Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и типы рыночных связей




Формы торговли Рыночные связи различаются по признакам торговых сделок. Эти сделки можно класси­фицировать следующим образом.

1. По способам связи между участниками рынка различаются
такие виды торговли. Производитель или владелец товара непо­
средственно
продает его потребителю. Производитель сбывает
полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает
ее потребителю. Посредничество бывает многозвенным, когда в
нем последовательно участвует несколько перекупщиков вещей.

2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следу­
ющие формы торговли:

а) бартерная торговля: безденежный обмен одного вида това­
ра на другой;

б) продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку).
Так население приобретает нужные вещи на потребительском
рынке;

в) реализация продукции по безналичному расчету (оплата
производится по перечислению: по поручению покупателя банк
снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Дан­
ным способом чаще всего приобретаются средства производства;

г) продажа товара наложенным платежом (потребитель, жи­
вущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую
вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу);


д) реализация товаров в кредит (покупатель получает благо,
обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязатель­
ство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая
форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается
к выгоде покупателей и продавцов;

е) предоставление вещей в прокат за определенную плату (в
этом случае оплачивается время пользования благом).

3. С учетом объема продаж различают две формы реализации товаров — оптовая торговля: продукты закупаются оптом (круп­ными партиями) торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи; розничная торговля, которая означает куплю-продажу преимущественно потребитель­ских благ в небольших количествах. Таким способом отдельные лица приобретают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.

Рыночные сделки различаются также по характеру взаимодей­ствия их участников, что определяет неодинаковые типы рынков.

Типы рынков Рынок в одном важном отношении прямо проти­воположен натуральному хозяйству. В этом хо­зяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принци­пе способен обеспечить его участникам максимальную степень экономических свобод.

Данные свободы позволяют покупателю выбирать интересу­ющие его товары из множества взаимозаменяемых и независи­мых благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Про­давец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами по своему ус­мотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений вы­бирать условия торговой сделки.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) неле­гальный; в) регулируемый.

Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше. Между тем определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отно­шениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его участников. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Так, продав-



Глава 9. Рынок и механизм его функционирования


9.2. Формы и типы рыночных связей



 


цы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу это­го на свободном рынке экономические связи строятся только по го­ризонтали. Между контрагентами (от лат. contrahens — договари­вающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливаю­щего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).

Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно при­знать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за свое­волия субъектов рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот тип рынка получил нелестные названия — «дикий», «нецивили­зованный».

Второй тип рынка — нелегальный — близок по характеру по­ведения его участников к первому типу. Но они существенно раз­личаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность — теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсут­ствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запреще­но реализовывать (например, наркотики, оружие).

Первому и второму типам рыночных отношений присуща оп­ределяющая черта — стихийность, нерпредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают ос­новные черты начальной фазы капитализма в рыночной сфере:

S на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий;

•S предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями;

•S сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.

Такое положение было характерно для рыночного обмена XV—XIX вв. Но в ХХ в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

Рынок третьего типа — регулируемый, подчиненный опреде­ленному порядку, который закреплен в правовых нормах и под­держивается государством. Такой порядок обусловлен объектив­ными причинами.

Прежде всего важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение


масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся за­благовременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на вы­полнение выгодных им государственных заказов. Характерно, что по предварительным заказам фирм и государства в США реали­зуется, например, до 60% автомобилей, до 100% станков.

Примечательно, что М. Аллэ ввел понятие «экономика рын­ков», подчеркнув, что в ней строго соблюдаются определенные правила. М. Аллэ пришел к выводу: «Это миф, будто экономика рынков может быть результатом игры экономических сил и поли­тического попустительства... Реальность состоит в том, что эко­номика рынков неотделима от институциональных рамок, в кото­рых она работает»1.

Рынок как Под социальным институтом понимается опре-
социальный деленная организация общественной деятельнос-
институт ти, которая регулирует правила поведения людей

и их взаимоотношения.

Во второй половине ХХ столетия нормальный рынок базиру­ется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?

Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают участников ры­ночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский ко­декс, выполняющий роль экономической конституции. В нем осо­бое внимание уделено характеристике роли гражданско-правово­го договора — средства регулирования рыночных отношений.

Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы фи­нансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз — от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

' Аллэ М. Экономика как наука. М., 1995. С. 19.


 

Глава 9. Рынок и механизм его функционирования

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профес­сиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения продавцов и по­купателей.

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреж­дения.

Таким образом, рынок предстает перед нами как единая сово­купность рыночных связей. Эта целостность придает ему новое качество — способность к саморегулированию на основе эконо­мических законов.


9.3. Закономерные взаимосвязи: предложение — цена — спрос 115

причина выступает в качестве независимой (от иных явлений) пе­ременной. Следствие — это зависимая (от причины) переменная. Наконец, устанавливается характер зависимости между данными изменяющимися величинами. Поскольку в экономических зако­нах может быть представлено прямое и обратное воздействие од­ной переменной на другую, то в силу этого причина и следствие могут меняться местами.

При изучении законов рынка мы будем выяснять следующие причинно-следственные связи: а) между рыночной ценой и пред­ложением отдельного частного продавца; б) между ценой и мас­совым спросом; в) между массовым предложением многих про­давцов и рыночной ценой; г) между массовым спросом многих покупателей и рыночной ценой.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.