КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатика и информатизация социально-экономических процессов
Обзор разделов информатики, необходимых для усвоения программы курса. Краткие сведения по истории и содержанию информатики как науки. Тема 1. Общие теоретические основы информатизации и информатики. Структура информатики. Информация и ее свойства. 6 часов. Лекция 1.1. Предмет и задачи дисциплины. Понятие, сущность и содержание предмета 2 часа. Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации можем найти тысячелетия назад. На глиняной дощечке (шумерское письмо 4 тысячелетия до нашей эры) начертано: "Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу." Особенно модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с 17 века. В 20 веке заговорили об информационной катастрофе. Информационный кризис - это возрастающее противоречие между объемами накапливаемой информации и ограниченными возможностями ее переработки отдельно взятой личностью. Количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно каждые 8-12 лет. Появилась уверенность в том, что справиться с таком лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства и методы обработки информации, ее хранения и использования. Поэтому и сформировалась новая научная дисциплина - информатика, поставившая своей целью изучение закономерностей информационных процессов. Точкой отсчета становления информатики как индустрии стало изобретение в середине XX века электронных вычислительных машин. Основной особенностью компьютеров стала возможность автоматической обработки информации. Слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации. Кроме Франции, термин информатика используется в ряде стран Восточной Европы. В то же время, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин — Computer Science (наука о средствах вычислительной техники). В качестве источников информатики обычно называют две науки: документалистику и кибернетику. Документалистика сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20-30-е годы XX в., а основным предметом стало изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота. Основы близкой к информатике технической науки кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 г., а само название происходит от греческого слова (kyberneticos — искусный в управлении). Впервые термин кибернетика ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX в. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином гипотетическую науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать. Сегодня предметом кибернетики являются принципы построения и функционирования систем автоматического управления, а основными задачами - методы моделирования процессов принятия решений, связь между психологией человека и математической логикой, связь между информационным процессом отдельного индивидуума и информационными процессами в обществе, разработка принципов и методов искусственного интеллекта. На практике кибернетика во многих случаях опирается на те же программные и аппаратные средства вычислительной техники, что и информатика, а информатика, в свою очередь, заимствует у кибернетики математическую и логическую базу для развития этих средств. Информатика как научная дисциплина сохраняет своеядро - общие принципы, законы и методы организации вычислений и обработки информации с помощью ЭВМ, а также принципы организации и работы машинных интеллектуальных систем (систем искусственного интеллекта) на ЭВМ. Эти принципы сохранят свою роль и значение для всех моделей и типов ЭВМ независимо от их элементной базы, быстродействия и объемов памяти. Информатика - это наука и техника, связанные с машинной обработкой, хранением, передачей информации. Она занимается - предмет исследования - формализованным представлением информации, ее обработкой, определением предписаний и правил по ее переработке, техническими устройствами (в частности, компьютерами), выполняющими обработку информации. Это включает в себя вопросы анализа и моделирования взаимосвязей и структур в самых различных областях применения. Цель состоит в разработке способов решения задач информационной обработки на вычислительных машинах (компьютерах), а также в разработке, организации и эксплуатации вычислительных систем. Целью вузовского курса информатики считается освоение профессионального использования персональных компьютеров и решения на ЭВМ профессиональных задач. Для развития этих умений необходима определенная культура и развитие логического мышления. Эффективное использование ЭВМ предполагает наличиеинформационной культуры - умений искать, передавать и подготавливать информацию в форме текстов и рисунков с помощью персональных компьютеров и сети Интернет. Развитие этой культуры ведет к более глубокому развитию логического мышления. Логическое мышление проявляется в умении решать различные интеллектуальные задачи и в том числе в решении сложных задач с помощью ЭВМ. Эти интеллектуальные способности выражаются в умениях рассуждать, доказывать, ставить задачи, а также подбирать и обосновывать способы их решения. Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а так же функционирования этих средств и методы управления ими.
Информатику можно рассматривать как науку, как технологию и как индустрию. Информатика как наука объединяет группу дисциплин, занимающихся изучением различных аспектов свойств информации в информационных процессах, а также применением алгоритмических, математических и программных средств для ее обработки с помощью компьютеров. Информатика как технология включает в себя систему процедур компьютерного преобразования информации с целью ее формирования, хранения, обработки, распространения и использования. Основными чертами современной (новой) информационной технологии являются: · дружественный программный и аппаратный интерфейс; · интерактивный (диалоговый) режим решения задач; · сквозная информационная поддержка всех этапов решения задачи на основе интегрированной базы данных; · возможность коллективного решения задач на основе информационных сетей и систем телекоммуникаций; · безбумажная технология, при которой основным носителем информации является не бумажный, а электронный документ. Информатика как индустрия — это инфраструктурная отрасль народного хозяйства, обеспечивающая все другие отрасли необходимыми информационными ресурсами. Индустрия информатики включает в себя предприятия, производящие вычислительную технику и ее элементы; вычислительные центры различного типа и назначения (индивидуальные, кустовые, коллективного пользования и др.); предприятия, осуществляющие производство программных средств и проектирование информационных систем; организации, накапливающие, распространяющие и обслуживающие фонды алгоритмов и программ; станции технического обслуживания вычислительной техники. Структура информатики отображена в таблице 1. В соответствии с современным пониманием, информатика включает в себя четыре части: 1. Теоретическая информатика. 2. Средства информатизации. 3. Информационные технологии. 4. Социальная информатика. Каждая из этих частей, в свою очередь, делится на разделы. Лекция 1.2. Основные понятия информатики. Классификация информации. 2 часа. В Окинавской Хартии глобального информационного общества указывается на то, что «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века». Так же в Хартии сказано, что ИКТ оказывают революционное воздействие на образ жизни людей, их образование и работу, взаимодействие правительства и гражданского общества. Из истории нам известно, что именно в результате революционных преобразований человеческое общество приобретало новое качество. Большое влияние на развитие общества оказывали не только политические, но и информационные революции. На пути к информационному обществу человечество претерпевало несколько информационных реформ. Самая первая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение стало поворотным моментом в развитии мысли. Письменность позволила фиксировать знания, передавать их из поколения в поколение. Вторая информационная революция (середина XVI в.) сделала возможным появление класса интеллигенции – изобретено книгопечатание, которое коренным образом изменило сформировавшееся на тот момент индустриальное общество, дало новый импульс в развитии культуры, организации человеческой деятельности. Книга стала материальной основой для создания государственной системы образования. Изобретение электричества обусловило третье информационное преобразование (конец XIX в.). Благодаря электричеству появились телеграф, телефон, радио. С появлением этих новшеств стало возможным оперативно накапливать и передавать информацию. Четвертая (и последняя на сегодняшний день) информационная революция - это, безусловно, появление персональных компьютеров. Микропроцессорная техника позволила перейти от механических и электрических средств обработки информации к электронным. Новый способ работы с информацией можно сказать вошел во все сферы интеллектуальной жизнедеятельности человека, принес с собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации, новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности общества. Последняя информационная революция послужила платформой для появления новых отраслей производства, в частности появления информационной индустрии, важнейшей составляющей которой являются ИКТ. ИКТ становятся материальной и технологической базой информационного общества. Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 60-х годов. Наряду с этим понятием использовались такие, как «технотронное общество», «общество знания», «постиндустриальное общество». В зарубежной литературе 70-80-х годов достаточно много говорилось о наступлении нового типа общественного устройства. Ряд современных публикаций свидетельствуют о том, что это не утопия, и на стыке веков цивилизация вступает в фазу становления информационного общества, которое характеризуется преобладанием «…информационной деятельности во всех сферах общественного производства, в культуре, искусстве, бизнесе, образовании…» и осуществлением «…информационного взаимодействия на основе ИКТ (информационными и коммуникационными технологиями)». Под информационным обществом будем понимать общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знаниями. В 1997 году в России состоялись парламентские слушания по проблемам информационного общества, где Г.Л. Смолян и Д.С. Черешкин сформулировали следующие основные характеристики информационного общества: · формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов; · повышение уровня образования за счет расширения возможностей технического развития общества. Несколькими годами ранее А.И. Ракитов в статье «Наш путь к информационному обществу» предложил считать общество информационным, если: · происходят радикальные изменения в социальной структуре, следствием которых является расширение сферы информационной деятельности и услуг; · существует автоматизация всех отраслей производства и управления; · индивид имеет свободный доступ к информации; · общество обладает технологиями, обеспечивающими выполнение потребностей общества. На сегодняшний день сформулированы следующие признаки информационного общества: · решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; · обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; · главной формой развития станет информационная экономика; · в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; · информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; · формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; · с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; · реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Здесь же отмечены и возможные отрицательные моменты: · все большее влияние на общество оказывают средства массовой информации; · информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; · существует проблема отбора качественной и достоверной информации; · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. Общая тенденция для развитых и развивающихся стран – это эволюционное движение к информационному обществу. Ближе всех на пути развития стоят страны со сформированной информационной индустрией. К таким странам относятся США, Япония, Англия, Германия и др. государства Западной Европы. Эволюционный процесс, в результате которого индустриальное общество становится информационным, называется информатизацией. Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»). Отметим, что чем выше уровень информатизации общества, тем оно ближе к информационному этапу развития. Процесс информатизации в той или иной степени осуществляется практически во всех странах. Развивающимся государствам при разработке собственной стратегии, государственной политики информатизации необходимо учитывать опыт информационно и промышленно развитых стран, не только положительный, но и отрицательный. Так же при разработке национальных программ информатизации требуется учитывать местные особенности и условия, обязательно отражать перспективы развития. Лидеры государств должны осознавать, что отставание в области информатизации может привести в итоге к тому, что их страна будет восприниматься мировым информационным сообществом как сырьевой придаток, в то время как ускоренное развитие информационных технологий будет способствовать конкурентному преимуществу и стабильному развитию их стран. В связи с вышесказанным в России в феврале 2001 года было принято решение о разработке Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы» (ФЦП), 5 июля она была одобрена на заседании Правительства РФ. Основными целями этой программы являются: · создание «электронного правительства»; · снижение административных барьеров на рынках информационных технологий; · реформа образования; · формирование технологической инфраструктуры. Важный признак человека информационного общества – высокий уровень общечеловеческой культуры. Составными ее частями являются информационная и экономическая культуры. Деятельность многих специалистов, предприятий, организаций уже сейчас все в большей степени начинает зависеть не столько от их информированности, сколько от способности эффективно переработать собранную информацию, проанализировать ее и использовать. Ориентироваться в лавинообразном потоке информации сегодня достаточно сложно. Порой легче создать новый продукт, чем искать его аналог. Возникает противоречие между необходимостью обрабатывать все большие объемы информации и устаревшими «безкомпьютерными» информационными технологиями. На пути преобразования общества из индустриального в информационное приходится решать множество проблем, одна из которых – необходимость подготовить человека к свободной ориентации в мире информации, сформировать у него такое качество как информационная культура. Информационная культура проявляется в разных аспектах деятельности человека, в том числе в его умении находить информацию, выбирать и использовать требуемые компьютерные информационные технологии для ее обработки. Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений, умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми. Проблемы формирования и развития информационной культуры решаются в основном в сфере образования.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |