КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова 32 страница
Лекция 58: Россия в начале XX века. Территория, население, социальная структура, национальные и конфессиональные особенности. План: 1. Николай II и его ближайшее окружение 2. Национальный вопрос во внутренней политике самодержавия
Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 г. Он получил обычное для царских детей домашнее воспитание и образование. За его воспитание отвечал генерал Г.Г. Данилович, бывший начальник военного пехотного училища Умение владеть собой при любых обстоятельствах, внешняя невозмутимость, скрытность, хитрость, лукавство, двуличие — эти качества он воспитал у своего подопечного, бывшего, по ряду свидетельств, от рождения открытым и вспыльчивым ребенком. Современники Николая II называли его "византийцем". Он до сих пор остается в какой-то мере человеком-загадкой. Безусловно, лишь одно: в нем не было так называемой харизмы, то есть того, что выделяло бы его среди других людей. Николай II был среднего роста, хрупкого телосложения, робкий и застенчивый. Он не был безвольным человеком, но еще более, было у него упрямства, что свидетельствовало о его консерватизме. Определение "умственное ничтожество", нередко встречающееся в литературе, по отношению к нему неуместно. Однако ум у него был скорее обыденный, чем государственный. Система его образования была хорошо продуманной. Среднее образование сочетало дисциплины классической гимназии и реального училища. Большое внимание уделялось изучению живых языков: английского, французского и немецкого. Первыми двумя языками Николай II владел в совершенстве. Высшее образование получал по смешанной программе курсов Академии Генерального штаба и двух университетских факультетов — юридического и экономического. Ему преподавали известные профессора: Н. X. Бунге (статистику и экономику), И. Л. Янышев (богословие и историю церкви), Е. Е. Замысловский (историю) и военные специалисты - М. И. Драгоманов, Н. Н. Обручев, Г. А. Леер и др. Важнейшую для будущего главы государства науку — государственное, гражданское и уголовное право — преподавал ему К. П. Победоносцев, чье влияние было наиболее сильным в формировании политического мировоззрения наследника престола. Николай II, судя по его дневникам, особого интереса к учению не проявлял, но те истины, которые внушал ему Победоносцев; хорошо усвоил. Способствовали этому и наставления родителя — Александра III, внушавшего ему свято охранять самодержавие, которое, как он считал, создало величие и историческую индивидуальность России: если "рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним и Россия рухнет". Николай II искренне верил, что лишь на началах консерватизма, продолжая политику "официальной народности", можно обеспечить благо, мир и процветание своему народу. Он сравнивал царствование реформатора-деда, закончившееся трагически, и консерватора-отца, умершего спокойно в кругу семьи и оставившего ему страну в состоянии мира и покоя, и сделал вывод, что последствия реформ могут быть небезопасными не только для существующего порядка, но и лично для самого реформатора. Николай II не любил резких перемен в политике, предпочитал семейный уют беспокойным государственным делам. Он явно не подходил для той бурной эпохи, в которую вступила страна в начале XX в. Те реформы, которые ему пришлось проводить, не соответствовали его внутренним убеждениям, были результатом сильного давления внешних обстоятельств, поэтому они всегда запаздывали, были непоследовательными и не создавали необходимых условий для успешной модернизации страны. Хотя Николай II вступил на престол далеко не в "юношеском" возрасте (в конце 1894 г.), он практически был мало подготовлен к управлению страной. Управленческий опыт наследника престола ограничивался в основном посещением заседаний Государственного совета и Комитета министров, а также формальным исполнением обязанностей председателя комитетов по борьбе с голодом 1891— 1892 гг. и по постройке Транссибирской железной дороги. В начале царствования на Николая II большое влияние оказывало его окружение. Доминирующим было влияние матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, надежной хранительницы консервативных традиций августейшей семьи. Постоянными советчиками и помощниками молодого царя были также его дяди, великие князья Владимир, Алексей и Сергей Александровичи, занимавшие важные государственные и военные посты. Постоянным же, в течение всего царствования Николая II, было влияние его жены, императрицы Александры Федоровны. Александра Федоровна, принцесса гессен-дармштадтская, рано лишилась матери и воспитывалась бабушкой, английской королевой Викторией. Она получила хорошее образование и была даже удостоена степени доктора философии. Александра Федоровна была необщительна, предпочитала семью светскому обществу, которое не жаловало ее своей любовью. Приняв православие (до замужества — протестантка) и став российской императрицей, она более мужа своего уверовала в то, что неограниченное самодержавие и православие являются благом для России и ее народа. Она постоянно напоминала Николаю II, что он властелин и повелитель России поставленный всемогущим Богом, и должен быть сильным и твердым решительно сокрушать своих противников. Под влиянием нараставшей в стране смуты и семейной драмы — неизлечимой болезни (гемофилии) долгожданного наследника престола цесаревича Алексей — она все более впадала в неврастению, увлеклась религией и мистикой. Не без основания ее называли "злым гением царя и России". 2. Национальный вопрос был одним из основных факторов революционной ситуации, складывавшейся в России на рубеже XIX — XX вв. Обострению этого вопроса во многом способствовал сам царизм, стремившийся усилить свою власть в национальных окраинах путем их русификации и унификации системы управления ими. Повышенное внимание к национальному вопросу связано было и с тем, что он все более переплетался с революционным движением. Актуальными в национальной политике были, прежде всего, финляндский, армянский и еврейский вопросы. С конца 90-х годов началось наступление на автономию Финляндии. Ограничивались права финляндского сейма, в делопроизводство вводился русский язык, административные должности стали замещаться выходцами из России, ликвидировалась самостоятельность финской армии. В Финляндии начались демонстрации протеста, и сбор подписей под петицией царю с просьбой отменить законы, урезающие ее автономию. Собрано было 500 тыс. подписей. Петицию повезла в столицу на нескольких подводах депутация из 500 человек, в основном стариков — пасторов и крестьян. Возмутившись поведением финнов и оценив их "как недобрые поползновения" финляндских правящих лиц "между добрым народом моим и мною", Николай II делегацию не принял. Рассчитывая прочнее закрепить Финляндию за Россией, царизм добился обратного результата. В Финляндии усилились сепаратистские настроения, из мирной российской провинции она все более превращалась в один из очагов приближавшейся революции. Покушения царизма на финляндскую автономию способствовали также росту оппозиционного движения в самой России и падению престижа царского правительства в мировом общественном мнении. Обострение армянского вопроса было связано с изданием в июле 1903 г. царского указа о секвестре имуществ Армянской церкви и передаче под контроль государства церковных расходов. Поводом для указа явились агентурные сведения, согласно которым значительная часть этих средств уходила на финансирование национально-революционных организаций. Ответом на эту карательную меру правительства явились массовые акции протеста. В некоторых местах они вылились в кровавые столкновения между властями и народом. В итоге правительство получило обратный результат. Не нанеся серьезного вреда национально-революционным организациям, оно восстановило против себя весь армянский народ. В отношении евреев правительство Николая II продолжало политику предшествовавших романовских правительств: сохранялись "черта оседлости", запреты заниматься сельским хозяйством, трехпроцентная квота для студентов-евреев в высших учебных заведениях и ряд других ограничений. Евреи считались главными виновниками и участниками революционного и оппозиционного движений. Антиеврейский настрой властей в условиях роста социальной напряженности в стране и, особенно в черте еврейской оседлости являлся одной из причин возродившихся в начале 900-х годов еврейских погромов, самыми трагическими из которых были кишиневский и гомельский (1903). Их последствиями стали еще больший рост антиправительственных настроений в еврейском народе и массовый уход его молодежи в революционное движение.
Лекция 59: Общий ход и особенности политического и экономического развития. Монополистический капитализм. План:
1. Кредо своей внутренней политики Николай II впервые изложил 17 января 1895 г. перед депутациями от дворян, земств и городов. Он назвал "бессмысленными мечтаниями" надежды общества на реформы и заявил, что, посвящая все свои силы "благу народному", будет охранять начала самодержавия так же "твердо и неуклонно", как охранял их его "незабвенный родитель". Во внутренней политике самодержавия эпохи Николая II постоянно присутствовали два начала: либерально-консервативное и консервативно-охранительное. В них проявлялось стремление самодержавия не только выжить в условиях совершавшегося в России со времен падения крепостного права перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному, но и удержать этот процесс под своим контролем. Либерально-консервативное начало во внутренней политике самодержавия находило свое конкретное проявление, главным образом, в деятельности Министерства финансов, ведавшего почти всем народным хозяйством: промышленностью, торговлей, финансами, торговым флотом и т. п. Воплощением консервативно-охранительного начала являлась деятельность Министерства внутренних дел, защищавшего самодержавно-бюрократический порядок и традиционные социальные структуры. Министерство финансов в течение одиннадцати лет (1892 — 1903) возглавлял С. Ю. Витте — крупнейший государственный деятель России рубежа XIX—XX вв. Главное внимание Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. За время пребывания его во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около 1 млрд. рублей, а в 1903 г. — более 2 млрд. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, в то время как в предшествующие десятилетия не превышал 5%. Рост бюджета обеспечивался в основном за счет повышения доходов от государственной собственности, увеличения косвенных налогов и более широкого использования прогрессивного налога с прибыли предприятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен. Более того, некоторые из них были даже понижены. Так, наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохозяйственным кризисом, в действительности же она имела, прежде всего, цель поддержать поместное дворянство. Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Производство сырого спирта оставалось частным делом; его очистка, изготовление водки и крепких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Продажа же этих напитков становилась государственной монополией. На пиво, брагу и виноградное вино эта мера не распространялась. Введение винной монополии началось в 1894 г., и к концу пребывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи, кроме отдаленных окраин. Доходы казны от винной монополии постоянно росли ив 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. Вопреки заверениям власти и обслуживавшей ее прессы, монополия не способствовала уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. Она являлась самой эффективной, но не единственной мерой для пополнения казны и косвенного обложения народа. Существенное значение имело также повышение акцизов, а, следовательно, и розничных цен на товары повседневного массового спроса: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно. Большую роль в укреплении финансов страны сыграла проведенная Витте денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой реформы осознавалась его предшественниками по министерству — Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, Витте лишь решительно и последовательно довел ее до конца. Чтобы реформа не стала шоком для населения, еще до официального принятия решения о ней было позволено менять 7 с половиной кредитных рублей на 5 золотых. Денежная реформа была осуществлена указом царя, изданным в обход настроенного против нее Государственного совета. Она понижала золотое содержание рубля на 1/3, но поскольку девальвация в результате этой меры носила скрытый характер, то реформа была реализована сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после девальвации существенного изменения товарных цен. Значение реформы заключалось в том, что, во-первых, она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к тому времени уже установилось золотое обращение; во-вторых, стабилизировав рубль, она создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. С. Ю. Витте из своей министерской практики знал, что отечество не богато внутренними капиталами и преодолеть экономическое отставание невозможно без использования иностранных инвестиций. Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности — запреты иностранцам владеть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыслами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др., или хотя бы не устанавливать новых. Однако ему удалось добиться лишь частичного успеха. В 1899 г. "высочайшим повелением" был подтвержден допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности с целью "удешевления" производившихся ею продуктов. Политика Витте в области промышленности торговли была намечена в программе Министерства финансов, утвержденной главой министерства осенью 1893 г. В ней говорилось об обеспечении благоприятных внешних условий для развития отечественной промышленности, ограждении ее от конкуренции со стороны иноземных товаров на внутреннем рынке. С этой целью предусматривалось энергичнее использовать такие традиционные меры, как покровительственный таможенный тариф, выгодные для государства торговые договоры с другими странами и разумные железнодорожные тарифы. Стремление государства к усилению своего вмешательства в экономику более всего проявлялось в сфере железнодорожного строительства. Это сводилось к трем основным направлениям: расширению сети железных дорог, сосредоточению важнейшей ее части в руках казны и подчинению частных железных дорог государству. При Витте протяженность железных дорог увеличилась почти в два раза — с 29 до 54 тыс. верст. Как правило, казной