Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники экологического законодательства




 

Источник права - это официальная форма выражения и закрепления правовых норм, действующая в соответствующем государстве. В свою очередь, для каждой правовой системы современных государств характерен свой источник права. Так, например, в странах англоамериканского права (англосаксонского права) - Англия, США, Канада и т.д. - источником права признается судебный прецедент, который лежит в основе всей правовой системы.

В юридической литературе судебный прецедент раскрывается как вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. При этом судья, создавая судебный прецедент, не создает правовой нормы, а только формулирует то, что вытекает из "общих начал права, заложенных в человеческой природе". В ряде стран (Франция, Бельгия и т.д.) судебный прецедент имеет значение для решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе, признания обычая; на основе судебного прецедента выносятся отдельные дополнения в действующее законодательство, дается толкование закона.*(24)

В странах азиатского континента важную роль в развитии права наряду с законами и другими актами государственных органов играет религия - мусульманское, индусское, иудейское право, основанные на религиозных источниках, а также традиции общинного быта. Традиционное право характерно также для многих государств Африки, Латинской Америки.*(25)

Правовой обычай - это исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, которое взято под охрану государством, один из источников права. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями.

В странах романо-германской правовой системы (Россия, Франция, Германия, Испания и т.д.) основным видом источников права являются законы и иные нормативные правовые акты.

Таким образом, в Российской Федерации основным источником права является нормативный правовой акт, понятие которого раскрывается в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации":

"нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного и временного характера, рассчитанное на многократное применение".

В юридической литературе предлагается различная классификация нормативных правовых актов.

Общепризнанно нормативные правовые акты классифицировать по юридической силе следующим образом:

I. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

II. Конституция РФ.

III. Федеральное законодательство:

1. Федеральные конституционные законы.

2. Федеральные законы, кодифицированные акты (кодексы), Основные положения.

3. Нормативные правовые акты Президента РФ (Указы и Распоряжения).

4. Нормативные правовые акты Правительства РФ (Постановления и Распоряжения).

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

IV. Законодательство субъектов РФ:

1. Конституция (Уставы) субъектов РФ.

2. Законы субъектов РФ.

3. Нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ.

4. Нормативные правовые акты правительства субъектов РФ.

5. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

V. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Определим роль и значение каждого элемента в системе рассматриваемого законодательства.

Роль Конституции РФ в регулировании отношений в области охраны окружающей среды заключается в следующем.

Во-первых, Основной закон устанавливает общепризнанные принципы и нормы, закрепляет основополагающие права, обязанности и иные требования, составляющие базу для всего российского законодательства.

Во-вторых, выделяя в п. "к" ст. 72 законодательство об охране окружающей среды, Конституция РФ, тем самым, определяет его в качестве самостоятельной отрасли российского законодательства.

В-третьих, в статьях 72 и 76, Конституция РФ законодательство об охране окружающей среды относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Роль федеральных конституционных законов заключается в прямой реализации конституционных положений и регулируют наиболее важные сферы деятельности. Именно поэтому по юридической силе Федеральные конституционные законы выше федеральных законов. Например, в соответствии с Федеральным конституционным законом 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ реализует свои полномочия, в том числе по установлению сфер деятельности, в которых осуществляется государственный контроль (надзор), по определению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного экологического контроля (надзора), по установлению их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности. Так, ст. 18 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которой:

"Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий".

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются федеральные законы. Следует отметить, что федеральные законы наряду с кодексами и Основными положениями в системе законодательства РФ занимают одинаковую позицию, в связи с чем, по юридической силе они равны.

Если на сегодняшний день отсутствуют федеральные конституционные законы, которые бы регулировали непосредственно и исключительно отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, то федеральных законов, регулирующих указанную область общественных отношений - достаточно: Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, Водный кодекс от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ, ФЗ от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельный кодекс от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, ФЗ от 10.07.2001 г. N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории", ФЗ от 07.05.2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", ФЗ от 15.07.2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений", ФЗ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ФЗ от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкала", ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 19.07.1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", ФЗ от 10.01.1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель", ФЗ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ФЗ от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и др.

Значительную роль в регулировании отношений, в том числе в сфере охраны окружающей среды играют также Указы и Распоряжения Президента РФ. Так, Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. N 724 была утверждена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента от 10.10.1995 г. N 1032 была утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года". Среди актов Президента РФ также можно выделить следующие: Указ Президента РФ от 07.09.1995 г. N 904 "О мерах по рациональному использованию природных минеральных лечебных ресурсов курортного региона Кавказских минеральных вод", Указ Президента РФ от 20.04.1995 г. N 389 "О дополнительных мерах по усилению контроля за выполнением требований экологической безопасности при переработке отработавшего ядерного топлива", Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Указ Президента РФ от 30.11.1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" и т.д.

Большинство законов природоохранного значения содержат в себе значительную часть бланкетных норм, в большинстве случаев отсылая к соответствующим нормативным правовым актам Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)", Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 г. N 18 "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты", Постановление правительства РФ от 09.01.2009 г. N 13 "О реализации или уничтожении безвозмездно изъятых или конфискованных объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции", Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 г. N 994 "Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных", Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 г. N 1017 "О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов", Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 г. N 822 "Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территориях. Для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы", Постановление Правительства РФ от 15.10.2008 г. N 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов. Отнесенных к объектам рыболовства, в пользование", Постановление правительства РФ от 25.09.2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды)", Постановление Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты", Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле", Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" и др.

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Так, Распоряжения Правительства Российской Федерации обеспечивают проведение в Российской Федерации государственной политики в области экологии. В качестве примера можно привести Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 г. N 223-р "О проекте федеральной целевой программы повышения плодородия почв Российской Федерации на 2002-2005 гг."*(26), Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 242-р "О разработке проекта федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России на 2002 - 2010 гг."*(27), Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 346-р "Об утверждении плана подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об охране окружающей среды"*(28) и т.д. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р была одобрена Экологическая Доктрина Российской Федерации*(29), являющаяся важнейшим документом, отражающим идеологию государства и общества, сориентированным на повышение экономической ценности природных ресурсов. В основу Экологической Доктрины положены рекомендации и принципы, изложенные в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро).

Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. В законодательстве об охране окружающей среды постановления Правительства Российской Федерации, в основном, реализуют положения федеральных законов.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

По общему правилу функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства. Однако, в случаях, предусмотренных законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативные правовые акты могут принимать федеральные службы. Вместе с тем, политика государства направлена на то, чтобы строго распределить функции между ведомствами:

- на федеральные министерства возложить функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию;

- на федеральные службы возложить функции контроля и надзора;

- на федеральные агентства - функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. N 1789-р, одним из основных направлений в рамках административной реформы является разработка и внедрение административных регламентов в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ.

В свою очередь, под административным регламентом исполнения государственных функций и предоставлением государственных услуг понимается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнений государственных функций, оказания государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.

В дальнейшем, Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 г. N 679 был утвержден Порядок разработки и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.

В соответствии с утвержденным Порядком административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, положения о федеральном органе исполнительной власти и с учетом положений Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и Порядка разработки и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.

В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти не вправе устанавливать в административных регламентах полномочия, не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента РФ и Правительства РФ, а также ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность и условия введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ.

В целях эффективной реализации административной реформы период 2006-2009 гг. ознаменовался принятием федеральными органами исполнительной власти соответствующих административных регламентов по осуществлению отдельных функций и полномочий (о лицензировании отдельных видов деятельности, о порядке разработки и выдачи отдельных разрешительных документов, о проведении государственного контроля и др.). В области охраны окружающей среды были утверждены следующие административные регламенты: приказ Минприроды России от 31 октября 2008 г. N 287 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции", приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 октября 2008 г. N 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду", приказ Минприроды России от 26 августа 2008 г. N 192 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов", приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 24 апреля 2008 г. N 144 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции "Ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении", приказ МПР РФ от 27 февраля 2008 г. N 47 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз на ее территорию видов животных и растений, их частей или полученной из них продукции, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб", приказ МПР РФ от 15 января 2008 г. N 2 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения", приказ МПР РФ от 15 января 2008 г. N 4 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" и т.д.

Отметим, что административные регламенты утверждаются приказами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и регистрируются в Министерстве юстиции РФ, в связи с чем приобретают статус нормативного правового акта, содержащего в себе правовые нормы, которые приобретают обязательную силу для всех правоприменителей: как для хозяйствующих субъектов, так и для должностных лиц соответствующих органов исполнительной власти.

Преимущество таких административных регламентов заключаются в том, что ими устанавливаются конкретные сроки исполнения государственных функций, включая определенные этапы, и детализируется порядок работы должностных лиц органов исполнительной власти с хозяйствующими субъектами. Это позволяет избегать недостатки, возникающие при исполнении той или иной государственной функции, а именно: длительные очереди, невнимательное или неуважительное отношение к хозяйствующим субъектам, необоснованная широта дискреционных полномочий должностных лиц, необоснованно длительные сроки выполнения административных процедур и административных действий и др.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009, а также в соответствии с Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 г. N 88 федеральные органы исполнительной власти могут принимать:

- нормативные правовые акты, понятие которого раскрывается в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации";

- акты, не нуждающиеся в государственной регистрации.

Правовой статус, порядок принятия и опубликования указанных актов различен.

Так, нормативные правовые акты, по общему правилу, должны быть:

- зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ

и

- официально опубликованы.

Таким образом, нормативные правовые акты должны пройти юридическую экспертизу.

Так, подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции РФ не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения).

В свою очередь, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;

- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Направлению на государственную регистрацию подлежат:

- нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 года;

- нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 года;

- нормативные акты Центрального банка РФ, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, принятые начиная с 1995 года;

- все нормативные акты Банка России, за исключениями, предусмотренными ФЗ от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", - с момента вступления в силу данного Федерального закона.

Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию, подлежат переподписанию (переутверждению).

В срок до 15 рабочих дней с даты получения акта, Министерство Юстиции РФ принимает одно из следующих решений:

1) производит государственную регистрацию нормативного правового акта;

2) возвращает нормативный правовой акт, издавшему его федеральному органу исполнительной власти, с письменным указанием причин отказа по следующим основаниям:

- в случае противоречия его действующему законодательству РФ;

- по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего акт на государственную регистрацию;

- в случае нарушения установленного порядка представления акта на государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009;

- в случае, если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения юридической экспертизы признается Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации).

В первых трех случаях соответствующий федеральный орган исполнительной власти должен либо отменить указанные нормативные правовые акты, либо привести их в соответствии. И только в последнем случае акт, не нуждающийся в государственной регистрации, публикуется в установленном порядке.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

После опубликования акта, признанного не нуждающимся в государственной регистрации, федеральный орган исполнительной власти информирует Министерство юстиции РФ об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дату). Один экземпляр данного издания направляется в Министерство юстиции РФ.

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

Факт публикации законодатель связывает с двумя моментами:

- вступлением в силу соответствующего документа;

- с доведением его до всеобщего сведения.

Если нормативный правовой акт и акт, не нуждающийся в государственной регистрации, не были опубликованы, они:

- не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу;

- не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение в них предписаний;

- на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

При принятии субъектами РФ нормативных правовых актов, должны соблюдаться следующие конституционные принципы:

- Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

- Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.