Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бинокулярные признаки удаленности и глубины




Восприятие глубины и удаленности предметов

Восприятие

Восприятие, или перцепция — это процесс обработки сенсорной информации,
результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как со-
вокупности предметов и событий.

Выделение двух стадий обработки информации — сенсорных и перцеп-
тивых процессов (ощущений и восприятия) — во многом является абстрак-
цией. Трудно отделить их друг от друга, как последовательные действия те-
атрального спектакля. Если мы находимся в нормальном состоянии, то,
идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомо-
били, а не просто ощущаем шорохи, блики и вибрации. Перцептивная об-
работка информации не просто следует за сенсорной с крайне малым вре-
менным интервалом, эти процессы могут идти параллельно, а зачастую
интерпретация первичной информации опережает собственно сенсорную
обработку. Наш опыт позволяет нам формировать ожидания, касающиеся
явлений внешнего мира: ощущения от движущегося источника звука и света
дают нам возможность предвосхищать появление автомобиля, раскатистые
звуки в небесах — грозу и ливень.

Для понимания того, что происходит во внешнем мире, мало идентифи-
цировать
объекты, т.е. определять, что мы видим, слышим или осязаем.
Важно также знать, где это находится, чтобы, например, при наблюдении
чего-то опасного успеть удалиться, а при появлении чего-то привлекатель-
ного и желанного успеть это нечто догнать. Здесь мы сталкиваемся с од-
ной из фундаментальных проблем восприятия, а именно с проблемой ло-
кализации —
определения местоположения объектов. Эта и другие пробле-
мы восприятия будут рассмотрены нами на примере зрения. На это есть
по меньшей мере две причины: во-первых, зрительный анализатор явля-
ется ведущим в жизни человека (по оценкам некоторых специалистов, до
90% процессов обрабатываемой человеком информации приходится на
зрительную сенсорно-перцептивную систему), во-вторых, зрительное вос-
приятие гораздо лучше изучено по сравнению с другими его видами.


Глава 3. Восприятие

Один из основных вопросов восприятия глубины и удаленности пред-
метов состоит в том, почему и за счет чего мы видим мир трехмерным, если
на сетчатке глаза мы имеем только двухмерное (плоское) его изображение?
Стремление ответить на поставленный вопрос привело к поиску призна-
ков глубины и удаленности
— особенностей стимульной ситуации, которые
позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится
от него самого и от других объектов.

Бинокулярными признаками называют признаки, связанные с соотношени-
ем изображений или проекций объекта на сетчатки разных глаз.
Бинокуляр-
ные признаки существуют за счет того, что люди, как правило, видят и
смотрят двумя глазами. Благодаря тому, что наши глаза находятся на не-
котором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с не-
сколько разных позиций (как при одновременной видеосъемке с двух то-
чек). Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под раз-
ным углом. Это различие в направлениях смотрения каждым глазом, или
угол между этими направлениями, называется бинокулярным параллаксом.
Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его величина служит ей в ка-
честве своеобразной подсказки, признака удаленности предмета: большой
угол — предмет близко, маленький угол (направления смотрения почти па-
раллельны) — предмет далеко. Кроме того, поскольку направления смот-
рения у каждого глаза различны, отображения предметов на каждой из двух
сетчаток будут тоже разными: каждый глаз видит свое, несколько отлич-
ное оттого, что видит другой; у одного «наблюдательный пункт» находит-
ся чуть левее, у другого — правее, поэтому и картинки на сетчатках разных
глаз получаются неодинаковые. Это различие в сетчаточных отображени-
ях называется бинокулярной диспарантностью.

Чтобы убедиться в том, что каждый глаз получает свое изображение при
взгляде на предмет, проведем следующий простой опыт. Возьмем чайную
чашку с ручкой. Чашку перед собой держим так, чтобы ее ручка (при взляде
обоими глазами) была слегка видна — высовывалась из-за края чашки на
полсантиметра. Пусть ручка будет справа от нас. Теперь закроем правый
глаз. Ручка изчезла из поля зрения или, во всяком случае, несколько «умень-
шилась». Откроем правый глаз и закроем левый. Ручка снова появилась. Это
демонстрация того, что сетчатки глаз получают различные изображения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.