Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма правления государства




5.1

 

 

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, сте-

 

пень участия населения в их формировании; взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.

 

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержа-вие».Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

 

1) наличие единоличного правителя;

 

2) династическое наследование власти;

 

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких основа-ний для отстранения монарха от власти;

 

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

 

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

 

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограни-ченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юри-

 

дической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя ино-гда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

 

Другая разновидность ограниченной монархии – парламентарная, или конституци-онная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль. Показателен в данном отношении пример Испании, где после -40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

 

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

 

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

 

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

 

3) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

 

4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

 

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формаль-ный акт, так как правом вето он не обладает.

 

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одоб-рение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответствен-ность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

 

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентар-ной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартий-ная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически пар-ламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоя-щее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министе-

 

риализма.

 

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испа-нии, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

 

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

 

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

 

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством про-водимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представи-тельных органов власти, а также органов местного самоуправления;


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, пре-зидент);

 

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

 

5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других долж-ностных лиц.

 

В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления – прези-

дентскую и парламентарную республики. Президентская республика имеет особенности:

 

1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правитель-

 

ства;

 

2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой ман-дат непосредственно от народа;

 

3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство

 

формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

 

1) верховная власть принадлежит парламенту;

 

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;

 

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой прави-тельства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

 

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правитель-ство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и под-чиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике пре-зидент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

 

Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недо-статки.

 

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

 

Основной же недостаток президентской республики – чрезмерная концентрация вла-сти в руках одного лица – президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в супер-президентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

 

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президент-ской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно.


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной респуб-лики с элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с силь-ным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, пред-ставленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно сверг-ших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария и др.).

 

Вместе с тем некоторые республики превращаются в «монархические». Это те, в кото-рых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР.

 

В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские респуб-лики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

 

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И.А. Ильин (1883–1954) писал по этому поводу: «Каждый народ и каж-дая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповто-римой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заим-ствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным». Что касается современ-ной России, то по форме правления она представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью. Это подтверждается,во-первых,увеличением срокапрезидентских полномочий с четырех до шести лет; во-вторых, главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламен-тами субъектов Федерации по представлению Президента РФ; в-третьих, он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

 

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Пра-вительства РФ, который:

 

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

 

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной

 

власти;

 

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны.

 

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выбор-ные монархи (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.