Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная группировка




Рис. 3.9. Близость как принцип перцептивной группировки.
Рис. ЗАО. Сходство как принцип перцептив- ной группировки.

Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них
представлены некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы
не воспринимаем дерево за окном как совокупность овальных зеленого
цвета объектов, находящися на фоне черных толстых вертикальных линий
и тонких черных линий, большинство из которых находится под некото-
рым наклоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Эту особенность
восприятия особо подчеркивали представители школы гештапыппсихоло-
гии,
основной тезис которой состоял в том, что психические образы, об-
разы восприятия в частности, пред-
ставляют собой нечто большее, чем
простая сумма элементов. Образ
восприятия — это некоторая орга-
низация стимулов. Возникает воп-
рос: за счет чего становится возмож-
ной эта организация, объединение в
целостный образ отдельных элемен-
тов стимуляции? Иными словами, за
счет каких механизмов происходит
перцептивная группировка? Почему,
например, мы воспринимаем следу-
ющее изображение (рис. 3.9) как три
пары вертикальных линий, а не про-
сто как шесть вертикальных линий?
Гештальтпсихолога сформулирова-
ли целый ряд принципов, которым
подчиняется перцептивная организа-


Восприятие формы


ция (группировка). Один из таких
принципов — близость: чем ближе два
элемента друг к друг, тем более мы
склонны группировать их вместе при
восприятии. Действием этого принци-
па можно объяснить восприятие изоб-
ражения на рис. 3.9 как трех пар вер-
тикальных линий: первая и вторая,
третья и четвертая, пятая и шестая ли-
нии находятся в непосредственной
близости друг от друга, поэтому мы
склонны группировать их, т.е. воспри-
нимать как некий целостный объект.

Другим принципом группировки
является сходство: сходные объекты
группируются, объединяются в еди-
ный образ. Например, мы группиру-
ем звездочки со звездочками на ос-
нове их сходства между собой и по-
этому видим не просто совокупность
нулей и звездочек, а треугольник из
звездочек (рис. 3.10).

Элементы, образующие плавный,
непрерывный контур, воспринима-
ются как единая фигура — группиру-
ются. Этот принцип получил назва-
ние хорошего продолжения, или не-
прерывности. Участки линий на рис.
3.11 группируются так, что А объеди-
няется cD, аСсВ, анеАсВиСс
D, потому что первые пары образуют
друг с другом плавный контур.

Если контур фигуры имеет разры-
вы, то мы склонны как бы заполнять
их, дополнять фигуру до некоторого
целостного образа. Этот принцип полу-
чил название замкнутости. Например,
на рис. 3.12 мы видим треугольник, не-
смотря на разрывы в его контуре.

Интересно, что мы можем видеть
контур там, где в действительности
его нет (рис. 3.13).

На рис. 3.13 вы ясно видите белый
треугольник, обращенный вершиной
вверх. Причем этот треугольник вос-
принимается как более белый, чем


Глава 3. Восприятие

Рис. 3.14. Двусмысленное изображение.

фон. На самом деле треугольника как такового нет, кроме того, мнимый тре-
угольник ничуть не белее фона. Этот феномен получил название эффект
субъективного контура
[Kanizsa, 1976]. По мнению многих исследователей
восприятия, в основе феномена субъективного контура лежат принципы
замнкутости и хорошего продолжения.

На начальном этапе развития гештальтпеихологии ее представители на-
стаивали на том, что перцептивная организация — это просто функция
стимула, результат процессов, идущих снизу вверх [Koehler, 1947]. Одна-
ко дальнейшие исследования показали, что такие факторы, как опыт
субъекта, его установки, оказывают существенное влияние на процессы
организации стимульной информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.