Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы интеграции и роль права в исламском обществе




Вся история средневекового ислама определяется постоянным стремлением суннитских теологов как «ортодоксальной» части религиозного института, во-первых, отстоять принцип универсализма против внутренних и внешних противников, а во-вторых, реализовать в возможно большей степени религиозное, социальное и культурное единство всего исламского мира. Вторая из этих целей так и не была достигнута до тех пор, пока политическое единство ислама распалось, частично восстановилось и вновь распалось. В этом процессе возник огромный ареал взаимодействия между народами различного происхождения и с разными культурными традициями; и почти как побочный результат сформировалась средневековая исламская культура.

[Уже в Коране огромное место занимают практические вопросы регуляции социальных отношений и экономической (или военной) деятельности. Однако формирующейся цивилизации потребовался огромный комплекс согласованных норм, обеспечивающих устроение различных сфер и утверждение признанных положений.]

Первая характерная черта мусульманского права заключается в том, что оно содержит учение об обязанностях и это обязанности двух родов: обязанности по отношению к Богу (правоверие и соблюдение ритуалов) и обязанности по отношению к другим людям. Но так как и те и другие в явной или неявной форме предписаны Богом, между ними нет различия.

Другая характеристика этого права – его практичность и неспекулятивность. Мусульманские законоведы проявляют мало интереса в общих принципах права. Основа права – комплекс конкретных предписаний, содержащихся в Коране. Исходя из этой основы и привлекая в качестве дополнения материалы хадисов, законоведы разрабатывали правила поведения – публичные и частные (как мы бы выразились), но исключительно в сходных конкретных терминах. После изучения каждого конкретного случая его этические характеристики определялись по шкале, имеющей пять уровней: обязательные, рекомендуемые, позволяемые (нейтральные), неодобряемые и запрещенные.

Третья существенная черта заключается в том, что на протяжении трех первых веков исламской эры задача правового обеспечения и классификации законов в необыкновенной степени поглощала интеллектуальную энергию исламской общины. Не только теологи, мухаддисы и судьи-практики, но и филологи, историки, беллетристы вносили свой вклад в хранилище правовой литературы и принимали участие в обсуждении правовых вопросов. Вряд ли в каком-либо другом обществе право проникало так глубоко в жизнь и общественную мысль, как в ранней мусульманской цивилизации.

Почти невозможно переоценить влияние этой правовой деятельности на мусульманскую религиозную мысль. После того как правоведение и структура самого были определены, они не только дали жесткие рамки для исламских идеалов этического долга и человеческих отношений (с той небольшой гибкостью, которую обеспечивали четыре правовые школы), но и сам закон, шариат, раз и навсегда определили конституцию мусульманского сообщества. Для мусульман шариат воплощает в себе все то, что в США воплощает в себе Конституция – и даже более того. Он установил нормы для всех исламских институтов и обществ, которые с тех пор остаются якорем исламской культуры, позволившим ей перенести многие драматические превратности последующих веков; он выражал собой и во многом способствовал созданию единой мусульманской общности, несмотря на политическую фрагментацию и конфликты. И до сих пор, несмотря на всю критику со стороны исламских модернистов и реформаторов, он остается единственным воплощением того, что иначе будет лишь формальным единством веры, общей для мусульман.

Сама огромность задачи создания и утверждения такого правового единства и общности культуры потребовала затраты значительной части жизненной энергии всего сообщества. Эта задача представляла, несомненно, величайший вызов для исламской цивилизации – и этот закон стал ее величайшим достижением, хотя и не получившим своего завершения.

Подобно тому как народы западно-христианской цивилизации всегда признавали моральный закон, хотя и не всегда соблюдали его, так и все правоверные мусульмане видят в шариате совершенный образец для человеческого общества, хотя их собственная практика с ним расходится.

Отвергать шариат в принципе – значит совершать святотатство, и этот факт объясняет, какой шок испытали мусульмане всего мира, когда правительство Турецкой Республики вдруг отменило шариат. Уважение по отношению к шариату остается ядром исламской общественной мысли и с ним связано представление о выживании или же исчезновении ислама как организованной системы.

Комментарии. В работе Г. Гибба детально освещается характер, структура и принципы функционирования права в мусульманском обществе. Авторитетное исследование этой тематики содержится в работе Е. Rosenthal «Political Though in Medieval Islam» (Cambridge, 1959). Многие другие исламоведы подчеркивали то огромное значение, которое приобрела правовая система в исламе, не только дополняющая ценностно-ритуальные стороны, но во многом становившаяся определяющим началом цивилизации.

М. Ходжсон




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.