Социальные репрезентации изучались преимущественно в социологии и социальной психологии. Социальные репрезентации играют важную роль в поддержании социальных контактов, а также в адаптивном планирова- нии, предвосхищении и реализации скриптов. Помимо этого социальные репрезентации участвуют в формировании и поддержании «образа Я». По мнению Дуаза (цит. по [Ghiglione, Bromberg, 1993]), репрезентации отве- чают за использование приемлемых способов социального поведения. Ре- пзезентации участвуют в понимании и интерпретации поведения других лиц [Петренко, 1983].
При описании функционирования когнитивной системы можно придержи- ваться двух планов изложения. Согласно первому, этапы функционирова- ния воспроизводят архитектонику ментальной репрезентации. Это означа- ет, что основные этапы функционирования аналогичны структуре менталь- ных репрезентаций. Эта логика представлена в тех исследованиях, в кото- рых этапы функционирования рассматриваются как отражение структур репрезентации (например, в коннекционизме). В мультиформатных моде- лях, где выделяются независимые концептуальные и образные репрезента- ции, процесс функционирования описывается как протекающий в форме концептов, представляющих собой естественные категории и включающих Пропозициональные, образные и функциональные компоненты. ^ Второй возможный план анализа состоит в выделении собственно фун- кциональных элементов без их жесткой привязки к структурам. Говоря о функционировании ментальных репрезентаций, мы хотим подчеркнуть, что те или иные знания, имеющие определенный формат, могут быть од-
Функционирование
новремепно как структурно стабильными, так и изменчивыми. Ле Ни [Le Ny, 1980] различал репрезентации-типы и временные репрезентации. Пер- вые составляют основу наших знаний о мире и имеют пропозициональную структуру. Вторые суть формы, в которых проявляется знание примени- тельно к данной ситуации. Сходная дихотомия «постоянного—временно- го» была принята за основу Барсалу (Barsalou, Medin, 1986] при анализе каг тегорий. Автор выделил два вида категорий: естественные, организован- ные согласно таксономии, и образованные в зависимости от цели и обсто- ятельств, так называемые ad hoc категории. Ришар [Ришар, 1998] разли- чает собственно знания а текущие репрезентации. Первые отражают от- носительно стабильную систему знаний и являются частью долговремен- ной памяти, вторые — знания ситуационные, они отвечают за отражение ситуации, формируются применительно к выполняемой деятельности, за- висят от целей и условий.
Дихотомия постоянного и временного знания описывается дихотоми- ей двух типов связей, связывающих единицы знания [Lieury, 1995; Richard J., Richard Ar., 1992, Herrmann, et al., 1986]: связей включения и связей часть- целое.
' Связи включения образуют основу постоянных знаний, представляю- щих собой концептуальные репрезентации. Концептами принято называть естественные категории, которые помимо пропозициональных, включают и образные компоненты. Концептуальной организацией может описывать- ся ^"функциональная структура, в которой также можно выделить базовый уровень, характеризующийся двумя существенными компонентами: целью действия и способом его реализации.
Связи часть—целое отвечают за временные репрезентации. Принято в качестве временных репрезентаций выделять схемы и скрипты. Схемы опи- сывают временную организацию объектов, скрипты — временную органи- зацию событий.
Деление на постоянное—временное правомерно не только в отношении объектов, но действий. Постоянным репрезентациям соответствуют соб- ственно действия (организованные концептуально), а временным — про- цедуры, приуроченные к конкретным условиям (подробнее см. [Richard J., Kekenbosch, 1995, p. 209 и далее]).
Схема и скрипт. Впервые понятие схемы в связи с получением новых зна- ний ввел Бартлетт в 1932 г. В схеме (с точки зрения ее функционирования) можно выделить несколько основных характеристик. Во-первых, схема представляет собой нечто целое при одновременной автономии относи- тельно других знаний. Схема определяется не только через присущие объекту свойства, но и через контекст, в котором она реализуется. Во-вто- рых, схема имеет обобщенный и абстрактный характер. В ее структуре име- ется несколько пустых мест, которые можно заполнить специфическими элементами ситуации: эта операция называется партикуляризацией (или подыскиванием примера). Схему можно дополнить недостающей информа- цией. В экспериментальных исследованиях было показано, что, читая текст
Глава 6. Ментальная репрезентация
(напоминающеий по структуре схему), испытуемые «добавляют» недоста- ющие элементы. Тот же самое верно и в отношении скрипта (например, «пошли в кино» дополняется действием «купили билет»).
Скрипт представляет собой что-то вроде плана действия, в котором от- дельные исполнительские действия могут заменять друг друга при условии реализации поставленной цели.
Постоянные и временные репрезентации взаимно влияют друг на дру- га. Во-первых, в ходе онтогенеза и микрогенеза происходит изменение по- стоянных репрезентаций. Теория развития Пиаже (в частности, понятия ассимиляции и аккомодации) также затрагивает проблему влияния суще- ствующих знаний на интеграцию новых.
Постоянные репрезентации изучались в связи с проблемой формиро- вания понятий, построения новых категорий, создания схем и скриптов. Верньо ввел понятие концептуального поля, с помощью которого подчер- кивается, что усвоение новых понятий зависит от освоенности прочих по- нятий, входящих в концептуальное поле (примерами концептуальных по- лей в области математики являются структуры сложения, вычитания, ум- ножения и деления [Верньо, 1998]).
Временные репрезентации исследовались в связи с проблемой органи- зации и управления поведением. Ок и Аламберти [Alamberti, Basien, • Richard, 1995, p. 413] разработали модель управления деятельностью, со- стоящую из трех уровней: автоматизированных операций, базового уров- ня и пересмотра текущей репрезентации.
Базовый уровень соответствует обобщенному анализу ситуации, что по- зволяет набросать приблизительный план «незавершенных» позиций и скорректировать текущую репрезентацию. «Незавершенные» позиции пе- рерабатываются, и на основе такой переработки принимается решение. Иногда разрыв между ожидаемыми и наблюдаемыми параметрами пове- дения требует пересмотра репрезентаций, что соответствует наивысшему уровню функционирования скрипта (рис. 6.4).
В связи с обсуждаемой здесь проблемой соотношения постоянных и те- кущих репрезентаций следует указать на особый способ разрешения дан- ной проблемы в школе П.К. Анохина и в модели построения движений Н.А. Бернштейна.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление