КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗАЯВЛЕНИЕ 1 страница
Пояснительная записка Основное назначение пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности — дополнить содержание приведенных в ней форм с целью получения более полной информации о финансовом положении организации и ее месте на рынке продукции, товаров, работ и услуг. Для реализации данной задачи должна быть обеспечена сопоставимость показателей за отчетный и предшествующий ему годы, единообразие в применяемых методах оценки отдельных, наиболее существенных, видов имущества и обязательств, представленных в общей сумме валюты баланса (ф. № 1) и отчета о прибылях и убытках (ф. № 2). Существенной, как уже отмечалось, признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих статей составляет не менее 5 %. Данное правило существенности необходимо применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке следует указать факты, когда те или иные правила ведения бухгалтерского учета не могут быть применены, и дать соответствующее обоснование. В противном случае неприменение таких правил дает основание рассматривать эту ситуацию, как уклонение от их выполнения и признается нарушением организацией действующего законодательства о бухгалтерском учете. Содержание пояснительной записки должно включать основные технико-экономические показатели текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации, в том числе сведения о распределении или нераспределении прибыли организации, остающейся в ее распоряжении. Дается подробная характеристика учетной политики в части применяемых методов оценки производственных запасов, их заготовления и использования, начисления амортизации по основным средствам, анализа эффективности использования их активной части, вариантов исчисления выручки от реализации продукции, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных и планируемых различных инвестиционных проектов по разработке новых видов продукции, улучшению ее качества и т. п. Раскрытие такой информации целесообразно дополнять соответствующими аналитическими таблицами, графиками и пр. При оценке финансового состояния организации необходимо привести данные его анализа. В частности, дать показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и возможностями восстановления (утраты) платежеспособности. Особое место в пояснительной записке должно быть отведено стратегии развития организации, ее научно-техническому потенциалу, состоянию профессионального уровня персонала и мерам по повышению его квалификации. В пояснительной записке организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год, мотивированно обосновывая свои намерения. При возможности, в пояснительной записке приводятся изменения отдельных абсолютных показателей и их влияние на формирование финансовых результатов организации. Например, при намерении организации перейти в следующем году на вариант применения ускоренной амортизации для целей бухгалтерского учета, она должна указать размер снижения балансовой прибыли в результате удорожания себестоимости продукции (работ, услуг).
Глава.9. Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами До 70-х годов XX века бухгалтерский язык как всеобщий язык бизнеса не получил интернационального признания, и каждая страна разрабатывала свои правила (стандарты) ведения бухгалтерского учета. Например, в США это Общепринятые принципы учета (Generally Accepted Accounting Principies - GAAP), в Великобритании — Положения о стандартах ведения учета (Statements of Standard Accounting Practice - SSAP). Всего к концу 60-х годов в мире сформировались и получили применение свыше 100 национальных учетных систем. По признаку однотипности методологических подходов к построению систем бухгалтерского учета сформировалась трехмодельная классификация учетных систем: 1. Англо-американская модель, объединившая в основном англоязычные страны (США, Великобритания, Австралия и др.). Организация бухгалтерского учета в законодательном плане менее регламентируется и в значительной степени ориентирована на стандарты, разрабатываемые профессиональными организациями бухгалтеров, включая и нормы профессиональной этики. Гибкость в принятии и функционировании учетной политики на уровне как отдельного предприятия, так и всей учетной системы — отличительная черта данной модели. 2. Континентальная модель объединяет европейские страны с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Австрия и др.). Для нее характерным является высокий уровень законодательного регулирования бухгалтерского учета, а потому больший консерватизм учетной политики. Достаточно в этой связи сослаться на организацию учета во Франции, в основе которой лежит «Система бухгалтерского учета на предприятии» — нормативный документ, подготовленный Орденом экспертов-бухгалтеров Франции под руководством Министерства экономики и финансов. Характерной особенностью системы французского бухгалтерского учета является наличие подробного Генерального (нормативного) плана счетов, призванного быть основой при составлении фирмами рабочих планов счетов бухгалтерского учета. Такая особенность, как известно, присуща и схеме организации бухгалтерского плана счетов РФ, хотя в основе его лежит иной подход. Для российского плана счетов более характерна схема построения, созвучная формированию валового внутреннего продукта. В основе группировки счетов плана счетов Франции более четко просматриваются принципы, обеспечивающие процесс сохранения и приумножения капитала, формирования прибыли, исчисления финансового результата по методу начисления. Поэтому во французском плане счетов классы (разделы) построены в иной последовательности. Так, класс 1 «Счета капитала» включает 8 счетов: · счет 10 «Капитал и резервы»; · счет 12 «Результат отчетного периода»; · счет 13 «Субсидии на капиталовложения»; · счет 14 «Регламентируемые резервы»; · и др. счета (счет 15 «Особые бессрочные займы» и пр.). Тем не менее при всем консерватизме системы нормативного регулирования бухгалтерского учета Франции, она гармонизирована с нормами Комитета по международным стандартам по бухгалтерскому учету — International Accounting Commitee (IASC), хотя имеет отличия от англосаксонских стран. В них под влиянием IASC различают двенадцать принципов бухгалтерского учета. В системе бухгалтерского учета Франции эти принципы закреплены на законодательном уровне, либо их применение рассматривается в общепринятом сложившемся порядке. Дискуссии, наметившиеся в реформировании отечественного бухгалтерского учета, предусматривают отход от континентальной модели в направлении перераспределения государственных функций его регулирования, составления финансовой отчетности и передаче их профессиональным общественным организациям, в том числе Институту профессиональных бухгалтеров. Южноамериканская модель (Аргентина, Боливия, Бразилия и др.), ориентированная на высокий уровень инфляционных процессов в экономике. Тем не менее содержание ее также ориентировано на удовлетворение в учетной информации государственных структур управления. Как правило, организации используют унифицированные формы первичной учетной документации. Исламская модель имеет место в большей степени в арабских странах (Ирак, Иран и др.). Ее содержание учитывает религиозные подходы в методологическом обеспечении бухгалтерского учета. Тем не менее в построении данной модели достаточно четко определен рыночный подход к оценке соответствующих активов и обязательств экономических субъектов. В 70-х годах усилился процесс свободного перемещения капитала из одной страны в другую. Однако осуществление совместной деятельности компаний затруднялось из-за наличия национальных систем бухгалтерского учета. В связи с этим среди инвесторов, банкиров и лиц других профессий, связанных с экономикой, остро встала проблема разработки общедоступных учетных систем, которые являлись бы своего рода кодексом профессиональной этики. Данное направление получило название гармонизации учета, результатом чего явилась подготовка международных стандартов финансовой отчетности (International Accounting Standards). Международные стандарты не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Они в первую очередь целесообразны для международных компаний, которые обязаны консолидировать финансовую отчетность дочерних предприятий, работающих в разных странах. Стандарты также необходимы для фирм, намеревающихся привлечь средства иностранных инвесторов. Их внедрение в нашей стране логично по мере развития законодательства. Продолжающаяся глобализация экономики предопределила необходимость дальнейшей разработки учетных систем на международном уровне. Поэтому к настоящему времени к ранее функционирующим трем моделям учетных систем можно добавить четвертую модель — международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Международные стандарты разрабатываются с 1973 г., когда был создан Комитет по международным стандартам, объединивший профессиональные организации бухгалтеров из 9 стран: Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Нидерландов, Японии, Австралии и Мексики. В настоящее время Комитет объединяет более 100 членов (организаций). Им разработано свыше 30 стандартов по отдельным вопросам бухгалтерского учета. Перечень международных стандартов финансовой отчетности приведен в табл.9.1 Таблица 9.1: Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
Некоторые стандарты, не приведенные в таблице, пересматриваются. Разработанные стандарты отличаются многовариантностью выбора постановки учета отдельных объектов. Причем перечень вариантов не всегда совпадает с российскими стандартами. Так, международный стандарт 16 «Основные средства» в части их амортизации содержит только три метода: равномерного начисления; уменьшаемого остатка; суммы изделий. В отечественной практике более широкий диапазон применяемых методов начисления амортизации. В конкретном сопоставлении отечественного бухгалтерского учета с международными стандартами различия проявляются в следующем: По МСБУ, финансовый год может не совпадать с календарным. Более того, система налогообложения США разрешает фирмам самостоятельно устанавливать сроки финансового года. В российской практике такие подходы исключены. Финансовый год должен совпадать с календарным. В российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) используется национальная валюта — рубль и ее составляющая — копейка. Отчетность межнациональных компаний подготавливается в валюте страны, где находится их штаб-квартира, но чаще всего — в долларах США, в то время как дочерние предприятия этих компаний — в национальной валюте страны пребывания. В плане счетов англо-американской модели нумерация счетов отсутствует, а расположение их построено по степени ликвидности — от наиболее ликвидных видов имущества и обязательств к наименее ликвидным. В российском плане счета размещены в обратной зависимости. Аналогично размещение статей бухгалтерских балансов. Бухгалтерский баланс по международным стандартам бухгалтерского учета (МСБУ), в отличие от РСБУ, содержит более подробную информацию, так как наряду с данными отчетного периода он включает аналогичные показатели за тот же период прошлого года. С 1 января 2000 г. в связи с вводом в действие Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99 такая структура баланса определена и в отечественной практике бухгалтерского учета. В то же время по РСБУ отдельные статьи баланса более детализированы, особенно в разрезе отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности. По МСБУ такая детализация имеет место в Отчете о прибылях и убытках. Есть различия в написании цифр, обусловленные национальными традициями. Так, в англо-американской отчетности запятая разделяет разряды целых чисел, а точка — дробную часть от целой. Например, в отчетности указывается цифра в виде 1,333,777.99, а у нас— 1333777, 99. В РСБУ отсутствует процедура (в отличие от южноамериканской модели), позволяющая корректировать отдельные статьи баланса на индекс инфляции. Это снижает достоверность финансовой отчетности в процессе сравнения ее за разные периоды. По МСБУ исправление ошибок допускается только методом «черного сторно», т.е. предыдущая ошибочная запись корректируется только в сторону увеличения. В российской практике допускается, кроме того, и использование метода «красного сторно». По РСБУ часто используются обороты по корреспондирующим счетам. Финансовые же отчеты по МСБУ оперируют только с входящим и исходящим сальдо, а также суммарными оборотами, т. е. не выделяются дебетовый и кредитовый обороты. В МСБУ общепринята практика одновременного отражения хозяйственных операций в учете по дебету нескольких счетов и кредиту нескольких счетов. Отечественная методология бухгалтерского учета отрицает такую корреспонденцию счетов, обоснованно считая, что подобный подход искажает экономическое содержание хозяйственной операции. Правила выполнения отдельных операций различны. По международным стандартам снятие денег со счета в банке регистрируется в учете в момент печатания платежного поручения с последующей корректировкой в конце месяца операцией «выверки». В РСБУ подобный факт совершенной хозяйственной операции принимается к учету на дату получения банковской выписки. Обязанность по уплате налога считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии у нее на счете денежных средств. Если оплата налога осуществляется наличными, то операция считается исполненной с даты внесения суммы в счет погашения налога в банк, организацию связи или в кассу органа местного самоуправления. Предприятие, перешедшее на организацию бухгалтерского учета по международным стандартам, при подготовке отчетности может исходить из следующих подходов: 1. Готовить «удобный отчет». Его содержание оформляется переводом не только на язык пользователя, но и на его валюту. При этом учетные принципы остаются неизменными. По такому варианту работают японские компании. 2. В соответствии с принципами учета страны-пользователя учетной информации готовится перевод отчета с пересчетом валюты и частичным пересчетом отдельных элементов финансового отчета. Эта информация оформляется как приложение к отдельным формам отчета. Подобный подход характерен для шведской компании «Вольво». 3. Разрабатывается «удобный перевод» отчетности на языке пользователя без изменения валюты и принципов бухгалтерского учета (типично для финских компаний при ведении переговоров с российскими предприятиями и организациями). 4. Готовится «дублирующий финансовый отчет» с переводом, пересчетом валюты и всех показателей отчетности исходя из учетных принципов пользователя, т. е., по сути, составляется два вида отчетности: для себя, в соответствии со сложившимися принципами учета, и для партнера — в соответствии с принципами национального законодательства последнего. В строгом соответствии с международными стандартами учета.. Отчет составляется исходя из требований национального законодательства, если они не противоречат международным стандартам, язык и валюта такой компании широко используются в мире, а компания функционирует только на своем внутреннем рынке. Этот способ применим для компаний США. Переход экономики на рыночные отношения объективно востребовал соответствующей адаптации и ее языка бизнеса — бухгалтерского учета. Поэтому основная цель реформирования системы бухгалтерского учета — обеспечить совмещение национальной системы бухгалтерского учета с требованиями рыночной экономики и МСФО. Принципиальные различия в постановке организации отечественного бухгалтерского учета и многих международных стандартов определили первоочередность и последовательность реформирования системы бухгалтерского учета в России. На начальном этапе были выработаны общие подходы к разработке системы нормативно-правового регулирования, составлен перечень 22 первоочередных национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Проанализированы тенденции во взаимоотношениях систем бухгалтерского учета и налогообложения, а также проблема регулирования учета государственными органами и профессиональными общественными объединениями. Первый шаг в данном направлении был сделан с принятием Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствие с требованиями развития рыночной экономики. В основе Государственной программы была положена идея разработки такой системы национальных счетов, которая бы позволила исходя из единой методологической базы формировать адекватную оценку хозяйственной деятельности экономических субъектов всех уровней: низшего — отдельной организации, затем отраслевого и народнохозяйственного. Получаемые показатели должны быть сопоставимы с аналогичными показателями, применяемыми в других странах. Такая прозрачность экономики способствует интеграции страны в мировое сообщество, создает более благоприятные условия для привлечения иностранного капитала. Принятая в 1994 г. Программа реформирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривала четыре направления: 1. Приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с действующей новой экономической реальностью в стране. На базе новой концепции предстоит разработать правила и нормы постановки и организации осуществления бухгалтерского учета и контроля за формированием финансовой информации, отвечающей требованиям ее пользователей. 2. Реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета путем адаптации ее к новой складывающейся законодательной базе, при изначальном соблюдении наработанных положительных традиций в области бухгалтерского учета, максимально приближенных к требованиям международных стандартов. 3. Формирование профессии бухгалтера в объеме требований, которые предъявляются к ней современной экономической реальностью и созвучны требованиям к данной профессии в странах с развитой рыночной средой. 4. Реорганизация системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров. Расхождение основополагающих принципов отечественного бухгалтерского учета с его международными стандартами состоит: Во первых в отсутствии законченной концепции бухгалтерского учета, ориентированной на развитые рыночные отношения. Создание такой концепции закладывает основу для разработки правил и норм постановки и реализации методологических приемов бухгалтерского учета, адекватных потребности в получении информации, отвечающей новым экономическим реальностям, сложившимся в мировой экономике. Во – вторых в несоответствии действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета нормам гражданского, на логового законодательства и других отраслей права как в самой стране, так и указанным нормам прежде всего в европейских странах. В последних, как известно, методология учета ближе к отечественной практике. В рамках первого направления должно быть устранено несоответствие по основным вопросам российской методологии системы бухгалтерского учета международным стандартам ведения учета и содержания финансовой отчетности. Четко очерчены модели сосуществования и взаимодействия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения. Определен порядок формирования текущих издержек по производству продукции, выполненным работам и оказанным услугам, а также их состав. Параллельно должна быть разработана модель (варианты) исчисления финансовых результатов организации. Установлены процедуры корректировки данных финансовой отчетности исходя из различных темпов инфляции. Упорядочены способы оценки отдельных видов имущества и обязательств: созданы инструменты, формирующие основополагающие подходы, обеспечивающие открытость (публичность) финансовой отчетности. Должна быть создана система вневедомственного независимого контроля (аудита), обеспечивающая достоверность учетной и отчетной финансовой информации. В рамках второго направления требовалось разработать условия, позволяющие обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к сопоставимой информации о финансовом положении участников рынка. Содержание этих условий определяет решение вопросов переориентации нормативного регулирования бухгалтерского учета с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Предстоит переориентировать методологическое обеспечение бухгалтерского учета на организацию финансового учета, предоставив самой организации в пределах действующего законодательства и рекомендаций профессиональных структур определить модель управленческого учета, учитывая стратегию своего развития. В данном направлении Министерством финансов РФ проделана определенная работа. По состоянию на 1 января 2004 г. разработано 20 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Начиная с годового отчета за 1995 г. важнейшие показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности организации — продажа продукции (работ, услуг), себестоимость, финансовые результаты могли формироваться исходя из принципа начисления. С 1 января 2002 г. этот метод становится определяющим. С вводом в действие нового Плана счетов бухгалтерского учета осуществлена адаптация к международной практике в сложившейся методологии учета формирования финансовых результатов от продаж продукции, выполненных работ и оказанных услуг, а также от других операций, формирующих операционные и внереализационные доходы и расходы. Однако комплексно данный принцип начисления не реализован. Как уже отмечалось, организации малого бизнеса при выборе учетной политики формирования выручки от продаж для целей бухгалтерского учета вправе отходить от общепринятого принципа «по отгрузке», являющегося в настоящее время обязательным для остальных организаций. С 1996 г. в объем форм бухгалтерской отчетности включены отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала. С отчета за 1998 г. расширен круг пользователей учетной информации по общественным организациям. Они стали представлять отчет о целевом использовании денежных средств. С бухгалтерской отчетности за 2003 год возрос объем информации, представленной в соответствующих формах. В первую очередь изменения коснулись ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». В частности, введены новые разделы: • расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; • расходы на освоение природных ресурсов; • государственная помощь. В то же время из данной формы отчетности исключены разделы: • движение заемных средств; • справки к разделу 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность»; • раздел 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений». Тем самым стала более прозрачной отчетность о движении денежных средств. Теперь в российской бухгалтерской отчетности, так же как и в отчетности по Международным стандартам нет, знака «-» (минус). Если возникает необходимость исключения какой-либо суммы из итога, то она показывается в скобках. Приняты Основные принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности в странах — членах СНГ. Методологические подходы, заложенные в Основные принципы, в дальнейшем были отражены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В указанных нормативных документах нашло место разумное сочетание национальных традиций в области бухгалтерского учета с некоторыми международными стандартами финансовой отчетности. Дальнейшее использование этих стандартов немыслимо без участия профессиональных (общественных) организаций, что потребует поднятия статуса самой профессии бухгалтера. Тем самым будет востребовано третье направление в реформировании бухгалтерского учета. Его основу должно составить создание саморегулирующих объединений, способных подготовить положения (стандарты) по методическому обеспечению отдельных объектов бухгалтерского учета. Для того чтобы решить поставленные задачи, требуется сформировать систему профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, а также организовать общественный контроль за их деятельностью. Эти подходы востребуют разработку комплекса мер по реорганизации всей системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров. За истекший период после принятия Государственной программы в концептуальном плане реформирования бухгалтерского учета были заложены основы новой нормативно-правовой базы, решены вопросы наработки методик учета новых объектов, ранее не характерных для нашей экономики: по нематериальным активам, финансовым вложениям, движению денежных потоков и пр. Сформированы и нормативно закреплены основные концепции учета в рыночной экономике, базовые подходы в формировании публичной отчетности. Определены допустимые отступления от международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Установлено понимание того, какое место должен занять в экономике аудит как специфичный вид предпринимательской деятельности. Оформлена модель сосуществования бухгалтерского и налогового учета. На базе данной концепции определены:
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |