Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фон Ресторф




Б. Разнородный материал и эффект

Что бывает, когда элементы материала являются разнородны­ми, например, если числа чередуются в различных пропорциях со слогами или цветами? Ответ на этот вопрос содержится в работах, выполненных в 1933 г. ученицей В. Келера фон Ресторф. В первом исследовании были использованы пять видов материала: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы' и цвета. Эти виды материа­ла были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 од­нородные и 4 разнородные пары. Например, 4 пары слогов, 1 пару геометрических фигур, 1 пару букв, 1 пару цветов, 1 пару чисел или 4 пары букв и по 1 паре каждого из других видов материала и т. д. В эксперименте исследовались все возможные сочетания указанных разновидностей материала.

Т а б л и ц а 2

Воспроизведение однородных и разнородных пар стимулов в опыте фон Ресторф

 

  Слоги Фигуры Числа Буквы Цв ета . Всего
Типы пар О Р О Р О р О р О Р О р
Абсолютные величины Проценты. 36 41 61 69 29 33 65 74 23 26 55 63 52 59 65 74 49 56 82 93 189 43 75 J

О; однородные в ряду;

Р: разнородные (изолированные) пары в ряду; (по фон Ресторф, 1933, с. 302).

Подготовленные таким образом ряды предъявлялись испытуе-..мому два или три раза, затем, после небольшого перерыва, во вре­мя которого испытуемый был занят нейтральной деятельностью,


приступали к испытанию сохранения по методу парных ассоциа­ций. В таблице 2 приводятся абсолютные и относительные величи­ны правильных ответов, полученных на 22 испытуемых, для раз­личных типов пар и всего материала в целом.

Например, при наличии в.ряду 4 однородных фигур было по­лучено только 33% правильных ответов; однако если в ряду имеет­ся лишь одна пара фигур, находящихся среди 7 других пар, то количество правильных воспроизведений этих фигур возрастает до 74%.

Следовательно, как правило, независимо от характера мате­риала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежа­ются с большим количеством однородных, то эти разнородные эле-, менты сохраняются лучше, чем однородные.

Однако если степень, разнородности всех элементов ряда одина­кова, то закономерность различий между двумя любыми элемента­ми будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов. Фон Ре-сторф (1933) доказала это экспериментально. Она использовала 3 типа рядов, каждый из которых предъявлялся с интервалом в один день:

ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов;

ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел;

ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 цвет, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 знак препинания, 1 химическая формула, 1 пуговица и 1 графический символ.

Через 10 мин после предъявления каждого ряда перед испытуе­мыми ставилась задача воспроизвести те элементы, которые они запомнили. Анализ результатов показал, что:

1) лучше всего воспроизводятся (наибольшее количество пра­
вильных ответов) изолированные элементы ряда (цифра в
ряду I и слог в ряду II). Эти элементы правильно воспроиз­
водились в 70% случаев;

2) количество правильных воспроизведений этих же самых
элементов, находящихся в ряду III, равнялось 40%;

3) однородные элементы ряда I (слоги) и ряда II (цифры)
правильно воспроизводились лишь в 22% случаев.

С помощью более точных методик другие исследователи — Пиллсбери и Рауш (1943), Зигель (1943) —подтвердили результа­ты фон Ресторф...


ные слоги». Эти слоги, по его мнению, являются простыми, одина­ковыми по трудности и квалифицируемыми, ответные реакции на них хорошо выражены и могут также быть измерены. Однако ес­ли бессмысленные слоги и являются стимулами, действительно удовлетворяющими критериям измерения, то они не обладают от­меченными Эббингаузом качествами однородности и простоты. На­ряду с тем что очень часто эти слоги могут вызывать осмысленные вербальные (слова, группы слов, предложения) или вербализуемые ассоциации, они могут сами по себе обладать определенным, изме­няющимся от слога к слогу значением. Психологи разработали адекватные методики для установления степеней осмысленности этого типа материала с тем, чтобы в дальнейшем ввести эту пере­менную в свои исследования научения и памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.