Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие представлений о связи темперамента и характера в истории психологии




 

Уже в начале становления современной психологии и физиологии В. Вундт развивал синтетические представления о типологии душевных движений. Он утверждал, что темперамент и характер необходимо рассматривать как единство аффективной и волевой наклонностей человека, представленное им следующей таблицей:

Темпераменты по скорости чередования душевных движений Темпераменты по силе аффектов (чувств)
Сильные Слабые
Быстрые Холерический Сангвинический
Медленные Меланхолический Флегматический

 

Далее В. Вундт указывает на сложные динамические отношения типов темперамента и характера, по существу исключающие неизменное статическое их соответствие друг другу. Важно и то, что вся его таблица построена по признакам единых душевных движений и чувств (аффектов), относящихся одновременно и к темпераменту, и к характеру [22, 73-740].

Пример, приведенный В. Вундтом, показывает, что связь темперамента не может быть понята как простое взаимоодназначное совпадение их типов, - прежде необходимо разделение сущностей тех и других. Когда же в динамике сопоставления типов и возникает их классическое наложение, то оно будет восприниматься уже как частный случай психической недействительности. Понятно, что идеальное совпадение может быть, например, основанием для учебной модели течения процессов реактивности и активности, но не для «подтверждения» симметричности психики, асимметричной уже по своему негэнтропийному предназначению. Здесь следует заметить, что и вообще темперамент ориентирован скорее на приспособительные цели (и поэтому более ярко выражен у млекопитающих животных), а характер обращен на конструктивное изменение ситуаций, выхода за их пределы. Темперамент может быть более отнесен к специальным способностям человека, а характер — к его общим, общечеловеческим способностям. Взаимоотношение темперамента и характера может быть представлено в различных наглядных моделях, отражающих, в частности, и следствия применения причинно-типологического подхода. При этом возникает необходимость конкретного определения и наименования четырех типов характера.

Наиболее выпуклые образы типов характера даны И. П. Павловым, который, как и другие крупные ученые, исходил из естественнонаучных синтетических представлений о психике человека: «Жизнь отчетливо указывает на 2 категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается... величайшая редкость в человечестве — соединение в одном лице великого художника и великого мыслителя. В подавляющем большинстве они представлены отдельными индивидами. Конечно, в массе имеются средние положения.

Мне думается, что есть некоторые, пусть пока не очень убедительные, крепкие основания физиологически это понять так. У одних, художников, деятельность больших полушарий, протекая во всей их массе, затрагивает всего меньше лобные их доли и сосредоточивается главнейшим образом в остальных отделах; у мыслителей, наоборот, — преимущественно в первых» [81, 213-214]. Здесь И. П. Павлов не предлагает названий для срединных, наиболее массово представленных типов характера. Но по смыслу обозначенных им тенденций, имеющих физиологическое обоснование, следует обозначить и указанные типы как «практик-мыслитель» и «практик-художник».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.