Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные феномены внимания




Феноменально, наиболее ярко, внимание проявляется в ходе анализа ощу-
щений, будь то зрительные, слуховые или тактильные. Человек сталкива-
ется с тем, что не может одним разом охватить весь окружающий его мир
и себя самого. Что-то всегда выступает на первый план, что-то остается в
тени, что-то на данный момент совсем отсутсвует в сознании. Еще Виль-
гельм Вундт определял внимание как наиболее отчетливое и ясное состо-
яние сознания, как особое его свойство или состояние сознания, при ко-
тором происходит наиболее ясное и отчетливое восприятие [Вундт, 1912].
Эксперименты, проведенные В. Вундтом с использованием метронома и
тахистоскопа, позволили наглядно представить уровни сознания и изме-
рить объем внимания и восприятия. При этом метод исследования психи-
ческих процессов был традиционным для психологии сознания и основы-
вался на вербальных реакциях испытуемого. Однако сам тахистоскоп — при-
бор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определен-
ное, в том числе и очень короткое время? — был изобретением В. Вундта и
позволил ему, во-первых, развести объемы восприятия и внимания, а, во-
вторых, определить их количественные границы.

Последователь В. Вундта Э.Б. Титченер описывает эксперименты, на-
правленные на оценку других свойств внимания. Так, с помощью круга
Массена была предпринята попытка измерения длительности внимания
или того, как долго может длиться одна волна внимания [Титченер, 1990).
Данный метод, как и многие другие, основывался на фиксации испытуе-
мыми минимальных возбудителей, которые исчезали из сознания при ма-
лейшем колебании внимания. При исчезновении или появлении стимула
испытуемые реагировали нажатием на ключ. Измеренная таким образом
волна внимания могла длиться по меньшей мере минуты две-три [Титче-
нер, 1990]. Однако уже Титченер сомневался в полученных результатах,
указывая на данные физиологии органов чувств и несопоставимость экс-
периментальных условий и повседневной жизни, где объекты внимания
постоянно меняются. Степень внимания, или высоту волны сознания,
предлагалось измерять по косвенным показателям. Так, напряженность,


Глава 4. Внимание

прежде всего физическая, сигнализировала о понижении степени внима-
ния. Более достоверные результаты давала продуктивность однородной
однообразной деятельности, выполнение которой требовало определенной
степени внимания.

Эксперименты по аккомодации внимания показали невозможность
одновременного достижения сознания двумя конкурирующими возбуди-
телями. При этом приоритет осознания того или иного раздражителя за-
висит от задачи, поставленной перед испытуемым. Титченер приводит
один из таких экспериментов с использованием метронома с колоколь-
чиком, звенящим около фиксированной метки. В зависимости от зада-
чи, которая предписывает обращать внимание либо на звук, либо на дви-
жение стрелки, испытуемый по разному определяет положение стрелки
[Титченер, 1990].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.