строились железные дороги, не обещавшие дохода в ближайшем будущем, главным образом, в азиатской части страны (Транссибирская железная дорога), и те, которые имели стратегическое значение. Частные железные дороги прокладывались большей частью там, где они могли приносить доходы уже в ближайшее время. Правительство поощряло железнодорожное строительство, исходя не только из общегосударственных интересов, но и из частных интересов помещиков-аграриев, стремясь создать более благоприятные условия для приспособления их к рыночным отношениям. Мощным рычагом воздействия государства на частные железные дороги являлась его тарифная политика. Будучи здесь монополистом, оно имело возможность влиять на торговые потоки и экспорт. Витте к тому же не ограничивался регулированием товарных тарифов. Чтобы повысить доходность железных дорог и увеличить мобильность населения, необходимую для успешного развития рыночной экономики, он понизил пассажирский тариф, особенно на дальних расстояниях. Благодаря этому бюджет казенного железнодорожного хозяйства увеличился в 4 раза, однако его прибыльность была незначительной. Основной причиной этого было интенсивное строительство новых железных дорог, которое обходилось дорого и, как правило, значительно превосходило сметные расходы. Это в немалой степени было связано с тем, что государство, проводя политику поощрения отечественной промышленности, платило за производимую ею железнодорожную продукцию дороже ее стоимости на международном рынке. Больших расходов требовало также освоение железных дорог. Сказывалось и то, что они нередко строились с учетом, прежде всего, не финансовых, а общеэкономических и стратегических соображений. Существенными были переплаты казны при выкупе частных железных дорог. В области промышленности Витте проводил традиционную для царизма политику протекционизма, используя лишь более масштабно такие ее методы, как высокие таможенные пошлины на иностранные товары, размещение государственных заказов на отечественных заводах, щедрая финансовая поддержка промышленных предприятий из государственной казны в виде льготных займов и кредиты. Эти итоги были неоднозначны. Политика Витте, сводившаяся в основном к ускоренному развитию промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза товаров из России, способствовала бурному промышленному подъему 90-х годов: промышленное производство возросло в среднем в 2—3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам, однако цель Витте — сравняться с этими странами — не была достигнута. Велика была и цена виттевской индустриализации — она дорого обходилась российским налогоплательщикам и государственной казне. При Витте, несмотря на все его искусство в манипуляции кредитами, государственный долг вырос почти в полтора раза, с 4,6 до 6,6 млрд. руб. Создавая более выгодные условия для отечественной промышленности, и ограждая ее от конкуренции со стороны иностранной промышленности, эта политика негативно сказывалась на качестве отечественной промышленной продукции и менталитете российской буржуазии, формируя у последней такие черты, как аполитичность, приспособленчество, паразитизм, стремление получать сверхприбыли без проявления забот о совершенствовании производства и повышении качества производимой продукции. В начале 1900-х годов в экономической политике правительства акцент переносится с промышленности на сельское хозяйство. Нужды деревни становятся также в центре внимания российской общественно-экономической мысли и политического движения. 2. Социальная политика царизма в рассматриваемое время не претерпела каких-либо принципиальных изменений по сравнению с предшествовавшим периодом. Она оставалась консервативной по своему характеру, была направлена на сохранение и укрепление той социальной структуры общества, которая, по мнению правящих верхов, всего более способствовала стабильности и порядку. Основу этой политики по-прежнему составлял принцип сословности. Царь и его окружение видели в России страну, где преобладали, главным образом, два сословия — дворянство и крестьянство. Но капиталистическое развитие вносило свои коррективы в социальную структуру общества, формировались новые слои — буржуазия и пролетариат, что заставляло власти обращать внимание и на них. Николай II, как и его предшественники на престоле, проявлял особую заботу о поместном дворянстве, которое он считал "исконным оплотом порядка и нравственными силами России". Во время своей коронации он не преминул успокоить дворянство, переживавшее, по его словам, "трудные времена", пообещав, что "нужды его не будут забыты". Дворянский вопрос стал предметом обсуждения ряда совещаний правящих кругов с представителями дворянства: Всероссийского съезда сельских хозяев (январь 1896 г.), Совещания губернских предводителей дворянства (февраль—март 1896 г.), дискуссий 1897 г. об "оскудении" Черноземного центра, "Комиссии Центра" (1899—1901) и "Особого совещания о нуждах дворянского сословия" (1897—1901). Для уяснения притязаний российского дворянства и политики правительства по отношению к нему весьма показательны ход и результаты работы "Особого совещания о нуждах дворянского сословия". Оно было учреждено в апреле 1897 г. под председательством И. Н. Дурново, махрового консерватора, бывшего до недавнего времени министром внутренних дел, а теперь являвшегося председателем Комитета министров. Дворяне требовали, прежде всего, изменения в угоду им финансово-экономической политики правительства, перенесения ее акцента с промышленности на сельское хозяйство. В целях обеспечения более благоприятных условий для производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, особенно помещичьего хлеба, предлагалось: понизить железнодорожные тарифы, пошлины на ввоз в страну сельскохозяйственных машин и орудий, цены на отечественную промышленную продукцию, пересмотреть законы, касающиеся условий найма сельскохозяйственных рабочих, предоставить новые финансовые льготы помещикам, изменить устав Дворянского банка, подчинив всю его деятельность охранению помещичьего землевладения, ввести такое жеземлевладение на окраинах империи и в Сибири. Предполагалось законодательно признать неотчуждаемость дворянских имений в пользу других сословий и др. Реализация в полном объеме перечисленных требований означала бы реставрацию ряда феодальных прав и институтов, отход страны от капиталистического развития. Однако на этом Совещании весомо звучали голоса и представителей других слоев дворянства — либерально-консервативного и либерального. Свое будущее они связывали с капиталистическим развитием и требовали от правительства мер, которые благоприятствовали бы их интересам. Значительные разногласия выявились не только в дворянстве, но и среди правящей бюрократии, прежде всего между С. Ю. Витте и В. К. Плеве. До назначения министром финансов Витте разделял славянофильскую идею об особом пути развития России. Затем его взгляды претерпели значительные перемены в сторону западничества. Своеобразным было отношение Витте к самодержавию. Он рассматривал его как исторически преходящую форму власти, которая должна измениться с переменой общественных условий. Будучи сторонником абсолютизма, он ценил его как власть жестко централизованную, которая, как он считал, одна лишь способна мобилизовать все национальные ресурсы для того, чтобы модернизировать страну, преодолеть ее отсталость. И не случайно то, что до начала первой революции он выступал противником малейших попыток ограничения самодержавия, считал несовместимым с ним даже земство. Витте представлял самодержавие и как власть надсословную, ставящую интересы страны выше интересов какого-нибудь одного класса или сословия, в том числе дворянства. Исходя из этого, он был против созыва Особого совещания и утверждал, что его цель — изыскать пути и средства для возрождения дворянства — является ложной и неосуществимой. Спасение дворянства и страны Витте видел не в том, чтобы возродить былое положение дворянства, а в том, чтобы "обуржуазить" его, переориентировать его интересы с земли на промышленность и банковское дело. Главным оппонентом Витте выступал В. К. Плеве, лидер реакционно-консервативного меньшинства. Возражения Плеве строились на отрицании тезиса о существовании общих для всех стран законов развития. Россия, считал он, шла своим путем и имеет все основания сохранить свою самобытность, избавиться от "гнета капитала и буржуазии" и обеспечить будущее за дворянством. Для этого в социальной политике надо больше руководствоваться не экономическими, а политическими соображениями, укреплять пошатнувшееся поместное дворянство — опору власти и хранителя нравственности на местах. Эти разногласия обусловили то, что хотя Совещание и проработало целое пятилетие, результаты его были весьма скромными и далеко не соответствовали притязаниям консервативно-охранительной части поместного дворянства. Ему не удалось добиться главного — в угоду своих интересов принципиально изменить общий курс финансово-экономической политики правительства. По итогам работы Совещания был принят ряд мер паллиативного характера: о насаждении дворянского землевладения в Сибири, о заповедных имениях, об учреждении дворянских касс взаимопомощи и др. Таким образом, социальная политика самодержавия по отношению к дворянству была компромиссной. С одной стороны, она учитывала разнородность интересов внутри самого дворянского сословия, а с другой — противоречия между общегосударственными интересами, требовавшими перехода страны от традиционного, аграрного строя к индустриальному, и узкосословными интересами поместного консервативного дворянства. Но такая политика не удовлетворяла, а лишь усиливала недовольство внутри дворянства и тем самым не укрепляла, а ослабляла основную социальную опору царизма. Упадок поместного дворянства под воздействием капитализма, нарастание противоречий в нем, усиливавшийся разлад между ним и правящими верхами, разногласия в этих верхах по вопросу об отношении! к дворянству свидетельствовали о кризисе власти, который являлся, в свою очередь, одним из признаков складывавшейся в то время революционной ситуации. Интересами поместного дворянства была проникнута в значительной мере и политика правительства в крестьянском вопросе. Россия в начале XX в. оставалась аграрно-крестьянской страной. Доход от сельского хозяйства составлял 2/3 национального дохода. В этой отрасли народного хозяйства было занято подавляющее большинство населения страны. Положение крестьянства оставалось тяжелым. Оно страдало от малоземелья, налогового бремени, выкупных платежей, аграрного перенаселения, сословной неполноправности. Крестьянские хозяйства были придавлены помещичьими латифундиями. За аренду помещичьих земель крестьяне выплачивали ежегодно более 300 млн. руб. Одной из основных причин отсталости деревни являлось сохранявшееся господство феодальных форм собственности на землю — помещичьей и крестьянской общинной. Это препятствовало рациональному распределению земли и организации на ней рентабельного хозяйства. О катастрофическом положении российской деревни более всего свидетельствовали систематически повторявшиеся голодные годы. Полунищенское состояние деревни угнетающе отражалось на всех сферах общественной и государственной жизни страны. Однако крестьянский вопрос, несмотря на свою остроту, стал предметом особого внимания правительства Николая II лишь в начале XX в., когда зашла в тупик виттевская модернизация. Дальнейшее ее осуществление требовало расширения внутреннего рынка для промышленности и новых денежных средств. Потребность государства в деньгах возросла и в связи с обострением внешнеполитических проблем: осуществлением экспансионистских замыслов на Дальнем Востоке и начавшейся мировой гонкой вооружений. Основным источником пополнения казны оставались прямые и косвенные налоги, которые платили крестьяне. Вопрос о повышении платежеспособности этой самой многочисленной категории населения становился по существу государственным. Его решение напрямую было связано с повышением производительности крестьянских хозяйств, уровня их доходности. Государство было заинтересовано в увеличении объема сельскохозяйственной продукции и ввиду того, что она составляла главную статью внешнеторгового дохода государства, так как большая ее часть шла на экспорт. Нищенским состоянием деревни было обеспокоено и Военное ведомство: все большее количество новобранцев (как и лошадей, поставлявшихся крестьянством в армию) не отвечало предъявлявшимся к ним требованиям. Важнейшую роль играл и фактор государственной безопасности. Тяжелое положение крестьянства способствовало росту в нем недовольства, делало его более восприимчивым к революционной пропаганде. Для власти же не было перспективы, более пугающей и безнадежной, чем охваченное революционным брожением многомиллионное крестьянство. Набиравшее силу революционное движение вынуждало правительство все чаще использовать войска для его подавления. А благонадежность войск находилась в непосредственной связи с настроением деревни, так как по своему социальному составу армия оставалась преимущественно крестьянской. Таковы те основные обстоятельства и мотивы, которые побудили самодержавие в своей внутренней политике начала 900-х годов обратить повышенное внимание на крестьянскую проблему. Поиск ее решения затруднялся тем, что, с одной стороны, помещичья земля должна была оставаться "священной и неприкосновенной", а с другой — расходы на реформу должны были быть минимальными. Все это вызвало значительные разногласия в правящих верхах. Так же, как и в дворянском вопросе, эти разногласия находили свое персональное проявление, прежде всего в позициях С. Ю. Витте и В. К. Плеве. Ранее, еще до занятия поста министра финансов, С. Ю. Витте разделял идею о благотворной роли крестьянской общины. Министерская практика изменила его отношение к этому социальному институту. Как типичный западник, он стал утверждать, что сельская община не предотвращает процесс дифференциации крестьянства, не предохраняет его от пролетаризации. Не является она и преградой для революции. С административно-полицейской точки зрения, община, безусловно, представляет определенные удобства, так как "легче пасти стадо, нежели каждого члена стада в отдельности". Но это ее достоинство умаляется опасными для власти сторонами: не прививая крестьянам уважительного отношения к чужим правам и собственности, она тем самым не только препятствует развитию у крестьян гражданского правосознания как основы здорового экономического и культурного развития, но и способствует распространению революционных и социалистических идей.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |