Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая значимость эластичности спроса и предложения 1 страница




Динамика цен на другие товары (перекрестная эластичность предложения).

Технологическая специфика производства.

Типы предлагаемых к продаже товаров и услуг

Возможность длительного хранения продукции

Наличие свободных незагруженных производственных мощностей.

Предложение будет эластичным при работе фирмы не на полную мощность, так как в этом случае, она может быстро удовлетворить возрастающий спрос, приведя в действие простаивающее оборудование, или увеличив количество рабочих;

Предложение будет более эластичным по цене, если возможно длительное хранение продукции: в случае повышения цены производители могут легко увеличить объем предлагаемого товара за счет имеющихся у них запасов и, наоборот, при уменьшении спроса на товар производитель снижает объем продаж, формируя запасы продукции;

Товары и услуги, технология и/или объемы производства которых могут быстро меняться без значительных дополнительных затрат капитала, имеют эластичное предложение по цене. Товары (услуги) технология производства которых не может быть резко изменена, имеют неэластичное предложение;

Если производственный процесс занимает длительный промежуток времени или зависит от природных условий, то предложение будет менее эластично.

6) Конъюнктура рынка (ситуация, складывающаяся на рынке товара в данный период)

В условиях дефицита товара на рынке производители имеют возможность продать определенный объем товара по более высокой цене, и предложение будет неэластичным.

В целом каждый производитель заинтересован в большей эластичности собственного предложения по сравнению c конкурентами. Это обеспечивает ему гибкость в регулировании объема предложения, и при возрастании рыночной цены товара такой производитель быстрее других может захватить большую долю рынка.

7) Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

Если растут цены на товары - заменители (например, на масло), то сократиться предложение данного товара (например, маргарина), зато увеличится предложение заменителя (масла). Рост цен на дополняющие товары приводит к увеличению предложения и данного товара и дополняющего товара (например, бензина и машин);

 

Введение эластичности в экономический анализ имеет огромное значение:

ü с одной стороны, коэффициент эластичности — это инструмент статистических измерении, в том числе активно используемый в маркетинговых исследованиях (консалтинговые фирмы в США берут от 50 000 до 75 000 долл. за подсчет эластичности для частных фирм);

ü с другой стороны, концепция эластичности служит важным инструментом экономического анализа, поскольку в науке недостаточно только измерить, необходимо еще и уметь объяснить полученный результат.

Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы не использовалось понятие эластичности: анализ спроса и предложения, теория фирмы, теория экономических циклов, международные экономические отношения (МЭО), экономические ожидания и т.д.

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:

ü анализ поведения потребителя;

ü определение ценовой политики фирмы;

ü определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;

ü выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;

ü разработка структуры налогообложения;

ü прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

Проиллюстрируем применение эластичности на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию иэластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключениемабсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на кроссовки 1,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на кроссовки фирмы «Puma» или фабрики «Луч» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на кроссовки каждой из этих фабрик.Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов). Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически.Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рисунке 40. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рисунка 40, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится. Рис. 40. Эластичность спроса (а) и изменение валовой выручки (б): Р — плата за аренду квартиры; Q — количество квартир; R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). На рисунке 41 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога. График спроса D на рисунке 41, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рисунке 41, б — относительно неэластичен. Графики предложения: S 0 — предложение до введения налога, S1 – после введения налога. Соответственно Р 0 и Q 0 — равновесные цена и объем производства до введения налога, P1 и Q1 –равновесная цена и равновесное количество после введения налога. Рис. 41. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q 1 и Р 1. Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель в условиях рыночной экономики не может увеличить цену на сумму налога, установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рисунке 41, а выделенный прямоугольникпоказывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q 1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше принеэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 41. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рисунок 42 иллюстрирует ситуацию до и после введения налога. Рис. 42. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос; S o, S 1, — предложение до и после введения налога При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

Большое практическое значение имеет знание коэффициента перекрестной эластичности для определения границы отрасли. Высокая перекрестная эластичность группы товаров дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли. Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Если подобным же образом, несколько товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению к другим товарам, то эта группа товаров может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома.

Основные трудности определения границ отрасли при помощи коэффициента перекрестной эластичности заключаются в следующем:

ü во-первых, трудно определить насколько должна быть высокой перекрестная эластичность в отдельной отрасли (например, перекрестная эластичность мороженых овощей может быть очень высокой, а перекрестная эластичность мороженых овощей и пельменей может быть довольно низкой, поэтому неясно — следует ли говорить об отрасли мороженых продуктов или о двух отраслях);

ü во-вторых, существует цепь перекрестной эластичности (так, между стандартными цветными и портативными цветными ТВ, с одной стороны, и между портативными цветными и портативными черно-белыми ТВ с другой, существует высокая перекрестная эластичность. Однако между стандартными цветными ТВ и портативными черно-белыми перекрестная эластичность довольно слабая).

Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8%.

Поэтому солидные фирмы специально рассчитывают коэффициент перекрестной эластичности своей продукции, чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие.

Знание коэффициента эластичности по доходу позволяет прогнозировать, какие именно отрасли имеют шанс на процветание, а какие в будущем вынуждены будут сокращать производство. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост также будет высок. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения отрасли.

Раздел 3. ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ

Тема 3.1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

В условиях рынка человек уже не столько

человек, сколько потребитель

Эверетт Шостром,

американский психолог и психотерапевт

 

Потребитель – это покупатель,

который на что-либо жалуется.

Гарольд Коффин,

американский писатель

 

Если полезность для каждого отдельного

гражданина равна нулю, то совокупность

для всех членов общества будет равна

нулю и ничему другому.

Кнут Виксель,

шведский экономист

 

Потребление и полезность. Суммарная и предельная полезность

 

Действия, непосредственно связанные с приобретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующих этим и следующим за ними действиями, характеризуют поведение потребителя. Потребность, возникающая из необходимости или желания потреблять различные богатства (как материальные, так и духовные), считается экономическим мотивом человека. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей, т. е. от их субъективного восприятия товара или потребительских предпочтений.

В основе теории потребительского поведения лежит желание каждого потребителя удовлетворить свою потребность в том или ином продукте.

Один из основных постулатов теории потребительского поведения – стремление потребителя получить максимальную выгоду и удовлетворение от использования своего фиксированного дохода. Теория потребительского поведения также предполагает, что такие параметры, как покупательская способность (доход индивидуума), его предпочтения (вкусы) и рыночная цена товара определены. Потребитель может воздействовать на производителя с помощью такого понятия, как суверенитет, то есть покупатели выбирают на рынке товар или услугу, распределяя собственные доходы между разными предложениями. Любое ограничение свободы выбора потребителя путем административного принятия решений может привести к кризисной ситуации, когда покупатель утратит свою способность влиять на изготовителя продукции.

Потребление (consumption) это использование блага с целью удовлетворения потребностей.

Потребительский выбор (consumer choice) – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

Таким образом, теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.

Понять, чем руководствуется потребитель при покупке тех или иных товаров и услуг, помогает концепция предельной полезности. Основные положения этой концепции были разработаны в XIX веке известными экономистами Г. Госсеном и У. С. Джевонсом. Большой вклад в развитие теории предельной полезности в начале XX века внесли представители австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, О. Беем – Баверк. Главной идеей данной теории является то, что ценность (стоимость) товара или услуги определяется их полезностью для потребителя. Покупая товар, потребители в первую очередь обращают внимание на его полезность и на преимущества, которые дает его использование. Данный подход отличался от представителей классической школы, согласно которой стоимость товара определяется затратами общественно необходимого труда.

Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, т. е. он хочет получить определенную полезность от них. Следовательно, полезность есть удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров и услуг.

Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Данные предпочтения являются «чистыми», так как не зависят от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор, в отличие от желаний, ограничен доходом и ценами.

Теория потребительского поведения исходит также из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально, т.е. стараются получить максимальную выгоду при своем ограниченном бюджете.

Связанные с потреблением расходы складываются из двух компонентов: из денежных затрат на продукт или услугу и затрат времени на собственно потребление. Поскольку потребление требует определенного времени, оно имеет положительное значение для большинства людей. При прочих равных условиях более предпочтительными будут те товары, которые удовлетворяют потребности за более короткое время.

Цены тех или иных одинаковых товаров и услуг бывают обычно равными для всех потребителей. Но оценка времени потребления одинаковых продуктов для любого из них будет далеко не одинаковой, так как альтернативная стоимость времени для каждого будет различной. Готовность платить больше за сберегающие время товары и услуги определяется как раз альтернативной стоимостью времени того или иного потребителя. Потребитель с высокой альтернативной стоимостью времени выберет дорогостоящий, но экономящий время вариант. Потребитель с низкой альтернативной стоимостью времени предпочтет более дешевый. Различия в оценках альтернативных стоимостей времени составляют важную часть анализа проблемы спроса.

Покупатели всегда выбирают товар по своим доходам, который при определенных ограничениях на розничные цены может максимально удовлетворить их потребности.

Рациональность потребителя означает, что предпочтительным спросом будут пользоваться те товары, которые принесут наибольшее удовлетворение по сравнению с другими наборами, при условии, что доходы покупателей позволяют приобрести эти наборы. Именно данная тенденция и позволяет анализировать поведение потребителей на рынке с учетом предположения о рациональности их поведения.

Рациональность потребительского поведения предполагает, что все покупатели владеют необходимой информацией о цене товаров, количестве и качестве покупаемых товаров, при покупке товаров учитывают уровень своих доходов.

Предпосылки потребительского поведения можно сформулировать следующим образом:

ü потребители очень хорошо знают, какие товары для них предпочтительнее;

ü потребители действуют рационально;

ü потребители совершенно точно знают уровень своих доходов и владеют информацией о ценах товаров;

ü выбор потребителей ограничен их доходами и временем.

Механизм потребительского поведения и теория потреби­тельского поведения опирается на ряд положений (постулатов):

1. Множественность. Потребности человека, человеческого общества велики и разнообразны, и они влекут за собой разно­образие благ, способствующих удовлетворению этих потребно­стей. Каждый потребитель желает потреблять множество разно­образных благ. Теория потребительского выбора предполагает, что потребителю есть из чего выбирать, т. е. в каждый конкрет­ный момент времени имеется несколько возможных вариантов
удовлетворения данной потребности.

2. Суверенитет. Каждый потребитель принимает индивиду­альное решение о покупке того или иного блага и не может ока­зать решающего воздействия на их производителей. Однако ры­ночный механизм суммирует эти индивидуальные решения мно­жества потребителей и доводит это совокупное решение до производителя. Если выбор потребителей сделан в пользу опре­деленного блага и потребители приобрели его, уплатив опреде­ленную цену, то производитель данного блага получает прибыль и право на дальнейшее развитие производства. Суверенитет по­требителя предполагает его способность воздействовать на про­изводителя. Иными словами, суверенитет потребителя — власть потребителя над рынком, его способность определять, какие блага и в каком количестве должны быть произведены.

3. Рациональность. Еще одним важным фактором, опреде­ляющим выбор потребителя, является его система предпочте­ний. Одни и те же блага будут приносить разную полезность раз­ным людям. Каждый потребитель тяготеет к определенному на­бору жизненных благ. Не существует какой-то объективной шкалы, позволяющей определить полезность того или иного блага, но каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений. Поведение человека рационально, если он знает, какой набор благ ему необходим, может сравнить различные на­боры благ и выбрать самый предпочтительный для себя.

Эти предположения лишь описывают предпочтения потребителей, но никак не объясняют фактическое поведение людей на рынке.

Одним из центральных понятий этой теории является полезность. Термин «полезность» впервые был введен в научный обиход английским философом И.Бентамом.

Полезность блага (utility of good) способность блага удовлетворять потребности в результате потребления данного блага.

Полезность каждого блага покупатели оценивают по-разному. Например, полезность инсулина для больного сахарным диабетом очень высока, а для простого человека инсулин не имеет никакой пользы. Или полезность авторучки для студента на лекции намного выше, чем для повара в ресторане.

Ещё в XIX веке учёные считали, что для измерения полезности можно использовать условный прибор, который назвали пользометр, а за единицу измерения полезности приняли утили или ютили от английского слова utility.

В теории потребительского поведения различают совокупную (общую) полезность и предельную полезность.

Суммарная (общая) TU (total utility) это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени, т.е. полезность, приносимая всеми потребляемыми благами.

Предельная (маржинальная) полезность MU (marginal utility) полезность, приносимая каждой дополнительной единицей потребляемого блага.

В теории предельной полезности существуют два направления, точнее, два подхода к измерению полезности: количественный или кардиналистский (от мат. «кардинальное» - количественное число) и сравнительный или ординалистский (от мат. «ординальное» - порядковое число). Исторически и методологически кардинализм предшествует ординализму.

Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Основателями данного направления теории предельной полезности были К. Менгер, Ф. фон Визер, Е. Бем-Баверк.

Ординалистская теория предельной полезности – более поздняя разработка экономистов В. Парето и Дж. Хикса, Ф. Эджуорта, Р. Алена и Е. Слуцкого, она пришла на смену кардинализму. Сам термин «ординальный» означает ранжирование или выстраивание в определенном порядке.

Изучение теории полезности следует начать с кардиналистских позиций. К тому же в последнее время некоторые западные экономисты пытаются реанимировать кардиналистский подход.

Кардиналистский подход анализирует поведение потребителя на основе гипотез количественного измерения полезности.

Гипотеза 1. Потребитель расходует свой бюджет так, чтобы он смог получить максимальное удовлетворение от совокупности потребляемых благ.

Гипотеза 2. Каждый потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки полезности блага.

Полезность блага зависит не только от потребностей и вкусов потребителя, но и от степени удовлетворяемости потребности.

Рассмотрим пример 1. Предположим, человек попал на необитаемый остров. Немного пожив и освоившись, он стал выращивать зерно. В первый год человек вырастил 1 мешок зерна, во второй – 2; в третий – 3; в четвёртый – 4. Как же человек будет оценивать для себя полезность выращенного зерна?

Решение: примем значение полезности по 10-бальной шкале в утилях. Так как первый мешок зерна для человека был средством выживания, то он оценил полезность этого мешка в 10 баллов, второй выращенный мешок позволял человеку не экономить и на следующий год больше посадить зерна и больше его потреблять, поэтому он оценил эти мешки по 9 баллов каждый. Каждый следующий мешок зерна был для человека менее ценен, так как третий мешок можно было использовать для корма кур, уток, козочки, а четвёртый мешок вообще скормить попугаю. Составим таблицу полезность мешков с зерном для человека:

 

Таблица 12. Полезность каждого мешка зерна

 

Количество мешков Полезность каждого мешка, утилей
         
         
         
         

 

Значит, чем больше какого-то блага имеет человек, тем меньше он оценивает полезность этого блага.

Рассмотрим пример 2. Человек пошёл в кафе и заказал пирожное. Затем ещё одно, ещё одно и т.д. Свое удовлетворение человек оценивал как значение общей полезности в каждом случае. По значениям общей полезности рассчитать предельную полезность.

Решение: т.к. предельная полезность – это полезность от каждой следующей единицы блага, то 1-я единица принесет 10 утилей полезности. Чтобы найти полезность 2-ой единицы, надо от общей полезности двух единиц блага отнять полезность, приносимую первой единицей, и т.д. Оформим полученный результат в виде таблицы.

 

Таблица 13. Общая и предельная полезность от потребления пирожных

 

Порядковый номер Общая полезность TU Предельная полезность MU
     
     
     
     
     
    -2

 

Так как полезность блага зависит от субъективной оценки, то измерить в общем её довольно сложно. В этом условном примере, человек оказался небольшим любителем сладкого и поэтому не очень высоко оценивает полезность каждого следующего пирожного. Т.е. первое и второе пирожное утолили голод человека. Третье он съел с меньшим удовольствием, поэтому и полезность его равна 5, четвёртое пирожное оказалось относительно излишним, его полезность равна 0, а пятое – уже принесло вред человеку, поэтому его полезность отрицательна (-2). Из таблицы видно, что общая полезность определённого количества благ равна сумме полезности каждой из них, т.е. общая полезность двух пирожных равна 19 (10 + 9).

Общая полезность равна сумме предельных полезностей, т.е.

TU = Σ MU, (15)

где TU – общая полезность, утилей;

MU предельная полезность, утилей.

Предельная полезность определяется по формуле:

(16)

где ΔTUx – приращение общей полезности;

ΔQx – приращение количества товара X.

Из примера 2 видно, что потребление каждой новой единицы блага приносит меньше полезности. Это объясняется законом убывающей предельной полезности ( первый закон Госсена): по мере увеличения запаса благ их предельная полезность уменьшается.

Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение. Для большей наглядности связь между общей и предельной полезностью можно представить графически (см. рисунок 43).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.