Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия: место и роль на рынке




Сущность и ви- Монополия (от греч. monos — один, poleo —
ды рыночной продаю) — крупный собственник, который
монополии захватывает подавляющую часть рыночного

пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция видов монополий.

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли — абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет пол­ный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.



Глава 10.Конкуренция и монополия


10.2. Монополия: место и роль на рынке



 


В масштабе национального хозяйства также образуется абсо­лютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения разли­чают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяй­ственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградни­ки). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имею­щие особо важное и стратегическое значение для всего общест­ва (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от боль­ших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образу­ются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свиде­
тельство, выданное правительством страны гражданину на право
исключительного пользования сделанным изобретением. Патен­
том также именуется документ, дающий право на занятие про­
мыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные соб­
ственники получают исключительное право продавать или раз­
множать свои произведения в течение всей жизни или какого-то
периода;

в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, симво­
лы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар,
услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать заре­
гистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради по­лучения монополистических выгод. Эти монополии преднамерен­но меняют структуру рынка:


S создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

S ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вош­ли в монополистическое объединение) доступ к источникам сы­рья и энергоносителям;

S создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

S применяют более крупный капитал (дающий больший эф­фект от роста масштаба производства);

•S «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: кар­тель, синдикат, трест и концерн. Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продук­ты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продук­ции, продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяй­ствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест — монополия, в которой создается совмест­ная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промыш­ленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого го­ловная фирма организует финансовый (денежный) контроль за все­ми участниками. Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведе­нии финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объе­динений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

Законы моно- Господство монополий на рынке приводит к

полистического тому общепризнанному следствию, что они ценообразования сами устанавливают рыночную цену. При этом своеобразно используются законы, вы­ражающие зависимость цены от предложения и спроса.

Так, монополии, продающие товары в массовом порядке, в сво­их интересах используют закон рыночной цены по массовому предложению (рис. 9.4). Они намеренно уменьшают продажу сво-



Глава 10.Конкуренция и монополия


10.2. Монополия: место и роль на рынке



 


их товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искус­ственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к росту цены по предложению. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производя­щие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен моно­полия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от умень­шения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более вы­соком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от про­дажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выго­ду и давала возросшую сумму дохода.

В свою очередь монопсония, закупающая большие партии то­варов у мелких производителей, своеобразно использует закон рыночной цены по массовому спросу (рис. 9.5). Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и созда­вая его большие запасы, монопсония в период сбора нового уро­жая устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продук­цию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что яв­ляется результатом преднамеренного создания зоны избытка сбы­ваемой продукции.

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издав­на закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких това­ропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низ­ких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно рас­ходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, ко­торые — особенно в условиях инфляции — устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличивают­ся цены в отраслях добывающей промышленности.

Во второй половине ХХ в. с расширением сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах «ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью ко-


торого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно ши­роко в период индустриализации народного хозяйства. Государ­ство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало от­носительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем на­несло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на про­мышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйствен­ную продукцию.

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанав­ливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, моно­полистические объединения экономическими и другими метода­ми решительно расправляются с конкурентами. Назовем некото­рые из этих способов.

1. Хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от
экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входя­
щими в монополистическое объединение). Монополии предлага­
ют зависимым от них покупателям не приобретать товары других
фирм, так как они якобы худшего качества.

2. Демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросо­
вым» ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независи­
мым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок
нефти нефтеперерабатывающим заводам).

4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на про­
дукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно при­
меняет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных
покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами
(например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже, о
чем будет рассказано в гл. 16).

6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и
недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоедине­
ния» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жес­
токих приемов: подделывают продукцию конкурентов, наруша­
ют патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают
потребителей. Против своих рыночных противников многие фир-



Глава 10.Конкуренция и монополия


10.3. Новое в развитии конкуренции и монополии...



 


мы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами вплоть до поджогов помещений, террористических ак­тов и заказных убийств.

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы от­ношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимоно­польного законодательства, которое подрывает рыночную власть абсолютных монополий.

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

Первое направление: предотвращается абсолютная монопо­лизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение тор­говли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, рав­ной или превышающей 60%.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает абсолютную монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законода­тельство не приостанавливает процесс централизации в сфере производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конку­ренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «не­честные», или «обманные», способы соперничества—демпинг, при­менение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т.п.

Любопытно, что к числу «нечестной» конкуренции в США и Англии практически относят использование «шпаргалок» и спи­сывание с учебника на конкурсных экзаменах при поступлении в высшие учебные заведения. Сами законопослушные абитуриен­ты разоблачают такие действия, за которые следуют серьезные наказания.


В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. Кроме того, в новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополис­тические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о мо­нополистических действиях, которые совершены путем установ­ления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также, например, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на ры­нок, устранение с него других субъектов экономической деятель­ности, установление или поддержание единых повышенных или пониженных монополиями цен (ст. 178 УК РФ).

Из всего сказанного в данной главе можно сделать два обобщения.

Во-первых, в начальный период капитализма в ряде стран (XVIII—XIX вв.) преимущественное развитие получила свобод­ная конкуренция. Во-вторых, в конце XIX — начале ХХ в. про­изошли широкая абсолютная монополизация рынка и вытесне­ние свободной конкуренции.

Какие формы взаимодействия участников рынка появились во второй половине ХХ столетия в высокоразвитых странах? Какую новую роль играют конкуренция и монополия на современном рынке? Об этом речь пойдет далее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.