заранее не составляется. К основным признакам этой группы можно отнести: 1)наличие общей цели совершения преступления; 2) согласие всех объединившихся лиц на участие в преступлении; 3) отсутствие организатора преступления; 4) отсутствие четкой психологической и функциональной структуры группы; 5) преступление совершается сообща, без особой предварительной подготовки и направлено на совершение, как правило, одного преступления. Организованная преступная группа формируется на основе предварительного сговора в процессе неоднократного совершения преступлений и для систематического совершения их. К признакам организованной преступной группы можно отнести: преступный опыт; распределение ролей в группе; наличие организатора и исполнителей; разработку и обсуждение плана преступления; наличие подпольных организаций (например, по производству наркотиков и др.), «черного бухгалтера» и т.д. Преступная организация – это разновидность организованной преступной группы с более сложной и высокой степенью организации и сплочения. К ее признакам можно отнести: наличие не только лидера-организатора, но и специальных лиц из числа приближенных, поддерживающих дисциплину в организации, групп защиты и прикрытия, боевиков; устойчивость организации, способность восстанавливаться и после применения мер уголовного воздействия; наличие нескольких группировок; наличие значительных материально-финансовых ресурсов (не только традиционные «общаки», но и значительные валютные средства, доли в различного рода предприятиях, кредитно-финансовых учреждениях, недвижимость и т.п.); активную деятельность в экономической сфере (как в «теневой», так и в легальной экономике); включенность в криминальную субкультуру (специфические правила поведения, нормы, ценности, «этические» установки, язык общения, клички и т.д.); наличие коррумпированных связей в государственном аппарате и правоохранительных органах и развитых межрегиональных и транснациональных связей (как в пределах СНГ, так и в дальнем зарубежье); высокий уровень латентности (обусловлен высоким криминальным профессионализмом, конспиративностью действий, прикрытием со стороны коррумпированных чиновников и т.д.) (см. гл.14). При анализе преступной группы необходимо учитывать: – особенности межличностного взаимодействия членов преступной группы; – цели преступного группового взаимодействия; – причины объединения в группу (психологическая зависимость, родственные связи, личные симпатии и т.д.); – ролевую структуру преступной группы (лидер – руководитель; участники или активные члены группы; исполнители – боевики – прикрытие и обеспечение и т.п.); – наличие «оппозиционеров», находящихся в скрытой конфронтации с лидером и его приближенными; – особенности конфликтных ситуаций, их динамику и способы разрешения и т.д. При СПЭ деятельности преступных групп применяется концептуальный аппарат теории малых групп социальной психологии. К характеристикам малой группы как совокупности индивидов относятся: 1) частое взаимодействие друг с другом; 2) определение себя как членов группы; 3) разделение общегрупповых норм в зависимости от того, что их интересует; 4) участие в единой системе разделения ролей; 5) идентификация себя с одними и теми же объектами и идеалами; 6) кооперативная взаимозависимость; 7) ощущение себя как некоторого единства; 8) координация действий по отношению к среде; 9) удовлетворение в процессе кооперативного взаимодействия личных запросов и желаний. Основными вопросами СПЭ преступной группы являются: определение конкретной роли каждого участника в преступных эпизодах, в особенности в убийствах, совершенных членами преступной группы совместно; степень влияния группы на отдельного участника; типичные формы взаимодействия между членами группы, как при совершении преступлений, так и в процессе расследования; установление лидеров – организаторов. Пример. Убийство сообщника, заподозренного в предательстве. На допросах и очных ставках преступники признавали факт своего присутствия на месте преступления, но перекладывали вину друг на друга. Изучив материалы уголовного дела и проведя экспертное обследование участников преступления К., Д., С., эксперты представили следующую модель поведения участников убийства А. После того как было принято решение «убрать» А. за предательство, К. на своей машине отвез всех в лес в безлюдное место. У Д. и К. было оружие. При этом К., С. и А. приняли наркотики. Убивали Д. и С., а К. сознательно устранился от непосредственного участия в убийстве. Перед экспертами-психологами могут быть поставлены следующие вопросы: 1. Каковы индивидуально-психологические особенности личности подследственных? 2. Каковы ролевые позиции участников группы в инкриминируемом деянии? 3. Кто из подследственных имеет психологические особенности, позволяющие ему занимать лидирующее положение в группе? 4. Кому из подследственных присущи такие особенности личности, как повышенная внушаемость, робость, конформизм или повышенная агрессивность, жестокость (в зависимости от того, что интересует следствие)? 5. Имеются ли социально-психологические признаки в группе высокой организованности, сплоченности, и если имеются, то в чем они конкретно выражаются? 6. Учитывая выявленные психологические особенности членов группы и их взаимодействие, определить наиболее вероятный сценарий их поведения в ситуации совершения преступления.
11.3.8. Судебно-психологическая экспертиза Задачи построения правового государства, защиты прав и свобод граждан породили необходимость правовой регуляции возмещения морального вреда. Под моральным вредом, причиненным физическому или юридическому лицу, следует понимать утраты неимущественного характера, возникающие вследствие моральных, физических или психических страданий либо разлада обычного для определенного лица душевного состояния, способа жизни, нормальных жизненных связей, умаления чести, достоинства, престижа или деловой репутации, причиненных нарушением прав лица другим лицом (лицами). СПЭ дает один из доказательственных фактов, с учетом которого судебными инстанциями будет приниматься решение о причинении личности морального вреда или о его отсутствии. В Украине правовое регулирование возмещения морального вреда осуществляется следующими актами: ГК Украины (ст.ст. 6,7, 440 в редакции от 15.12.93г.), законами Украины «О службе безопасности» (ст.5), «О защите прав потребителей» в редакции от 15.12.93г. (ст.24), «Об информации» (ст.49), «Об охране труда» (ст.12), Декретом Кабинета Министров Украины «О режиме иностранного инвестирования» (ст.10) и другими. Безусловно, что моральный вред, приносящий нравственные страдания потерпевшему, не может быть возмещен деньгами, и при любой форме возмещение морального вреда всегда будет частичным, поскольку точно определить степень причиненного морального вреда и соответственно размер его возмещения невозможно. Моральный вред можно классифицировать как: – душевные страдания, соединенные с физическими; – душевные страдания, связанные с причинением имущественного вреда; – душевные страдания, связанные с причинением имущественного вреда и физическими страданиями; – чисто душевные страдания вне их связи с физическим и имущественным вредом. Среди видов, связанных с причинением морального вреда, можно назвать: – причинение тяжкого вреда здоровью; – то же, совершенное с особой жестокостью, издевательствами или мучениями; – причинение средней тяжести вреда здоровью; – то же, совершенное с особой жестокостью, издевательствами или мучениями; – причинение легкого вреда здоровью; – нанесение побоев; – истязание; – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; – принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; – то же, совершенное в отношении зависимого или беспомощного лица; – заражение венерической болезнью; – заражение ВИЧ-инфекцией; – похищение человека; – незаконное лишение свободы; – незаконное помещение в психиатрический стационар; – распространение ложных порочащих сведений; – оскорбление; – половое сношение или иные насильственные действия сексуального характера с применением насилия, угроз или использованием беспомощного состояния потерпевшего и т.д. Пример: похищение малолетней А. с целью вымогательства денежных средств у ее отца. По сути происшедшего известно, что в квартиру Т. (учительницы, с которой А. занималась после школы) позвонила женщина – «работник коммунальных служб», а когда дверь открыли, в квартиру ворвались незнакомые мужчины. Дети, А. и сын учительницы, испугались и стали плакать. Им заклеили рот, а учительнице, кроме этого, надели наручники и вместе со связанным сыном отвели в спальню, уложили на кровать с угрозами не вставать, тихо себя вести. А. же увезли и перевозили несколько раз из одного дома в другой, меняли местность (все это продолжалось более 2-х месяцев), пока ее не освободили работники милиции. Вспоминать об этих событиях А. было тяжело и страшно; говорить об этом она не хотела, ссылалась на усталость, переходила на другую тему. Но вытесняемые воспоминания об этих прошедших днях периодически прорывались в сознании непроизвольно, что отражалось на ее речи, в высказываниях. Обследование А. психологическими методами показало соответствие интеллекта и речи верхней границе возрастной нормы. Повышенного уровня фантазирования и внушаемости не было обнаружено. У подэкспертной ярко проявлялись следующие механизмы психологической защиты в отношении случившегося: вытеснение как факт устранения личностью травмирующих переживаний, воспоминаний из области сознания на неосознаваемый уровень, сопровождающийся функциональной амнезией (забывание), и регрессия, как торможение и возврат к уже пройденному этапу развития личности (дошкольному возрасту). В одном из пунктов заключения было указано, что А. была нанесена значительная психическая травма, связанная с: – пережитым неоднократно чувством сильного страха и незащищенности; – разрушением привычного образа жизни; – изоляцией от родных, близких людей (матери и отца); – изоляцией от привычного круга сверстников и взрослых людей; – осознанием всех этих фактов. Некоторые последствия травмы проявились у потерпевшей после происшедшего, другие могут проявляться по мере ее взросления. Вопрос о причинении морального вреда может быть поставлен и по гражданским делам (см. 11.3.9.). 11.3.9. Судебно-психологическая экспертиза Проведение СПЭ по гражданским делам может быть необходимым при разрешении гражданско-правовых споров. Например, при рассмотрении судом искового заявления о признании недействительности сделки. Пример 1. Истица С. просит признать недействительной ее сделку об отказе от своей доли в наследстве после смерти ее сына в пользу ответчицы В. На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы: 1. Как могло повлиять психическое состояние С. в момент смерти сына и позднее, до настоящего времени, на правильность восприятия, запоминания событий, имеющих значение для дела? 2. Каково возможное влияние отрицательных эмоций, душевных переживаний С., возникших у нее в связи со смертью мужа, а затем и сына, на характер ее действий по распоряжению наследственной массой? 3. Могла ли С. на момент заключения сделки об отказе от наследства полностью понимать значение своих действий и их последствия? С. (пенсионерка – возраст 63 года) до войны закончила 7 классов школы, с 16-ти лет работала, училась. В 21 год вышла замуж, родила двух сыновей, старший сын был болезненный с детства. Семейную жизнь характеризует положительно: жили дружно, помогали женившимся сыновьям. У младшего сына семейные отношения сложились хорошо, воспитывает троих детей. А у старшего в семье были постоянные конфликты. Его жена сначала была недовольна заработками мужа, затем его болезнью, стала отдаляться от семьи (уезжала на отдых одна, без ребенка и мужа, приводила в дом знакомых мужчин и в их присутствии оскорбляла своего мужа), бравировала своими новыми знакомыми-мужчинами. Практически друг за другом уходят из жизни двое близких людей: скоропостижно от инфаркта умирает муж, а затем кончает жизнь самоубийством (бросается под поезд) старший сын. Из протоколов допроса С.: «То, что я увидела на месте гибели сына, преследует меня по ночам и днем»; «…пришла невестка и говорит, что надо идти к нотариусу оформлять наследство, я не могла идти, поскольку плохо себя чувствовала, но она настояла и повезла меня, все оформила, мне дали подписать, я не читала, так как думала, что оформили наследство»; «отказываться от наследства в пользу ответчицы (невестки) я не имела ни желаний, ни намерений, так как считала и сейчас считаю во многом ее виновной в трагической смерти сына, а ее мужа». С. болезненных расстройств психической деятельности не выявила, признаков психоза и слабоумия не обнаруживает (из заключения судебно-психиатрической экспертизы). СПЭ выявила у С. истощаемость психических процессов (внимания, памяти, восприятия); слабый нестабильный тип нервной системы (легкая возбудимость, непереносимость сильных и значимых раздражителей); эмоционально-лабильный тип акцентуации характера. По данным психологических исследований, подобные характерологические особенности личности связаны с эмоциональной неустойчивостью, глубокими и сильными переживаниями, несчастья представителями этого типа переносятся очень тяжело (в данном случае смерть мужа и трагически погибшего сына); у них наблюдается склонность к невротическим срывам; снижение критичности в оценке происходящего; эффект «суженного зрения» в восприятии, ослабление волевой регуляции поведения. Свое эмоциональное состояние подэкспертная описывала как измененные состояния сознания («себя не помнила», «плохо понимала»). Из пояснений ответчицы В. (невестки) на суде: «…Я сама списывала с образца, она (С.) плохо себя чувствовала». В заключении экспертов-психологов было отмечено, что С. в рассматриваемой ситуации находилась в состоянии эмоциональной психической напряженности (эмоционального стресса), которое оказало деструктивное воздействие на ее сознание и поведение, оно характеризовалось снижением уровня волевой регуляции поведения, значительным снижением способности сознавать значение своих действий и их последствий. Пример 2. Рассматривалось дело о взыскании задолженности за пользование торговыми киосками на рынке. Ответчик, ссылаясь на ненадлежащее исполнение истцом условий договора по охране, вследствие чего в ночь с 30.09….г. на 1.10….г. в киоске произошло хищение его имущества, в судебном заседании предъявил истцу («Рынок») встречный иск о возмещении материального вреда в сумме 30151 грн. 54 коп. и морального вреда в сумме 500 000 грн. и одновременно заявил ходатайство о назначении судебной психологической экспертизы для выяснения обстоятельств, касающихся причинения морального вреда и его размера. Встречный иск содержал расчет величины компенсации морального вреда: 1. Унижение чести и достоинства – 60 000 грн. 2. Унижение престижа и деловой репутации – 50 000 грн. 3. Нарушение права собственности – 80 000 грн. 4. Нарушение нормальных жизненных связей – 50 000 грн. 5. Невозможность продолжения активной предпринимательской деятельности (общественно-полезной деятельности) – 90 000 грн. 6. Нарушение отношений с окружающими людьми, партнерами – 40 000 грн. 7. Моральные страдания с ухудшением здоровья – 30 000 грн. 8. Лишение средств к существованию – 70 000 грн. 9. Изменение образа жизни – 30 000 грн. ВСЕГО: 500 000 грн. По существу дела выяснилось следующее: 1. До конфликта с ООО «Рынок» существовали длительные конфликтные отношения между ЧПКФ-ТИТ и П-м мясокомбинатом. Согласно материалам дел, рассматриваемых в Арбитражном суде в 199… г., частный предприниматель В., являясь директором ЧПКФ-ТИТ, заключил договор №6 от 20.02…. г. с П-м мясокомбинатом. Уже в октябре 199… г. вместо положенных 24 200 грн. (погашение за продукцию, полученную в феврале 199… г.) было перечислено 4 557 грн. 89 коп. От сверки взаимных расчетов отказывался, не являлся к сотрудникам П-го мясокомбината. На 1.01.199… г. полученный кредит составлял 462 948 грн. 77 коп. Деловых встреч В. избегал (передавал телефонограммы о тяжелом материальном положении, в связи с чем на встречи прибыть не может). Ходатайствовал об уменьшении пени за просрочку платежей. Согласно делу №13 договор был расторгнут, так как деятельность предпринимателя В. приносила мясокомбинату одни убытки (долг составлял 462 948 грн. 77 коп.). После этого предприниматель стал писать жалобы о продукции низкого качества. 2. Между частным предпринимателем В. и ООО «Рынок» был заключен договор №56 сроком действия на год. Договор заключался В. добровольно, никаких возражений пункты договора об аренде торговых мест (двух) у него не вызывали. Анализ материалов дела показал, что в процессе исполнения заключенного договора взятые обязательства неоднократно нарушались, своевременная и полная оплата за предоставленные торговые места не производилась. К концу действия договора накопился долг 8 200 грн. Долг этот предприниматель не возмещал, а стал посылать многочисленные жалобы, проверки по которым показали их необоснованность. На приглашения (в письменном виде) прибыть в дирекцию для сверок расчетов В. не являлся. Разрешить ситуацию мирным путем не хотел, так как не желал оплачивать возникшую задолженность. Жалобы на здоровье со стороны В. нельзя связать прямыми причинно-следственными связями с рассматриваемым конфликтом, так как В. человек немолодой, ветеран Вооруженных Сил, в которых прослужил 25 лет, с 199…г. постоянно находится в конфликтных отношениях сначала с П-м мясокомбинатом, затем с ООО «Рынок». Причинами конфликтов во всех этих случаях были: несоблюдение самим В. подписанных им договорных обязательств, невыплата требуемых сумм, что привело кпрекращению договоров. Своей деловой необязательностью В. постоянно провоцировал конфликты по заключенным договорам. Администрация рынка могла в одностороннем порядке расторгнуть договор в связи с неуплатой предусмотренных договором сумм (согласно п.3.3. договора). На собрании коллектива работников ООО «Рынок» от 23.09.9…г., на котором присутствовало 35 человек, было принято решение об обращении в N-й районный суд с изложением причин действий В. и нежелания коллектива в дальнейшем сотрудничать с ним (отказ в пролонгации договора). Указанные В. в расчете величины морального вреда, виды правонарушений не нашли своего подтверждения в материалах дела. 11.3.10. Особенности проведения комплексных судебных экспертиз Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ). Этот вид судебных экспертиз затрагивает пограничные между психологией и психиатрией проблемы (первая экспертиза такого рода была проведена в нашей стране в 1970г.). Известно, что между психологией и психиатрией существуют прочные и разносторонние связи, основанные на общем предмете исследования – психической деятельности человека. Весь круг вопросов, входящих в компетенцию комплексной психолого-психиатрической экспертизы, определить трудно, но о некоторых из них можно говорить с достаточной определенностью: КСППЭ эмоциональных состояний; индивидуально-психологических особенностей личности; несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших; психопатических личностей и больных олигофрениями. Одним из таких вопросов является вопрос определения умственной отсталости несовершеннолетнего. Для его решения могут быть назначены и чисто психологическая, и комплексная экспертизы. Однако определить, какого рода экспертиза должна быть назначена, довольно сложно. Сложность эта заключается в том, что отставание психического развития может быть вызвано различными причинами, для выявления которых необходимы чаще всего не только психологические, но и психиатрические знания. Такое отставание может быть вызвано неправильным воспитанием, условиями среды, социальной или педагогической запущенностью, замедленностью психического развития в связи с общим или дисгармоническим инфантилизмом, соматогенными факторами, сенсорной недостаточностью (недоразвитием зрения, слуха) и т.д. Однако отставание психического развития может быть вызвано и психическим заболеванием, симптомы которого в подростковом периоде иногда мало выражены. Нередко в процессе комплексной экспертизы выясняется, что подросток впервые обратился к психиатру. Поэтому во многих случаях при определении умственной отсталости несовершеннолетнего целесообразно проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, в ходе которой психиатр должен выявить наличие или отсутствие психического заболевания. В процессе экспертного исследования необходимо учитывать своеобразные изменения темпа психического созревания, регистрируемые во всех странах мира и получившие название акселерации (ускоренного психического и физического созревания), и возможность диссоциированной акселерации. По данным ряда авторов, в последние годы у подростков все чаще наблюдается разрыв между физической и интеллектуальной, интеллектуальной и социальной зрелостью. У подростков отмечается ускоренный темп созревания, особенно физического, в то время как уровень социальной зрелости остается прежним. Зарубежные исследователи дополняют общую картину преступности несовершеннолетних данными о правонарушителях, которые при совершении преступлений используют вполне «взрослые» приемы, мотивы же преступления остаются «детскими». В компетенцию комплексной психолого-психиатрической экспертизы также должно входить определение состояния аффективного напряжения в момент совершения правонарушения, отграничение физиологического аффекта от патологического. Это сложный, мало изученный вопрос, близко стоящий к проблеме особых психических состояний – стресса, фрустрации, эмоционального перенапряжения. Физиологическому аффекту более подвержены лица неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, с психопатическими чертами характера, психопаты не только возбудимого или истерического характера, но и астенического, а также лица, имеющие в анамнезе травму головного мозга, различного рода соматогенные отклонения. Подростки более, чем взрослые, подвержены аффекту, особенно те из них, у которых отмечается задержка психического развития, так как в конфликтной ситуации они не всегда могут найти адекватный способ реагирования. К компетенции комплексной психолого-психиатрической экспертизы относится и вопрос определения индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, индивидуальных особенностей эмоциональной сферы мышления, восприятия, памяти), которые значительно различаются и у здоровых, но особенно могут быть ярко выраженными у лиц с различного рода аномалиями, выявление которых требует не только психологических, но и психиатрических знаний и интеграции тех и других. При этом речь идет не об оценке достоверности показаний, а об индивидуально-психологических особенностях личности, которые зависят не только от врожденных качеств, своеобразия строения органов чувств, особенностей характера, темперамента, но также и от общего уровня развития, интересов, склонностей, профессии и т.д. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза (КСПЛЭ). Еще в начале нашего столетия предпринимались попытки создать судебно-психологическую экспертизу документов (А.Е.Брусиловский). Многие из выдающихся отечественных юристов горячо поддерживали идею создания этого вида экспертизы (А.Ф.Кони, Е.Буринский, С.М.Потапов и др.). В истории криминалистики известны примеры проведения судебно-психологических экспертиз документов (В.Штерн, Ж.Варендонк). Однако применявшиеся синтетический и аналитический методы анализа документов отличались крайним субъективизмом, поэтому заключения этих экспертиз были малоубедительными. Довольно продолжительное время судебно-психологические экспертизы, и в том числе экспертизы документов, практически не проводились. Однако криминалисты постоянно подчеркивали необходимость комплексного изучения письменной речи (документов), отмечая при этом две стороны: графическое исполнение текста и его содержание. В настоящее время основой криминалистических исследований письма является судебное почерковедение. И хотя достижения в теоретическом, методическом и практическом аспектах судебного почерковедения значительны, все же эта область исследований не исчерпывает всех возможностей анализа письменного документа. Именно поэтому эксперты-криминалисты обращаются к исследованиям в области таких наук, как психология, филология, литературоведение (текстология), психолингвистика. В последнее время совершенно справедливо исследования письменной речи связывают с автороведческой экспертизой, что основано на разделении понятий «автор» и «исполнитель» документа. Бесспорно, что только анализ письменной речи позволяет установить «автора», тогда как анализ почерка дает основания для идентификации «исполнителя». Необходимо отметить, что анализ письменной речи открывает более широкие возможности, чем только установление авторства анонимного текста. Информация неидентификационного характера, полученная путем анализа признаков письменной речи, включает комплекс характеристик, большая часть которых относится к психическому, соматическому состоянию автора, его социальному и демографическому статусу и т.д., на это указывают и специалисты-почерковеды, например Л.Е.Ароцкер, С.М.Вул и др. Устанавливаемые признаки речи психолингвисты группируют следующим образом: – звуковые особенности (для устной речи); – семантико-грамматические (построение фраз, выбор слов и конструкций, мера выразительности, правильности, организованности текста); – категориальные (возрастные, социальные, профессиональные, территориальные, национальные); В речи могут проявляться психические заболевания и болезненные состояния психики. Например, непрерывная речь (невозможность остановить говорящего) свидетельствует о логорее; персеверация (повторение одного и того же) – о расстройстве ассоциативного процесса; разорванность, бессвязность речи (нарушение ее, отсутствие смысла, грамматических связей, наличие неологизмов, деформированных слов), обстоятельность, вязкость, резонерство, мудрствование – о расстройстве мышления. Указанные особенности могут проявляться как в устной, так и в письменной речи. В подтверждение сказанного можно привести следующий пример. В Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил «выкупить» сына. Отец поставил об этом в известность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем были записаны на магнитофонную пленку. Большая группа специалистов-психолингвистов, познакомившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образованным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области, хотя встречаются и выражения, свойственные говору германского юго-запада. Впоследствии их вывод подтвердился. По радио несколько раз передавали запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь установить его личность по голосу. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано исключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включающий в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, его владельца. Указанный ими человек действительно оказался тем преступником, которого искали[72].
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |