Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть третья 14 страница




Положение о том, что в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, премии, поощрительные и иные выплаты (см. ч. 4 ст. 133), означает, что перечисленные дополнительные выплаты должны начисляться на сумму не менее установленного минимального размера оплаты труда. Иными словами, до минимального размера "дотягивается" основная заработная плата, а уже затем идет начисление доплат, надбавок, премий и пр. Более краткое изложение данного правила в ст. 78 КЗоТ было точнее.

5. В ст. 133 ТК четко сказано, что минимальный размер заработной платы устанавливается одновременно на всей территории России (естественно, после того, как федеральный закон, определивший размер минимальной заработной платы, вступил в силу).

В некоторых субъектах РФ приняты свои законы о минимальной заработной плате. Так, 7 декабря 2001 г. был принят закон г. Москвы "О городском минимуме оплаты труда" (Вестник Мэрии Москвы. 2002. N 2 (1485). Он распространяется на всех работодателей в соответствии с Законом г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве", за исключением организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета.

Основой для определения городского минимума оплаты труда является величина прожиточного минимума в г. Москве.

Городской минимум оплаты труда устанавливается в абсолютной величине не реже одного раза в год по результатам переговоров между Правительством г. Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями предпринимателей (работодателей), закрепляется в заключаемом ими Московском трехстороннем соглашении и может индексироваться по согласованию сторон. Утверждается этот минимум постановлением Правительства г. Москвы.

Поэтапное увеличение городского минимума оплаты труда до величины не ниже прожиточного минимума в г. Москве проводится на основе опережающего роста городского минимума оплаты труда по сравнению с темпами роста потребительских цен (ст. 4 Закона г. Москвы).

Порядок пересмотра размера оплаты труда в связи с изменением городского минимума оплаты труда работодатели определяют совместно с выборными органами профсоюзной организации, а при их отсутствии с иными, предусмотренными законодательством и уполномоченными работниками, органами.

Для организаций, финансируемых из бюджета г. Москвы, такой пересмотр осуществляется в пределах ассигнований, выделенных дополнительно на оплату труда в бюджете г. Москвы (ст. 8 Закона).

Минимальный уровень оплаты труда в организации устанавливается в коллективном договоре на основе городского минимума оплаты труда. При отсутствии коллективного договора минимальный уровень оплаты труда устанавливается приказом руководителя организации (ст. 7 Закона).

Московский городской минимум оплаты труда, как сказано в ст. 6 Закона от 7 декабря 2001 г., может применяться в трех взаимоувязанных формах: месячной, дневной, часовой. Основной формой городского минимума оплаты труда является месячная форма оплаты труда. Дневной и часовой минимумы оплаты труда рассчитываются исходя из установленной продолжительности рабочего дня (недели).

Городской минимум оплаты труда обеспечивается:

а) предприятиями, учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджета г. Москвы, - за счет средств бюджета г. Москвы;

б) иными работодателями - за счет собственных средств (ст. 5 Закона).

Следует иметь в виду, что понятие "московский городской минимум оплаты труда" отличается от понятия "минимальная заработная плата ", устанавливаемого на федеральном уровне. Статья 1 Закона г. Москвы от 7 декабря 2001 г. называет городской минимум оплаты труда социальной нормой, представляющей собой минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты.

Понятие "прожиточный минимум" в г. Москве общее: в п. 2 ст. 1 Закона он представлен как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов, определяемых в соответствии с законодательством РФ и законодательством г. Москвы.

 

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

 

1. Десять лет назад в действовавший в то время КЗоТЗаконом РФ от 25 сентября 1992 г. была введена ст. 85.1, предусматривающая индексацию оплаты труда. Она содержала отсылку к Закону РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Такой Закон был принят 24 октября 1991 г., изменения были внесены в него Указом Президента РФ 24 декабря 1993 г. N 2288 (Ведомости РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086).

Статья 134 ТК по существу также говорит об индексации заработной платы, хотя имеет наименование "Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы". Однако в отличие от ст. 85.1 КЗоТ в данной статье Кодекса называется два варианта проведения индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Первый вариант касается индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов - индексация их заработной платы производится, как сказано в ст. 134, "в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами". Второй вариант предназначен для работников организаций внебюджетной сферы - порядок индексации должен быть определен в коллективных договорах, соглашениях или в локальных нормативных актах организаций.

2. Указанный в _ 1Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. не утратил свою силу. Он предусматривает порог индексации (т. е. индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов) - 6%.

Статьей 5 Закона от 24 октября 1991 г. определены размеры повышения доходов граждан. Порядок индексации следующий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, увеличивается на индекс потребительских цен; вторая, последующая часть дохода, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, - на 50% индекса потребительских цен.

Повышенный в связи с индексацией денежный доход определяется путем умножения первой и второй части дохода, подлежащего индексации, соответственно на полный индекс или на 50% потребительских цен.

Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежат.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов.

Механизм индексации оплаты труда, определенный ст. 5 Закона от 24 октября 1991 г., практически еще не применялся. Правительство РФ пошло по другому пути, используя ст. 1 Закона. В ней говорится, что индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов (пересмотр уровней оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).

В период, истекший с момента принятия Закона от 24 октября 1991 г., неоднократно повышались минимальная заработная плата, тарифные ставки (оклады) 1 разряда работников бюджетных организаций (см. таблицу в _ 5 комментария к ст. 143 ТК).

3. Механизм индексации заработной платы, фиксируемый в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах, соглашениях, разнообразен. В значительной степени он зависит от того, на что ориентируют предприятия отраслевые тарифные соглашения. Во многих случаях отраслевые соглашения говорят об индексации тарифных ставок окладов ежеквартально исходя из фактического изменения потребительских цен (по данным Госкомстата России). Например, так поступают в организациях электроэнергетической отрасли, газового хозяйства, угольной промышленности. Иной вариант - индексация оплаты труда с учетом роста цен в каждом конкретном регионе (такое указание, например, содержится в отраслевом тарифном соглашении между ЦК общероссийского профсоюза работников связи и Министерством РФ по связи и информатизации) или в зависимости от индекса прожиточного минимума в регионе (отраслевое тарифное соглашение между Центральным советом Горно-металлургического профсоюза России и Ассоциацией промышленников горно-промышленного комплекса России).

Отраслевое тарифное соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту предписывает организациям индексировать оплату труда ежеквартально с учетом финансово-экономического положения организации.

Если в отраслевом тарифном соглашении ничего не говорится об индексации заработной платы (например, в соглашении по организациям рыбного хозяйства) или только указывается ее периодичность, организации внебюджетной сферы сами определяют механизм индексации.

 

Статья 135. Установление заработной платы

 

1. О понятиях "тарифная ставка (оклад)", "система заработной платы" см. ч. 4 ст. 129 ТК и _ 4, 5 комментария к ней.

2. С принятием Трудового кодекса практически не изменилось сочетание различных вариантов установления условий оплаты труда, в них внесены лишь некоторые коррективы и в Трудовом кодексе более выпукло, чем в КЗоТ, показана роль трудового договора при определении условий оплаты труда каждому конкретному работнику.

Современная организация заработной платы предполагает сочетание правового регулирования, осуществляемого государственными органами в централизованном порядке, с отраслевым и локальным (непосредственно в организации) регулированием, что наглядно показывает ст. 135 ТК.

3. В централизованном порядке определяются: порядок установления условий оплаты труда, минимальный размер заработной платы, схемы должностных окладов и размеры окладов (тарифных ставок) в бюджетной сфере, формы заработной платы, некоторые виды доплат и надбавок к окладам (тарифным ставкам), правила оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, случаи сохранения среднего заработка или его части в строго определенных случаях, исчисление среднего заработка, гарантии в области оплаты труда (место и сроки выплаты заработной платы, индексация заработной платы, условия изменения оплаты труда, возможные удержания из заработной платы работника и некоторые другие).

4. Особое место в централизованном регулировании условий оплаты труда занимает Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. В настоящее время действует Генеральное соглашение, заключенное на 2002-2004 годы (РГ. 2002. 19 января). Оно содержит программу действий федеральных органов государственной власти в области оплаты труда. В частности, в нем предусматриваются:

провести в 2002 году индексацию тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, предусмотрев их повышение не менее чем в 1,5 раза;

в 2002-2004 годах обеспечить опережающий темп роста ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы по сравнению с уровнем инфляции;

при поэтапном повышении тарифной ставки 1-го разряда ETC до уровня прожиточного минимума и принятии решений о снижении дифференциации тарифных ставок ETC учитывать необходимость соблюдения обоснованных соотношений в оплате труда основных профессионально-квалификационных групп работников: руководителей, специалистов, технических исполнителей;

провести работу по упорядочению применяемых доплат и надбавок к заработной плате работников бюджетной сферы с целью установления оптимального соотношения тарифной и надтарифной части в структуре заработной платы;

в целях определения диапазона в уровнях расходов, обеспечивающих развитие устойчивого среднего класса, провести мониторинг структуры расходов социальных групп населения с различными уровнями доходов и составом семьи;

разрабатывать меры для обеспечения своевременной выплаты текущей заработной платы, стипендий и пособий в организациях независимо от форм собственности и источников финансирования, в том числе, осуществить не позднее 2002 года подготовку проектов законодательных актов в целях повышения ответственности работодателей и учредителей бюджетных организаций, представителей государства в акционерных обществах за своевременную выплату заработной платы; обеспечить усиление государственного и общественного контроля за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату стипендий и пособий;

продолжить работу по обеспечению реальной равнообязанности предпринимателя перед работниками по заработной плате и перед государством по налогам и другим обязательным платежам;

обеспечить безусловное погашение долгов по заработной плате работников бюджетных отраслей.

В целях совершенствования законодательства об оплате труда Генеральное соглашение наметило:

улучшить нормативную базу в области нормирования и регламентации труда работников, имея в виду прежде всего пересмотр устаревших и разработку новых межотраслевых норм и нормативов, ЕТКС и КС, также разработку национальной системы профессиональных стандартов;

подготовить предложения (с соответствующими обоснованиями) о придании ЕТКС и КС статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;

подготовить предложения о законодательном придании тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы статуса социальных государственных стандартов в области оплаты труда, применение которых обеспечивается на всей территории РФ за счет средств бюджетов всех уровней;

завершить разработку и обеспечить применение рекомендаций: по тарифному регулированию заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики, учитывающих сложность выполняемых работ и квалификацию работников; по формированию системы оплаты труда руководителей организаций внебюджетного сектора экономики;

подготовить предложения по актуализации потребительской корзины и совершенствованию методических рекомендаций по ее определению в целом по РФ и в субъектах РФ с учетом фактических изменений объема и структуры потребления малоимущих групп населения, а также осуществляемых реформ в социальной сфере;

рассмотреть вопрос о введении раздельного учета средней заработной платы по категориям работающих (рабочий, специалист, руководитель);

при подготовке проектов федерального бюджета на 2003-2005 годы проводить в Российской трехсторонней комиссии консультации по соотношению между минимальным размером оплаты труда, размером тарифной ставки первого разряда ETC и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной финансовый год.

5. Отраслевое регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых (межотраслевых) соглашений, устанавливающих: минимальную оплату труда в отрасли в большем размере по сравнению с определенной федеральным законом; соотношение тарифных ставок по квалификационным разрядам рабочих, по отдельным категориям специалистов и служащих; повышенную оплату труда при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных; регулярность пересмотра тарифных ставок, окладов в связи с ростом стоимости жизни и его порядок; доплаты и надбавки, стимулирующие работу в организациях данной отрасли.

Заслуживает внимания раздел "Оплата труда", содержащийся в Отраслевом соглашении по угольной промышленности РФ на 2001-2003 годы. Во-первых, в нем называется размер минимальной месячной тарифной ставки (на начало года) рабочих I разряда, занятых на подземных работах (в том числе на горно-капитальных работах и на дренажных шахтах разрезов, работах по ликвидации шахт), и предусматривается ее ежеквартальная индексация. Во-вторых, определены межразрядные коэффициенты, в соответствии с которыми выводятся минимальные часовые тарифные ставки и месячные оклады других категорий рабочих, должностные оклады руководителей, специалистов и служащих по профессиональным квалификационным группам, видам деятельности, работам, включая непроизводственную сферу. В-третьих, называются размеры повышения тарифных ставок тем рабочим, которые заняты в очистных, подготовительных, горно-капитальных забоях шахт и в разрезах на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда; имеются перечни таких работ. В-четвертых, определен механизм индексации минимальных тарифных ставок (окладов): установлено, что по истечении каждого квартала принимается во внимание индекс потребительских цен в целом по России, применяется коэффициент 1,0 нарастающим итогом с начала года; оговаривается, что необходимые средства на эти цели изыскиваются за счет себестоимости продукции, а по организациям, не возмещающим свои расходы за счет свободных цен на угольную продукцию, средства должны предусматриваться в федеральном бюджете. В-пятых, подробно описан порядок получения согласия профкома организации на введение новых норм, систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов, дополнительного материального поощрения.

Приведем иные положительные примеры из Отраслевого тарифного соглашения между Российским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности и Российским агентством по системам управления на 2001-2002 годы. Организациям для включения в колдоговоры предлагается установить размер доплаты за ночную работу не менее 50% тарифной ставки (оклада); производить оплату труда наличными деньгами (натуральная оплата может быть осуществлена только с согласия работника и в соответствии с интересами его семьи); обеспечить долю тарифной части в составе заработка работника не менее 60%. Оговорено, что рост заработной платы работников за счет индексации, связанной с ростом потребительских цен, не является основанием для замены и пересмотра норм труда; что в коллективных договорах должен быть перечень надбавок и доплат, которые выплачиваются работникам организаций; что доплаты за вредные условия труда, предусмотренные колдоговорами, должны быть одинаковыми независимо от индивидуального квалификационного разряда (в абсолютной сумме) при наличии превышения на рабочих местах предельно допустимых концентраций и уровней (ПДК и ПДУ) вредных факторов производственной среды - не менее 25%, а на работах с особо вредными условиями труда - не менее 50% тарифной ставки максимального разряда работ, имеющего место в данных условиях труда в организации; что в случае невыплаты заработной платы более месяца, причитающиеся работникам суммы должны индексироваться в порядке, предусмотренном колдоговором. В данном Отраслевом тарифном соглашении назван нормативный правовой акт, которым организации должны руководствоваться при определении часовых тарифных ставок и минимальных должностных окладов, выбирая тарифные коэффициенты и соотношения, отражающие различия в сложности труда по каждой квалификационной группе, если профсоюзная организация и администрация не пришли к согласию о применении иной (например, бестарифной) оплаты труда.

Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности и Российские агентства по обычным вооружениям и по боеприпасам в предыдущие годы договаривались (и это записывали в отраслевом соглашении), что минимальная месячная оплата труда в организации определяется "не ниже величины прожиточного минимума на трудоспособного по региону с коэффициентом 0,8", а также что в структуре заработной платы доля тарифной ставки (оклада) должна составлять не менее 70%; установленный таким образом размер тарифной ставки считать основой для определения ставок, окладов всех категорий работников.

6. На уровне организации решается самое большое количество вопросов оплаты труда (подробно см. _ 11). Документами, в которых фиксируются разработанные в организации условия оплаты труда, являются коллективные договоры или положения об оплате труда. Именно с помощью локального регулирования оплаты труда происходит увязывание заработка работника с результатами его трудовой деятельности.

7. Отраслевые тарифные соглашения, коллективные договоры, решая вопросы оплаты труда, не должны нарушать социальных гарантий, установленных законодательством, противоречить законодательству (ст. 135 ТК).

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор (соглашение), а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работника, недействительны и не подлежат применению (ст. 50 ТК).

8. Размеры тарифных ставок и окладов ранее утверждались в централизованном порядке. Они, как правило, имели отраслевую принадлежность. Внутри отрасли преимущество по размеру тарифных ставок предоставлялось не только высококвалифицированным рабочим, но и тем из них, кто был занят на изготовлении, сборке, выпуске сложной и новой в техническом отношении продукции. В связи с этим в некоторых производственных отраслях народного хозяйства (например, в машиностроении) имелось несколько уровней тарифных ставок.

В последнее десятилетие установление размеров тарифных ставок, их соотношение между отдельными категориями персонала стало прерогативой предприятия. Впервые такое право было предоставлено предприятиям Законом СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 (ст. 22) "О предприятиях в СССР", а затем продублировано в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 (ст. 26) "О предприятиях и предпринимательской деятельности" с изменениями и дополнениями (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418), в 1992 г. - в ст. 80 КЗоТ. Однако в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 19 августа 1992 г. N 895 (САПП РФ. 1992. N 8. Ст. 503) в бюджетной сфере тарифные ставки (оклады) стали определяться на основании Единой тарифной сетки (см. _ 5-8 комментария к ст. 143 ТК). В ст. 135 ТК учтено это обстоятельство.

Порядок установления тарифных ставок, окладов варьируется в зависимости от того, в какую из перечисленных ниже групп входит организация:

для работников организаций бюджетной сферы они устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами;

для работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

для работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Предоставление полной самостоятельности в области установления условий оплаты труда последним из названных выше организаций не является новеллой в законодательстве. За истекший с начала 90-х годов ХХ века отрезок времени далеко не все организации в полной мере пользовались предоставленными им правами. Повышались тарифные ставки и оклады, что вполне естественно в условиях роста стоимости жизни, но от структуры, действующей в той или иной отрасли на основе нормативных актов Союза ССР 1986-1987 гг. (в частности, на основе постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 - СП СССР. 1986. N 34. Ст. 179), многие промышленные предприятия не освободились. Такое положение объясняется тем, что российским законодательством альтернатива ранее действовавшей тарифной системе не была определена, хотя о предстоящей реформе заработной платы речь идет давно. В настоящее время ETC, введенная в бюджетных организациях (см. _ 5-8 комментария к ст. 143 ТК), стала ориентиром для хозрасчетных организаций. Напомним, что первые восемь разрядов предназначены для рабочих, разряды 2-18 - для служащих бюджетной сферы.

Об установлении тарифных ставок (окладов) работникам бюджетных организаций подробно см. _ 5-8 комментария к ст. 143 ТК, в коллективных договорах - _ 11 комментария к данной статье.

9. Порядок установления систем заработной платы менялся не столь часто, как порядок установления тарифных ставок (окладов). До упорядочения заработной платы в СССР в 1959-1965 гг. он был следующим: министерства и ведомства разрабатывали перечни профессий работающих, подлежащих переводу на ту или иную систему оплаты труда, и определяли участки производства, на которых должны были вводиться сдельная и повременная системы заработной платы. В 60-х годах прошлого века вышестоящие организации перестали устанавливать какие-либо твердые задания по введению сдельной оплаты труда (ранее она считалась наиболее целесообразной) и предусматривать процентное соотношение по охвату работников различными системами заработной платы. Сложилось положение, по которому вопрос о введении системы оплаты труда в каждом структурном подразделении решался администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Именно это положение и было закреплено в ст. 83 КЗоТ в 1971 г.

В бюджетной сфере труд работников, как правило, оплачивался и оплачивается на основе должностных окладов, что означает повременную оплату труда. Поскольку с 1992 г. они стали определяться по Единой тарифной сетке, ставка по I разряду которой устанавливается федеральным законом (подробно см. _ 5-6 комментария к ст. 143 ТК), то вполне естественно, что ч. 1 ст. 135 ТК зафиксировала это. Не только размеры тарифных ставок и окладов, но и системы заработной платы работникам организаций, финансируемых из бюджета, как сказано в ч. 1 ст. 135, устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Об установлении систем заработной платы в коллективных договорах см. _ 11 комментария к данной статье, в трудовых договорах - см. комментарий к ст. 57 ТК.

10. О порядке учета мнения выборного профсоюзного органа организации при установлении условий оплаты труда, указанных в ч. 2 ст. 135, см. ст. 372 ТК и комментарий к ней.

11. Минимальные требования к содержанию разделов коллективного договора, посвященных оплате труда, следующие:

в него обязательно следует включать положения по тем вопросам заработном платы, по которым в законодательстве о труде содержится прямое предписание об их закреплении или уточнении в коллективном договоре (см. ст. 131, 134-136, 139, 143-144, 147, 149, 152, 154, 158-159 ТК);

дополнительно (при наличии у организации экономических возможностей) вносить нормативные положения, гарантирующие более высокую по сравнению с действующим законодательством оплату труда (например, более высокую оплату сверхурочной работы по сравнению с указанной в ст. 153 ТК);

не помещать в коллективный договор правила, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством о труде (о последствиях этого см. _ 7).

Все организации с помощью коллективных договоров должны воспользоваться возможностью довести до сведения работающих структуру их заработной платы, механизм определения конкретных размеров полагающихся им выплат при выполнении норм труда, служебных обязанностей, а также показать, на какие доплаты, надбавки, премии и иные выплаты поощрительного характера они могут рассчитывать.

Работнику, открывшему колдоговор, должно быть понятно: какая система оплаты труда установлена для той группы лиц, к которой он относится; каковы диапазон разрядов в его организации, условия выплаты межразрядной разницы, минимальная сумма оплаты труда (если она выше, чем предусмотрено федеральным законом), доля тарифной ставки в среднемесячном заработке, основания установления вместо тарифных ставок окладов отдельным рабочим; способы оплаты труда руководителей, специалистов и служащих данной организации; размер оплаты труда при простое, в ночное и сверхурочное время, в праздничные дни; формы, место и сроки выплаты заработной платы, условия введения и пересмотра действующих норм труда.

При наличии отдельного положения об оплате труда достаточно в колдоговор поместить сведения общего характера по тому или иному вопросу, сделав отсылку к соответствующему разделу упомянутого положения.

Практика свидетельствует, что промышленные организации, как правило, не отступают от количества тарифных разрядов, применяемых в отрасли, и от отраслевого соотношения ставок по разрядам. В колдоговоре недостаточно упомянуть об этом и сделать отсылку к отраслевому тарифному соглашению. Целесообразно в приложении к колдоговору или в Положении об оплате труда дать таблицу тарифных ставок и окладов или тарифную сетку с указанием размера заработной платы по I разряду.

Если в организации решено ввести иную многоразрядную сетку, дающую возможность оплачивать труд работающих выше, чем в отрасли в целом, то стороны колдоговора должны продумать и решение таких вопросов, как порядок проведения тарификации рабочих и работ применительно к этой сетке; критерии присвоения тому или иному рабочему (работе) определенного разряда, а также разработать тарифно-квалификационные характеристики по профессиям применительно к каждому разряду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.