Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекреативные функции




В прямой связи с идеологическими функциями журналистики нахо­дятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая дея­тельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

Культура (лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, раз­витие») - это выраженный в созданных людьми материальных и духов­ных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного чело­века с его творческими силами и созидательными способностями. Уро­вень культуры - это как бы степень возвышения человека и общества над исходным состоянием (поэтому говорят о первобытной культуре, о куль­туре античности и т.д.). Однако не все, созданное человеком, не все фор­мы отношений и поведения людей есть подлинная культура. Существует и такое понятие, как «бескультурье» (когда по тем или иным причинам лю­ди не могут или не хотят жить хотя бы по общепринятым «культурным стандартам»), и так называемая «контркультура», формирующаяся на ба­зе отрицания «культурных стандартов».

Считая подлинной культурой то, что составляет общечеловеческие ценности и наследуется как безусловное достояние, «золотой фонд» че­ловечества, в то же время достижения военной науки и техники вряд ли можно назвать «военной культурой», как бы высоки они ни были. На каж­дом этапе развития человечества существуют, возможно, и исторически неизбежные, но враждебные культуре явления (инквизиция и преследо­вание за свободомыслие, религиозный и политический фанатизм, раз­личные формы ограничения свобод человека, антигуманные формы правления, государственный тоталитаризм и т.д. и т.п.). Поэтому, считая близкими по значению понятия «культура» и «цивилизация» (лат. civiLis «гражданский»), следует рассматривать культуру как такую составляю­щую той или иной цивилизации (например, античной), которая сохраня­ется в веках как достояние человечества.

Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, за­ключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких куль­турных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культу­ры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.

Идеологическая деятельность журналистики, направленная на форми­рование массового сознания (в единстве мировоззрения, миросозерца­ния, исторического сознания и общественного мнения), также способству­ет формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский ха­рактер, ее цель - введение человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы массы на стороне той или иной силы - но­сителя идеологии. Поэтому культура, формируемая в процессе идеологи­ческой деятельности, - это культура, нацеленная прежде всего на форми­рование определенного отношения к современным явлениям и далее (на этой базе) - на формирование мотивов и стимулов социальной активнос­ти. Поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на полити­ческую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направ­ленности, на формирование гражданской активности.

Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жест­кой прагматической направленности, ее цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип са­мостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их ос­мысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.

Разумеется, деятельность журналиста может быть направлена на рас­ширение или преобразование интересов своей аудитории, но главной его задачей все же остается высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений, стремлений и увлечений, сформировавшихся на базе ее собственного выбора. Возможности же выбора безграничны, поскольку необозримы богатства, уже накопленные человечеством, а также предо­ставляемые новейшими достижениями науки и культуры в самых различ­ных областях.

На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура - литература, изобразительное искус­ство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разно­образные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и техно­логии. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просве­тительских и образовательных разделов газет и журналов, передач теле­видения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование вы­сокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д.

Именно журналистика, благодаря широкому развитию системы кана­лов передачи информации, делает культуру доступной для самых широ­ких кругов. Более того, оказываясь на переднем крае в сфере культурно­го строительства, она дает возможность в любом далеком уголке получать информацию художественного, научно-популярного, учебно-образова­тельного, технического и другого характера прямо «из первых рук», опе­ративно и высокого качества. Ведь, например, именно благодаря телеви­дению миллионы могут «войти» в Эрмитаж, а радио позволит «пройти» в зал Метрополитен-оперы.

Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна про­тивостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на не­развитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журнали­стики оказывается формирование действительно массовой культуры, т. е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для этого требуется не только осознание журналистом важности поставлен­ной задачи, но и профессиональное умение. Так, к примеру, когда симфо­нический оркестр исполняет классическую, высокого качества танце­вальную музыку, потребуется ряд усилий (объяснения и демонстрации) для того, чтобы на этом фоне показать, чем истинно хорошая джазовая или рок-музыка отличается от вульгарных подделок и т.д. (а это гораздо труднее, чем идти на поводу переменчивых увлечений), В том, какая куль­турная политика характеризует те или иные СМИ, ясно проявляется пони­мание ими своей роли в формировании культуры масс и их направлен­ность на ее реализацию.

Воспитывая уважение к культуре, стремление проникнуть в ее кладо­вые, развивая этот процесс с помощью «трансляций» культурных ценнос­тей (художественные программы, научно-популярные материалы) и раз­личного рода «комментариев» (от терминологических разъяснений до обращения к саморефлексии творцов, от сообщения биографических по­дробностей выдающихся людей до попыток прогнозирования будущего и т.д.), журналистика достигает результатов и в области повышения общей культуры населения, и в области пробуждения творческих потенций масс. Стимулируя занятия самодеятельным искусством, поддерживая участие в реставрации, в сохранении памятников культуры, вовлекая в техническое творчество, моделирование, коллекционирование, журналистика как ин­ститут культуры должна ясно осознавать свою роль и в развитии творчес­ких способностей человека, в активизации использования его культурно­го багажа в различных областях социальной практики. Ведь в наше время перехода в информационное общество значительная доля приращения богатства общества (в том числе и чисто материального) происходит за счет использования знаний, созидательных возможностей интеллекта. И эта доля будет все время расти. При этом научно-популярные публикации по самым разным вопросам в условиях, когда знание «в исходном виде» бывает недоступно в силу сложности специалистам других областей (но -таков парадокс науки - им необходимы сведения из самых разных облас­тей, смежных со «своей» сферой знания), способны и призваны дать ин­формацию, крайне необходимую в профессиональной деятельности.

Так от «чистой» необходимости культурного развития человека объек­тивная логика образовательной деятельности снова возвращает к идее практичного значения «путешествий» по сокровищницам культуры. И это проявляется не только в профессиональной сфере деятельности. Больши­ми запасами практически важной информации для человека (и журналис­ты должны это демонстрировать и популяризировать) обладают сведения из области медицины и спорта: ведь они при надлежащем использовании способны повысить физкультуру, в широком смысле body-building (телостроительство). К сфере формирования культуры относится и «обучение» этикету, и повышение культуры языка, и т.д.

Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолже­ние в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хоро­шего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним по­делкам (столярным, слесарным и др.) и т.д. - все это и есть участие в раз­витии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки» (са­доводов и огородников, моделистов, филателистов, любителей шахмат, рыболовов и т.д.).

К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Рек­лама как информация о товарах и услугах, способствующая формирова­нию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время за­нимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журна­листики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).

Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие дейст­вительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные по­требности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции.

Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio «восстановле­ние», creatio «становление») функцию, которую называют также гедони­стической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - созда­ние условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восста­новления и укрепления душевного покоя и равновесия. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного плана (кон­церты легкой музыки, эстрадные шоу, передачи с цирковой арены, трансляции спортивных соревнований, детективные фильмы, викторины и кон­курсы и т.д. и т.п.). Разумеется, все эти произведения, несомненно, в большей или меньшей степени обладают и культурно-идеологическим зарядом, и важно, чтобы журналисты следили, чтобы содержательно эта информация не противоречила характеру идеологического направления СМИ, соответствовала высоким стандартам.

С другой стороны, ясно, что информация, реализующая идеологические, культурные, справочные функции, только тогда в полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интерес­ны, способны привлекать и удерживать внимание аудитории.

Вместе с тем рекреация - это не только отдых, поддержание хороше­го психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рек­реация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интел­лектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах). При этом особое значение имеет художественный и интел­лектуальный уровень и направленность материалов журналистики. Толь­ко гуманистически ориентированная журналистика способна избавиться от давления пошлости, непритязательного развлекательства, эксплуата­ции эротизма, смакования сцен насилия и ужаса, фантазий, страха или, наоборот, преувеличенной сентиментальности, сусальности, слезливой чувствительности, эскапизма, бегства от реальности в мир грез (англ. escape «уход от действительности»).

И здесь важна выработка верной информационной политики, поддер­живающей и развивающей положительные эмоции, оптимистические умонастроения, содействующей формированию позитивной направлен­ности социальной активности. Характер же информационной политики связан (как в идеологической и культурной сферах) с принципиальной социальной позицией изданий и программ.

Таким образом, наряду с идеологической деятельностью, направлен­ной на формирование массового сознания, журналистика для своей ау­дитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культу­ры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию. Все эти многообразные задачи составляют как бы единый комплекс, а при определении форм реализа­ции требуют от журналистов согласованных усилий по гармонизации воздействия на аудиторию. При этом о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.