Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТСЯ/ТЬСЯ в глаголах




мне не удаст..?ся, это дело должно было удат…?ся

 

Это правило знают все: поставьте к глаголу вопрос – он вам подскажет и ответ. Если в вопросе есть мягкий знак (что дела ть? что сдела ть?), его нужно писать и в таком глаголе, если нет (что делае т? что сделае т?) – соответственно мягкий знак писать не надо:

Нужно занима ть ся (что дела ть?).

Он упорно занимае т ся (что делае т?).

Однако вот парадокс: одна моя ученица (особенно любимая!) постоянно путается именно в глаголах на - ТСЯ и - ТЬСЯ, хотя со всеми прочими орфографическими проблемами справляется превосходно. Речь идет о тех случаях, когда обычный вопрос не помогает – он просто «не задается», и всё. Например: мне нездоровит..?ся, ему не работает..?ся, что у вас делает..?ся, не слышит..?ся ни звука и т.д.Девочка дисциплинированно ставит вопрос (выходит ЧТО ДЕЛАЕ ТСЯ?), и совсем ей этот способ проверки не помогает. Ничего там «не слышно» - с мягким знаком писать или без мягкого.

Или такие примеры: Ему это не удаст..?ся. Это вряд ли сбудет..?ся. Придет..?ся переделать и т.д. - тут вообще вопрос поставить затруднительно. Пишут наугад, вот и получаются ошибки.

В таких случаях «включите» собственный здравый смысл - задайте вопрос по-другому: ЧТО ПРОИСХОДИ Т СЕЙЧАС? или ЧТО БУДЕ Т ДАЛЬШЕ?

Мне нездорови т ся (что происходи т?) Мне не удас т ся (что буде т? что произойде т?).

Как видите, в этих вопросах тоже мягкого знака нет и быть не может – ведь это личные формы глаголов настоящего и будущего времени, а мягкий знак бывает только в неопределенной форме.

Другими словами, если действие совершается сейчас или будет происходить в будущем, мягкий знак не пишется. А вот если перед вами неопределенная форма глагола, в ней, разумеется, мягкий знак должен быть (это не могло не уда ть ся – мол, не могло не бы ть).

Итак, для правильного написания глаголов, кончающихся на - ТСЯ и - ТЬСЯ, выполните всего одно действие:

поставьте вопрос к глаголу

 

 
 

что делает(ся)? что происходит? что сделает(ся)? что будет?

 

что делать? что сделать?

 

не пишетсяЬ (он торопится)
пишетсяЬ (надо торопиться)

 

Упражнение 4. Вставьте, где необходимо, Ь.

1. Хорошо на того грозит..ся, кто гроз боит..ся. 2. Что летом родит..ся, то зимой пригодит..ся. 3. Счастье в воздухе не вьет..ся, а руками достает..ся. 4. День на день не приходит..ся. 5. Нечего тому страшит..ся, кто ничего не боит..ся. 6. День начал смеркат..ся, мы решили искупат..ся напоследок. 7. Дорога все круче взбирает.. ся в гору. 8. Что-то виднеет..ся вдали. 9. Ему не удаст..ся это сделать. 10. Это не могло не удат..ся. 11. Не надо предават..ся отчаянию. 12. Она предаст..ся воспоминаниям. 13. Кажет..ся, скоро начнет..ся спектакль. 14. Он должен закончит..ся через три часа. 15. Когда раздаст..ся стук и откроет..ся дверь, нас уже не окажет..ся в комнате. 16. Нам вскоре придет..ся расстат..ся. 17. Хочет..ся выговорит..ся до конца; может, к друзьям наведат..ся? 18. Ему нездоровит..ся.

Упражнение 5. Вставьте, где необходимо, Ь.

1. Чуть брезжит..ся. 2. Начинает смеркат..ся. 3. Для этого делает..ся всё возможное. 4. Ты не должен обижат..ся. 5. Никому не удаст..ся нас поссорить. 6. Это должно удат..ся. 7. Когда раздаст..ся финальный аккорд, нужно будет поторопит..ся. 8. Пора собират..ся в дорогу. 9. Этому, разумеет..ся, придает..ся особое значение. 10. Мне кажет..ся, кто-то стучит..ся в дверь. 11. Фильм должен закончит..ся через полчаса. 12. Премьера состоит..ся завтра. 13. Вы не должны сердит..ся. 14. Строительство завершит..ся в мае. 15. Мне сегодня что-то не работает..ся и не пишет..ся. 16. В этом лесу легко заблудит..ся, если не держат..ся главного русла. 17. Здесь равнина соприкасает..ся с горами. 18. Нужно убедит..ся в эффективности этого метода. 19. Только что-то мне сегодня не колдует..ся с утра. (Л.Филатов)

1.3 Разделительные Ъ/Ь перед Е,Ё,Ю,Я

сверх..?естественный, под..?ячий, кон..?юнктура

 

Для правильного написания подобных слов определите их состав:

· после приставки (а также после корней двух-, трех-, четырех-)пишите Ъ (сверхъестественный, необъятный, двухъярусный); · во всех остальных случаях пишите Ь (вьется, подьячий, медвежьи).

Примечание 1. Будьте осторожны!Разделительные Ъ и Ь пишутся только перед буквами Е, Ё, Ю, Я и не пишутся перед буквами Э, О, У, А (с ъ ехидничать, но с э кономить, в ь юга, но от у тюжить, меж ъ ярусный, но с а гитировать). Исключение составляют некоторые иноязычные слова (бул ь он, бел ь этаж и т.п.).

Примечание 2. Обратите также особое внимание на иностранные слова – они тоже (что не часто бывает!) подчиняются нашему правилу: в корнях пишется мягкий знак (интерв ь ю, ар ь ергард, бар ь ер), а после приставок – твёрдый знак (ин ъ екция, ад ъ ютант, кон ъ юнктура). Вопрос в том, как распознавать эти приставки: все эти АД-, ИН-, КОН-, СУБ- и т.п. Так что, если латынь вы слегка подзабыли, запомните просто несколько трудных слов, подобных вышеприведенным (в тренировочных упражнениях они все приведены не один раз).

Примечание 3. Если корень начинается с И, то разделительныйтвёрдый знак не ставится, а И заменяется на Ы. Есть подозрение, что когда-то наши орфографы из двух букв (ЪИ) сделали одну (Ы). Так сказать, слегка упростили запись:

и стория + пред- = пред ъи стория = пред ы стория

Исключение составляют иноязычные приставки (пост-, контр-, супер- и пр.), а также отечественные (редко встречающиеся) приставки меж- и сверх-. После них просто сохраняется буква И:

контр и гра, пост и мпрессионизм, сверх и зысканный, меж и нститутский

 

Итак, для правописания разделительных Ъ и Ь можно воспользоваться следующим приёмом:

определите положение этого знака в слове

 

 

во всех остальных случаях пишется Ь (подьячий)
после приставки *) перед корнем пишется Ъ (сверхъестественный)

 

*) а также после корней ДВУХ -, ТРЕХ -, ЧЕТЫРЕХ -.

 

Упражнение 6. Вставьте, где необходимо, Ъ или Ь.

Из..ять, батал..он, п..еса, транс..европейский, сверх..естественный, из..ясняться, ин..екция, почтал..он, б..ется, необ..ятный, под..оконник, р..яный, кинос..емка, полен..я, под..емлет, интерв..ю, д..як, под..ячий, из..ян, кон..юнктура, ад..ютант, об..ект, вз..ерошить, с..экономить, трех..ярусный, четырех..этажный, из..явить, волеиз..явление, об..явить, с..ехидничать, без..алкогольный, пан..европейский, двух..атомный, неот..емлемый, п..едестал, в..ется, в..езд, от..утюжить, рукодел..е, кур..ез, раз..ахаться, об..ятие, с..узить, под..ехать, компан..он, с..ездить, в..ехать, под..езд, под..оконник, с..агитировать, с..едобный, лис..и, медвеж..и, в..юн, с..язвить, мурав..иный, суб..ективно, с..организовать, об..яснение, кинос..ёмка, бул..он, об..ем, неиз..яснимый.

Упражнение 7. Вставьте И или Ы после приставок.

Под..тожить, пост..мпрессионизм, пред..юльский, без..дейный, сверх..зысканный, транс..ранский, без..нициативный, пред..нфарктный, супер..нтендант, под..мать, раз..скать, пред..сторический, меж..нститутский, пред..дыдущий, без..ндукционный, пан..сламизм, сверх..нтересный, раз..граться, небез..звестный, без..сходный, контр..гра, с..змальства, меж..здательский, без..скусный, транс..орданский, дез..нфицировать, под..грать, небез..нтересный, дез..нтеграция, пед..институт, без..скусственный, из..скать, пост..ндустриальный, с..мпровизировать, сверх..зобретательный, дез..нформация, под..скать, суб..нспектор, под..нтегральный.

 

 

Ну а теперь - заранее прошу прощения у всех своих читателей. Сейчас я буду напоминать вам настолько очевидные вещи, о которых даже и стыдно как-то говорить взрослым людям, но – знаете, бережёного Бог бережёт. Итак, еще два орфографических навыка, которые обычно осваивают в начальной школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 5394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.