Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок: функции и структура




Сущность Знакомство с рыночными отношениями нач-

и функции рынка нем с простейшего определения рынка, а за­тем перейдем к более сложным понятиям.

Рынокэто совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, на­пример, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, ре­гиона); б) национальный (внутренний); в) мировой рынки.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмот­реть его в рамках более широкой системы — товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производ­ства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и об­ратных связей.

Исходное звено общей системы — производство товаров — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направ­лениям:

а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;


б) в самом производстве создается новая стоимость — ожида­
емые доходы участников рыночных сделок;

в) в силу общественного разделения труда, на котором осно­
вывается товарное производство, создается необходимость само­
го рыночного обмена продуктами.

В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция рынка — выполнение роли главного контро­лера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и ко­личество созданных продуктов соответствуют нуждам покупате­лей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконо­мике: для продавцов — доходно или убыточно продавать данные товары, для покупателей — разорительно или выгодно их приоб­ретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что ры­ночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интере­сов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...»1. Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями; б) эквивалентность (равноценность) рыночной сделки.

Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее все­го, в начальный период его существования — в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом — слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товар­ного производства, поставлявшему для продажи сравнительно не­большое количество продуктов.

Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или не­большом городе, то ему трудно понять, как преобразился извест­ный ему с детства рынок в конце ХХ столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?

1 Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993. С. 91.



Глава 9. Рынок и механизм его функционирования


9.2. Формы и типы рыночных связей



 


       
   


Система рынков Система рынков — это единая совокупность множества рынков различного назначения. Та­кая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриаль­ного производства многократно расширилось рыночное про­странство в следующих направлениях:

•S натуральное производство в широких масштабах преврати­лось в товарное хозяйство;

S рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;

S быстро развилась сфера оплачиваемых духовных благ и услуг;

•S конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создает огромное коли­чество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потреб­ности всесторонне развитого человека.

В-третьих, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг.

В-четвертых, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

Наконец, усилившееся во второй половине ХХ в. обществен­ное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, ко­торые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего сто­летия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения (купли-продажи товаров). В последней проявляются крупные виды хозяйственной деятельности: общее (между круп­ными отраслями или сферами) и особенное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее рас­членение рынка наглядно представлено на рис. 9.1.

В системе рынков достаточно определенно выделяются следу­ющие крупные отрасли:

рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и не­продовольственные блага, рынок жилья и т.п.);

•рынок средств производства (здесь приобретаются веществен­ные факторы производства: оборудование, транспортные сред­ства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);


рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммуналь­
ного и бытового обслуживания, финансовые и страховые опера­
ции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные
услуги);

•рынок труда (для работодателей и наемных работников);

рынок научных и опытно-конструкторских разработок
(продуктов научных исследований, готовых для освоения в про­
изводстве);

•рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других докумен­
тов, приносящих доход);

•рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностран­ных денежных единиц и денежные расчеты с другими государ­ствами);

•рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интел­лектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необы­чайно повысило их активную экономическую роль. Рынок обес­печивает производство всей совокупностью субъективных, мате­риальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Все крупные производственные отрасли силь­но зависят от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного про­изводства. Речь идет только о новом состоянии экономического



Глава 9. Рынок и механизм его функционирования


9.2. Формы и типы рыночных связей



 


организма, когда все его клетки испытывают воздействие рыноч­ных отношений.

Во второй половине ХХ в. степень развития каждой нацио­нальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальные хозяйства. Закрытая экономика отличается тем, что все блага и услуги про­изводятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство, в котором часть продукции создается для внут­реннего потребления, а оставшаяся доля продается за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги, изготовлен­ные в иных странах.

Переход от закрытой к открытой экономике связан с развити­ем форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.