Рис. 3.9. Близость как принцип перцептивной группировки.
Рис. ЗАО. Сходство как принцип перцептив- ной группировки.
Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них представлены некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы не воспринимаем дерево за окном как совокупность овальных зеленого цвета объектов, находящися на фоне черных толстых вертикальных линий и тонких черных линий, большинство из которых находится под некото- рым наклоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Эту особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештапыппсихоло- гии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, об- разы восприятия в частности, пред- ставляют собой нечто большее, чем простая сумма элементов. Образ восприятия — это некоторая орга- низация стимулов. Возникает воп- рос: за счет чего становится возмож- ной эта организация, объединение в целостный образ отдельных элемен- тов стимуляции? Иными словами, за счет каких механизмов происходит перцептивная группировка? Почему, например, мы воспринимаем следу- ющее изображение (рис. 3.9) как три пары вертикальных линий, а не про- сто как шесть вертикальных линий? Гештальтпсихолога сформулирова- ли целый ряд принципов, которым подчиняется перцептивная организа-
Восприятие формы
ция (группировка). Один из таких принципов — близость: чем ближе два элемента друг к друг, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии. Действием этого принци- па можно объяснить восприятие изоб- ражения на рис. 3.9 как трех пар вер- тикальных линий: первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая ли- нии находятся в непосредственной близости друг от друга, поэтому мы склонны группировать их, т.е. воспри- нимать как некий целостный объект.
Другим принципом группировки является сходство: сходные объекты группируются, объединяются в еди- ный образ. Например, мы группиру- ем звездочки со звездочками на ос- нове их сходства между собой и по- этому видим не просто совокупность нулей и звездочек, а треугольник из звездочек (рис. 3.10).
Элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринима- ются как единая фигура — группиру- ются. Этот принцип получил назва- ние хорошего продолжения, или не- прерывности. Участки линий на рис. 3.11 группируются так, что А объеди- няется cD, аСсВ, анеАсВиСс D, потому что первые пары образуют друг с другом плавный контур.
Если контур фигуры имеет разры- вы, то мы склонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип полу- чил название замкнутости. Например, на рис. 3.12 мы видим треугольник, не- смотря на разрывы в его контуре.
Интересно, что мы можем видеть контур там, где в действительности его нет (рис. 3.13).
На рис. 3.13 вы ясно видите белый треугольник, обращенный вершиной вверх. Причем этот треугольник вос- принимается как более белый, чем
Глава 3. Восприятие
Рис. 3.14. Двусмысленное изображение.
фон. На самом деле треугольника как такового нет, кроме того, мнимый тре- угольник ничуть не белее фона. Этот феномен получил название эффект субъективного контура [Kanizsa, 1976]. По мнению многих исследователей восприятия, в основе феномена субъективного контура лежат принципы замнкутости и хорошего продолжения.
На начальном этапе развития гештальтпеихологии ее представители на- стаивали на том, что перцептивная организация — это просто функция стимула, результат процессов, идущих снизу вверх [Koehler, 1947]. Одна- ко дальнейшие исследования показали, что такие факторы, как опыт субъекта, его установки, оказывают существенное влияние на процессы организации стимульной информации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление