КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Орфография
Распределение международных прибытий по туристским дестинациям, 1950-1999 гг. Международные туристские потоки в 1998 г., млн. поездок Типы и характеристики предприятий общественного питания в США
Таблица 24
Таблица 22
А нужны ли нам вообще орфографические правила? Ведь были, были на святой Руси счастливые времена, когда никаких правил записи слов не существовало: пиши что хочешь и как хочешь. Правда, писать особенно было некому – почти все были неграмотные, а те немногие, кто грамотой овладевал (например, летописцы в монастырях), очень скоро догадывались, что без обязательных для всех принципов письма понимать друг друга невозможно, и волей-неволей начинали их придумывать. Вот и пришлось в конце концов условиться о единых для всех законах, благодаря которым записанная речь становилась понятной всем. Почему эти правила так категоричны? Почему наши словари не допускают никаких вариантов и разнобоя в написании слов? Почему нельзя просто записывать свою устную речь так, как она тебе слышится, без всяких правил? Наконец, почему каждого российского школьника заставляют эти правила выучивать? Ответ очень прост: потому что наш народ (а не только наш язык) велик и могуч. Потому что Россия – самая большая страна в мире. По остроумному замечанию П.А.Клубкова, «если бы на русском языке говорили и писали только в одной деревне», необходимости в орфографических нормах не возникло бы: жители вообще не нуждались бы в письме, разговаривали устно и с легкостью понимали бы друг друга, а в случае необходимости – переспрашивали. Но у нас огромная страна, в которой живут миллионы людей, говорящих по-русски. И все эти миллионы говорят по-русски по-разному, со всевозможными оттенками произношения. Вот почему мы когда-то отказались от самого простого - фонетического - принципа записи слов. Для нашего огромного народа он оказался неприемлем. Если записывать нашу речь так, как мы её произносим, одни и те же слова у разных людей будем выглядеть по-разному, и мы просто перестанем их узнавать, то есть перестанем понимать друг друга. А это значит – перестанем быть одним народом. Стало быть, для того и нужны единые, узаконенные, обязательные для всех нормы записи слов, чтобы наш общий язык и в письменной своей форме оставался именно общим - служил нам средством общения, объединения, а не разъединения на кучку разных народностей. И в силу особой (в сущности, государственной!) важности этой задачи орфографические правила так долго, целых девять лет, изучают в русских школах. Правда, об этом изучении стоит сказать особо. Мало кто знает, что все эти девять лет школьники изучают всего-навсего девять тем: один общийзакон и восемь группчастныхорфографическихправил. И мало кто осознаёт, что для взрослого человека освоить всё это - пара пустяков (конечно, если держаться «генеральной» линии и не очень отвлекаться на несущественное). Судите сами. Единственный «крупный» закон русской орфографии – закон неизменности написания морфем (частей, из которых состоят слова): приставок, корней, суффиксов, окончаний. Люди, пишущие по-русски, должны фиксировать эти морфемы всегда одинаково – так, как установлено словарями, а кроме них, государственным сводом «Правил русской орфографии и пунктуации» (последняя его редакция – 1956 года, и с тех пор никаких изменений в этот своеобразный ГОСТ русского правописания не вносили). Значит, те, кто желает писать без ошибок, должны просто придерживаться этого ГОСТа и не менять по своему произволу написание морфем, о котором мы однажды – всем огромным народом! – договорились. Договорились ради того, чтобы понимать друг друга, чтобы писать на едином, доступном каждому языке. По большому счету (повторюсь!)– чтобы этим самым единым огромным народом оставаться. Например, если когда-то наши с вами предки придумали приставку ПО - (по ехать, по вернуть, по гулять), то писать ее с буквой А нельзя. Ну вот нельзя, и всё тут! Раз уж условились именно о такой приставке, она не должна изменяться ни при каких условиях. Если в языке возникла приставка С- (именно в таком графическом виде), то, как бы нам ни хотелось записать ее иначе (например, в словах с дать, с бить, с гинуть – так, как мы произносим, в виде буквы З -), делать это категорически запрещено. Уговор дороже денег. Если в нашем языке существует корень – пять - (в слове пят еро его хорошо слышно, а в слове пят ерых – не очень), его нужно писать всегда с корневой буквой Я, хотя в косвенных падежах этого числительного мы, по своей привычке «екать», произносим совсем другой звук. Если в слове грусть есть буква Т, то и в родственном слове грустный мы тоже обязаны ее написать, хотя там этого звука и не произносим. Если в словах туча и могучий нет никакого мягкого знака, не пишите его и в словах туч, могуч, как бы вам этого порой ни хотелось. Неоткуда ему здесь взяться, если в других формах этих слов его нет. Правда, в очень многих русских морфемах есть чередующиеся буквы (рас крыть – раз бить, со бир ать - со бер ет, завед ова ть - развед ыва ть), и вот для таких-то морфем и придуманы несложные орфографические правила (например, когда-то было решено в корне лаг-лож писать букву А перед буквой Г, а букву О – перед Ж и т.п.). Но правил этих всё равно не так много, как это мерещится иному пятикласснику. Они объединяются в четыре группы: правописание чередующихся приставок, корней, суффиксов и окончаний. И человек, желающий писать по-русски без ошибок, должен освоить эти правила, а еще четыре орфографических навыка: 1. научиться употреблять в словах мягкий и твердый знаки; 2. научиться правильно выбирать гласные буквы после шипящих (Ж,Ш,Ч, Щ) и Ц; 3. научиться писать в суффиксах разных слов одну или две буквы Н; 4. научиться писать часть русских слов через дефис или даже вообще «с пробелами», как бы разделяя слово на две-три части. Вот к этому и сводится вся русская орфография, которая легко умещается в три десятка страниц. Их-то я и предлагаю вам прочитать и обдумать.
1. Правописание Ъ и Ь
Начнём с самого простого – с правописания букв, которые и звуков-то никаких не обозначают, а нужны нам для сугубо грамматических целей. Правда, мягкий знак иной раз помогает нам понять, как читается та или иная согласная буква – как мягкий звук или как твёрдый (банка – бан ь ка). Да и то мы не всегда им пользуемся. Вот, например, чтобы обозначить мягкость С и З в словах мостик и гвозди, мы мягкий знак не употребляем. Здесь особенности нашего произношения (а мы действительно «смягчаем» эти согласные, как бы уподобляя их следующим за ними мягким звукам) вступают в противоречие с законом неизменности морфем: в словах мост и гвоздок, например, мягкого знака нет - значит, не может его быть и в других словах с этими корнями. А бывают случаи (их гораздо больше), когда мягкий знак писать необходимо, но с точки зрения фонетики (произношения) он совершенно бесполезен. Например, в возвратных глаголах (всех этих учиться, жениться, влюбиться и т.п.) – тут мы вообще произносим ЦА, а вот пишем нечто совсем другое. Или огромное количество слов, которые оканчиваются на шипящие - Ж, Ш, Ч, Щ. Мягкий знак ничего с этими согласными сделать не может: Ж и Ш всё равно останутся твёрдыми, а Ч и Щ и без него обозначают мягкие звуки. В таких словах мы пишем мягкий знак только ради указания на их грамматические признаки.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |