КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение принципов единства и разнообразия в исламской цивилизации
Конфликт, сосуществование и взаимодействие исламского начала и местных культурных образцов могут быть описаны различными способами в зависимости от того, какой именно выделяется аспект. 1. Эти образцы могут соотноситься как «большая и малая традиции». Это означает, что один из двух образцов признается как более продвинутый и более влиятельный. Именно он почти исключительно представлен в текстах, равно как и в общественных Деяниях элиты, от его принятия зависит социальный престиж. В дар-ал-исламе именно исламский образец составляет «большую традицию». «Малая традиция», напротив, – средоточие народных течений, ее влияние еще испытывает интеллигенция, но «официально» она отвергается или принижается. Если положения «большой традиции» рассматриваются как вера, то положения «малой традиции» – как предрассудки. Осуществляемое в значимых для жизни общины сферах приспосабливание двух традиций может осуществляться различными методами: а) «большая традиция» допускает «малую» как религию невежественной части верующих; б) «большая традиция» формирует терпимое отношение к практике, отнесенной к «малой традиции». Примером такого подхода может служить принятый в Турции и Сирии обычай, по которому мусульмане обращаются к христианским святым, и наоборот. Такое отношение к святым другой религии дает возможность избавиться от подозрений, что индивид выходит за рамки собственной религиозной общности; в) интеграция двух традиций (через теологическое или философское объяснение «истинного смысла» прежнего или инородного обычая). 2. Соотношение двух культурных компонентов может получить интерпретацию как соотношение сунны, т.е. законной традиции пророка, и бида, т.е. непризнанного нововведения. 3. Каноническое право и обычное право, каноническое право и административное право могут сосуществовать как выражение различных подходов к социальной реализации идеальной исламской общности. Правовые нормы, расходящиеся с шариатом, могут быть продиктованы административными соображениями и характером власти. 4. Культурные расхождения могут приводить к созданию сектантских общностей. Успех хариджитов среди берберов или шиитских экстремистов в горных областях Сирии и на юго-востоке Малой Азии – в большой степени результат развития сектантских движений, воспринимающих религиозные и культурные мотивы, которые сложились в той или иной степени на данной территории еще до принятия (во многом еще номинального) ислама. 5. Локальный настрой содействовал произрастанию различных организационных вариантов, хотя бы и допускаемых в рамках общей ортодоксии. История правовых школ, а в еще большей степени история суфийских тарикатов, обращавшихся к различным аспектам высшего опыта таухида или различных социальных или технических средств приобщения к нему, в значительной степени объяснима через выяснение их соотношения с местными традициями. 6. Соотношение универсальных принципов и локальных традиций может быть противопоставлено как норма и практика. В этом плане некоторые стороны общественной жизни так или иначе противились утверждению единых исламских образцов. [7. Различия могли возникать и в силу устойчивости высокого уоовня культуры в регионах, на которые распространялся ислам.] Комментарии. Как и другие исламоведы, Г.Э. фон Грюнебаум подчеркивает специфику генезиса исламской цивилизации, возникшей в ходе стремительного образования империи кочевников-завоевателей, оказавшихся вместе с тем носителями религиозной идеологии, потенциально способной к трансформации в сторону универсализма. Противоречие между имперским и цивилизационным началом решилось в пользу второго, хотя и при постоянном соучастии государственно-политического начала в устроении общества. Вместе с тем в трудах Г.Э. фон Грюнебаума, приведенных здесь в немногих фрагментах, раскрывается логика становления цивилизации на первоначально относительно бедной основе, но приводимой в действие сильной динамикой духовных ориентацией. Через выяснение соотношения «большой и малой традиций» Г Грюнебаум раскрывает целостные характеристики исламской цивилизации.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |