Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеологические функции




С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам по себе термин «идеология» (греч. idea «мысль, понятие» + logos «слово, учение») обозначает учение об идеях, т.е., по сути, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание, что понятие «идея» постепенно переосмыслялось и стало в конце концов обозначать, с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении (по семантической структуре информации d + v), соединенное со стрем­лением к действию (то есть включает n + р). Ведь не случайно восклица­ние «есть идея!» говорит о том, что говорящий не только знает, но и хо­чет. И характеризуя кого-то «это идейный человек», подразумевают его настроенность на реализацию своих представлений о жизни. Понятно, что в условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, определенным их потребностями, интересами и стремлениями, возникает множество идейных течений, формируются различные идеологии. И между носителями различных идеологий возни­кает борьба за влияние на массы. Возникает и борьба вокруг самого тер­мина «идеология», относительно места идеологии в жизни, ее отношений с наукой и т.д. Надо помнить и то, что сначала сам термин «идеология», введенный в оборот в начале XIX в., использовался для характеристики не связанных с реальностью и часто ложных взглядов. В наше время о термине и его содержании много спорят, порой отрицая и саму необходи­мость идеологии.

Проблема идеологии осложняется еще и тем, что идеи могут быть как верными, так и неверными (или же частично верными и частично невер­ными). Кроме того, в соответствии с интересами людей верные идеи мо­гут считаться неверными и наоборот. Вот почему в наше время так часто говорят: о деидеологизации (в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применять­ся); о реидеологизации (когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вер­нуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной фор­ме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических по­зиций и перехода на другие). По мнению некоторых людей, идеология вообще «не нужна» и необходимо заменить ее «здравым смыслом» и «объективной наукой». Но «покончить» с идеологией все же не удается, более того, ощущается острая нужда в ясных идеологических ориентирах для общества в целом, а также отдельных его групп и людей.

Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оценива­ются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (про­граммы) социальной деятельности государственных образований и об­щественных объединений по поддержанию status quo или преобразова­нию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть на­учной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или про­грессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фрон­тов, ассоциаций. При этом в структуре идеологических представлений о мире свое место занимают все формы осознания действительности: и де­скриптивные, и прескриптивные, и валюативные, и нормативные. Чем вы­ше степень адекватности этих представлений (т.е. чем точнее наше зна­ние реалий современности, справедливее ее оценки и вернее предвидение будущего), тем более общечеловеческий характер носит эта идеологическая система, тем успешнее отражает нужды общественного прогресса, и наоборот.

Идеологические представления (политические, экономические, пра­вовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеисти­ческие) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, а следовательно, форми­руют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведен­ческие реакции. В частности, оттого, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и эконо­мические программы (и характер деятельности) тех или иных обществен­ных сил. Согласие с этими программами всегда вызывает сплочение в ря­дах общества, поддержку определенных общественных сил, а неприятие их - противодействие в сознании и поведении «несогласных». Идеологи­ческие различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порож­дают острые идейные споры, столкновение взглядов, а при невозможно­сти решить разногласия мирным путем - политическую борьбу, приводящую в определенных условиях к вооруженным конфликтам.

Столь важная роль идеологических представлений в массовом созна­нии издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формиро­вания. И возникновение пражурналистских явлений и самой журналис­тики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности. При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и рас­ширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

Журналистика разных социальных ориентации стремится идеологи­ческими средствами создать и укрепить в своей аудитории определен­ный тип сознательности как единства сознания и самосознания. Со­знание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений - от единичных фактов до глобальных законов, от суж­дений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества. Самосознание характеризуется прежде всего осознанием себя, своего места в мире и системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения. Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляющей силой поведения, является определяющим фак­тором социальной активности.

Формирование сознательности, выработка идеологических представле­ний осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналис­тика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества раз­личных по характеру произведений. Именно журналистика способна отсле­живать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в слу­чае необходимости переориентации массовой аудитории.

Социальная ориентация - это умение разбираться в окружающей об­становке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значи­мость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, на­правления и характер деятельности. Процесс ориентации имеет как бы две стороны процесса - это ориентация человека в окружающем мире и ориентация его на достижение определенных целей в соответствии с его идеалами и оценками действительности.

Следовательно, ориентированность включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму дейст­вительности. При этом ее задача заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее явлениях. Чрезвычайно важно при отборе фактов зафик­сировать все существенное, характерное, не позволить мелочам и частно­стям заслонить значимое для выработки адекватной картины мира.

Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе предпо­лагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В этой связи всегда оста­ется актуальным вопрос о том, чего следует и можно добиться в данной обстановке. Причем сам отбор и подача материала «о том, что есть» так или иначе будут происходить в связи с представлением о «желаемом бу­дущем». А так как представители различных социальных сил по-разному представляют это «желаемое будущее», неизбежно возникает различие во взглядах. Если столкновение их протекает в форме конструктивного диалога, возможна консолидация представлений и усилий. В противном случае произойдет размежевание и борьба за победу одной из позиций.

В-третьих, в ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть». А поскольку оценки формируются при рассмотрении явлений реальной жизни на фоне «желаемого будущего», то в изданиях и программах разной идеологической направленности и характер оценок неизбежно оказывается различным.

В-четвертых, ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм - тех способах, методах, средствах, применение кото­рых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее». Разумеется, и представления о нормах по­ведения ради достижения целей также будут различаться в зависимости от исходных позиций изданий и программ, характера выработанных ими оце­ночных суждений и признанных достойными средств достижения целей.

Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование, - ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации.

Ориентация в действительности под влиянием СМИ и в зависимости от их позиций, последовательности проведения информационной линии, умения действовать системно, убедительно, учитывая состояние аудито­рии и деятельность других изданий и программ, может быть: широкой, глубокой и истинной (верная ориентация); слабой, неполной, противоре­чивой, нечеткой (неопределенная ориентация) и широкой, развернутой, но неверной (дезориентация). Достигнутый уровень объективной ориен­тированности масс на основе подлинной информированности характе­ризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов. На пути к этому могут встретиться серьезные проблемы в выработке соци­альных позиций и способах их творческой реализации. Преодолению их способствует заинтересованность журналистов в объективной ориента­ции широкой массовой аудитории.

Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсаль­ный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Если «специализированное» сознание человека формируется системой специального образования (и с помо­щью самообразования) и необходимо как база профессиональной дея­тельности, если уникальные черты сознания, с одной стороны, - личност­ные «накопления» профессионала, а с другой - плод индивидуального жизненного опыта в осмыслении окружающего, то массовое сознание – это совокупность представлений (d, v, n, p) различных социальных групп о мире явлений окружающей жизни (экономической, политической, куль­турной и т.д. и т.п.), которые затрагивают их социальные интересы и ска­зываются на характере их жизнедеятельности как членов общества. Мас­совое сознание больших групп людей (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, профессиональных и т.д.) и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества (по глобальным вопросам жизни на земле) объединяет людей, а сознание своей общнос­ти по позициям и стремлениям оказывается мощным двигателем социаль­ной активности. Мера сплоченности групп и наличие лидирующих сил (активистов, организаторов, политических партий) определяет меру и на­правленность этой активности.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информа­ции природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодей­ствия с массовым сознанием. Это видно даже терминологически.

Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой, было четко це­ленаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания И особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания 'в решающей степени зависит характер творческой деятельности журнали­ста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них. Разли­чия компонентов предопределяют и различия в творческой деятельности.

По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового со­знания можно представить как совокупность четырех взаимодействую­щих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исто­рического сознания и общественного мнения.

При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, устойчивых, мед­ленно изменяющихся компонента - мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, из­менчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структу­ре массового сознания хотя и носит несколько упрощенный и жестко фиксированный характер, помогает увидеть главное - структуру массово­го сознания как объекта журналистской деятельности.

В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по мате­риалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них.

В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и картина мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности. Миро­воззренческими выступают общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его самоопреде­лении в мире, смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, представления о справедливом общественном устройстве и путях к нему, о роли социальных групп, политических объединений, властей в историчес­ком движении общества, групповых и общечеловеческих ценностях и т.д.

Являясь системой обобщенных представлений о мире в целом, миро­воззрение включает представления о «концепции жизни» разных народов, стран, групп, об их взглядах на современность и историческую перспекти­ву, путях к социальному прогрессу. Чем шире система мировоззренческих идей, чем глубже они разработаны и объективнее отражают природные и социальные законы, тем лучше выполняют регулятивно-творческую роль - определяют отношение носителей мировоззрения к окружающему, способ­ствуют верной выработке оценок явлений жизни, формированию стремле­ний и направленности социальной активности людей.

Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэто­му формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологичес­кой работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения. Разные издания и програм­мы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие -из различных интерпретаций религиозных учений, третьи (это самый труд­ный, но наиболее плодотворный путь) - ищут отвечающие современному по­ложению вещей новые концептуальные подходы и решения, которые вклю­чают как сохраняющие свое значение прежние идеи и взгляды, так и модифицированные, преобразованные представления, возникающие на ба­зе новых обобщений, вызванных к жизни изменениями общественных реа­лий. «Ядром» возникающей новой концепции являются гуманистические идеи, разрабатывавшиеся на протяжении столетий в самых разных социаль­но-философских, этических, правовых, экономических и др. учениям, рели­гиозных концепциях, даже обыденных, на уровне «здравого смысла» пред­ставлениях «рядовых» людей о «хорошей жизни». Частные, порой абстрактно формулируемые общечеловеческие идеи и ценности при согла­совании с интересами различных «частных» групп в перспективе XXI века начинают приобретать значение реальных требований жизни в условиях формирующейся новой цивилизации (см. подробнее в гл. IV).

Разработка и внедрение в журналистскую практику новых мировоз­зренческих идей сталкиваются с большими трудностями, проходят в борьбе мнений, в полемических схватках и дискуссиях. В эти споры вклю­чается и аудитория, что носит позитивный характер, - новые идеи могут развиваться и осваиваться только полемически. При этом новые миро­воззренческие идеи возникают скорее как отдельные, порой частные (и небесспорные) выводы из анализа явлений жизни и бывают далеки от философско-социологических обобщений, носящих логически завер­шенный характер. Однако со временем происходит оформление первоначальных идей в стройные концепции.

Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросо­зерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая прин­ципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-по­нятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, «собранная» из образ­ных представлений о людях, событиях, отношениях. Эта образная карти­на мира выступает «параллельным» мировоззрению фундаментальным духовным образованием, потому что полнокровное осознание действи­тельности невозможно без этого «второго» типа обобщенных ориентации в мире (в силу согласованности «работы» обоих полушарий мозга).

Эмоционально-образная картина мира объективно существует рядом и вместе с рационально-понятийной - с помощью художественных средств она ориентирует людей в характерных личностных воплощениях и проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы социаль­ного поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Эта картина складывается в массовом сознании и посредством самоориентации, и в процессе обучения (например, изучение искусства), но более всего через средства массовой информации. При этом все большую роль играет телевидение (систематические передачи художественных кино- и те­лефильмов, обозрения музеев и выставок, трансляция концертов класси­ческой, народной и эстрадной музыки и т.д.). Важное значение имеет радио (особенно стереофоническое) - передача музыкальных программ и радиоспектаклей, выступления мастеров художественного чтения, ког­да не обязателен видеоряд, а также журналы и газеты, печатающие худо­жественные произведения, рецензии и обозрения новостей из мира ис­кусства. Таким образом СМИ способны проводить определенную политику, систематически и последовательно давать актуальную именно для данного времени художественную информацию, способную активно «работать» на создание «параллельного» мировоззрению образа мира.

Созданная в соответствии с позицией редакции, с помощью специ­ально отобранных и специально подобранных для издания или програм­мы произведений искусства (литературы, кино, живописи, театра, графи­ки, скульптуры и т.д.), образная «модель действительности» (если она создавалась не только в целях просвещения, но и в целях формирования суждений о жизни) «работает» (как и мировоззрение) на понимание и оценку разворачивающейся на глазах у массовой аудитории действитель­ности. Рассматривая сквозь призму осмысленных вечных образов и ситу­аций (Гамлет, король Лир, Яго, Печорин, Обломов, князь Мышкин, Мелехов, Шариков и др.) явления современной жизни, аудитория СМИ способна более глубоко осознать их и, соответственно оценив, выработать твердое к ним отношение, обогащенное эмоционально-образно. Ведь даже про­стое уподобление современных явлений гамлетизму, донкихотству, обло­мовщине или «бесовщине» (если, разумеется, аудитории понятен смысл, заключенный в данных «терминах») способно вызвать бурную реакцию и произвести глубокое впечатление, а также помочь выработать твердое от­ношение к ним, влияющее на самосознание и поведение людей.

Журналистика участвует также в формировании исторического созна­ния масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилиза­ций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоя­щим и будущим.

Человек с хорошо развитым сознанием и самосознанием всегда ощу­щает себя, свою страну, мир в историческом процессе формирования и преобразования, рождения одних и отмирания других общественных яв­лений, через жизнь и деятельность выдающихся личностей различных эпох. Мир Античности и Средневековья, Возрождения и Нового времени, Великого переселения народов и эпохи Инквизиции, Великой француз­ской революции и двух мировых войн, мифологические и религиозные персонажи, Перикл и Юлий Цезарь, Робеспьер и Наполеон, Ленин и Ста­лин, Рузвельт и Черчилль, Де Голль - все это и многое другое из нашего прошлого через конкретные события, явления и лица позволяет осознать драматизм движения истории, ее трагические и героические страницы. Ориентироваться в исторических процессах тем более важно, что про­шлое не уходит в небытие - оно определяет настоящее и влияет на буду­щее. Поэтому необходимо понимать настоящее как итог предыдущего развития и оглядываться назад, чтобы, осмысляя пройденный путь, чер­пать из него уроки и извлекать опыт.

Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные пред­ставления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Ис­торическое сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследован­ных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого. Поэтому в формировании исторического сознания задействованы многие учреждения культуры и системы образования. Журналистика – лишь один из каналов формирования исторического сознания. Но она способна сделать многое при помощи специфических, ей присущих методов: отмечая исторические даты, ведя рубрики типа «Взгляд сквозь годы», «Прошлое в настоящем», освещая деятельность научно-исторических учреждений, жизнь памятников старины в современных условиях, откликаясь на новин­ки литературы, художественные выставки, «презентацию» реконструиро­ванных зданий и сооружений, демонстрируя состояние массового истори­ческого сознания и рассказывая об увлеченных историей людях и т.д.

История, особенно в ее актуальных для настоящего времени аспектах, весьма привлекательна для массовой аудитории. Однако тенденциозно представленная, она способна деформировать взгляды и поведение лю­дей, толкнуть их в объятия националистов или шовинистов, стать орудием в руках политиканов. А научный подход к формированию исторического сознания способствует формированию всесторонне развитой личности.

Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массо­вого сознания, то историческое сознание составляет как бы область пе­рехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей при­роде представляет собой реакцию массового сознания на явления, собы­тия, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкрет­ных характерных проявлениях. При этом если «ядро» (мировоззрение и миросозерцание) относительно устойчиво и прочно удерживает вошед­шие в его состав представления и идеи, то «оболочка» (общественное мнение) значительно более подвижна, изменчива и динамична, «посто­янна в непостоянстве» в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире.

Принципиально важным является знание того, как формируется «ткань» общественного мнения в реальной жизни. Носителем ОМ высту­пает масса людей, в идеальном представлении - все общество (можно го­ворить и о «мировом общественном мнении», хотя более целесообразно говорить об общественном мнении в рамках определенного слоя, группы, объединения, например, общественное мнение молодежи, рабочих, жите­лей региона и т.д.).

Сталкиваясь с разного рода явлениями, событиями, поступками, заяв­лениями, процессами в различных областях жизни, каждый субъект об­щественной жизни, стремясь разобраться в мире актуальных явлений со­временности, использует для понимания их характера, смысла и значения фундаментальные компоненты массового сознания - мировоз­зрение, миросозерцание, исторические знания и на этой базе формиру­ет свое знание и вырабатывает свое суждение относительно всего того, что попало в поле зрения общественности. Таким образом, мнение возникает как результат «столкновения» актуальных для людей проявлений текущей действительности с глубинными структурами массового созна­ния. И оттого, каковы их характер и состояние, зависит точность и все­сторонность общественного мнения.

Общественное мнение как особое духовное образование в структуре массового сознания представляет собой картину текущей действительно­сти, своеобразную панораму современности, как бы собранную из от­дельных, относительно самостоятельных суждений по тому или иному конкретному поводу, в связи с теми или иными событиями. При этом объ­ектом внимания общественного мнения выступает все существенное во всех сферах жизни - совокупность конкретных ситуаций (в богатстве их составляющих) в экономической и политической жизни, в социальной области, в науке и культуре, в сфере быта и отдыха, торговли и обслужи­вания и т.д. Иначе говоря, нет ни одной сферы жизни общества, к кото­рой не проявлялся бы интерес общественного мнения.

В силу того, что общественное мнение образуется как реакция мас­сового сознания в его полноте и нераздельности на конкретные «кусочки» жизни, понимание и оценка этих явлений современности носят целостный характер. Ситуации действительности получают многосто­роннюю оценку, когда в зависимости от их характера и значения для общественности включаются различные средства суждения: и полити­ческие, и экономические, и правовые, и этические, и эстетические, и философские. Эта многогранность осознания происходящего, отражен­ная в общественном мнении, позволяет сохранить многоцветье жизни, целостность ее восприятия, многосоставность реакции общественнос­ти на окружающее.

Так как в образовании общественного мнения участвуют на равных (в разных случаях в различных объемах и формах) и мировоззрение, и ми­росозерцание, и историческое сознание, своеобразие формы фиксации его определяет синкретичность, переплетение рационально-понятий­ных и образно-эмоциональных средств. Поэтому в общественном мнении события, явления, поступки, т.е. различные «составляющие» всех ситуа­ций современной жизни, запечатлеваются через возможно более точную характеристику проявления в них общественных закономерностей и ис­торических тенденций социального развития, через яркое, образное вос­произведение характерных черт участников событий, обстановки дейст­вия, настроений, впечатлений, чувств, вызываемых явлениями жизни.

В целом же общественное мнение - это отраженная в массовом со­знании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что, во имя чего и как должно быть изменено в действительности.

В силу же различий позиций и взглядов разных носителей общественного мнения характер суждений по тем или иным вопросам, как мы уже говорили, неизбежно оказывается различным, причем различия эти могут или носить характер незначительных оттенков или серьезных несогласий, или быть кардинально противоположными. Так по одному и тому же во­просу возникает множество «общественных мнений» с широким спект­ром разногласий. Такой «плюрализм» общественного мнения всегда приводит к столкновению и борьбе, которые находят отражение и в по­вседневных спорах людей, и на собраниях и митингах в ходе избиратель­ных камланий, и в средствах массовой информации. Борьба мнений, ра­зумеется, персонифицируется, т.е. появляются «лидеры мнений» - люди, наиболее чутко улавливающие интересы и настроения в массовом сознании и наиболее ярко их выражающие, а также «разработчики» подходов, идей и предложений по вопросам, волнующим группу - носи­теля общественного мнения.

В силу динамичного развития современной жизни и под влиянием столкновения различных точек зрения общественное мнение оказывает­ся в высокой степени изменчивым компонентом массового сознания. В него входят новые суждения о возникших явлениях жизни, изменяются ранее сформированные, уходят на периферию сознания и вытесняются, забываются устаревшие.

Важно отметить также подвижность элементов общественного мне­ния - перемещение существенных, долгоживущих представлений, суж­дений, образов, сложившихся в нем, в глубинные компоненты массового сознания. Ведь при постижении современности возникают не только эфемерные, сиюминутные и с изменением ситуации перестающие жить и «работать» знания и впечатления о действительности, но и значимые для исторического сознания представления, важные для мировоззрения обобщения, существенные картины и образы людей для развития миро­созерцания.

Но динамика общественного мнения в современных условиях имеет и еще одно направление. Если носители ОМ, особенно его «лидеры» и «раз­работчики» идей, одухотворены и руководствуются в своей деятельности по формированию ОМ общечеловеческими идеалами, ценностями, норма­ми, то борьба мнений может (и должна, если участники общественной жизни понимают характер современной эпохи, когда необходимо согла­сие разных отличающихся своим положением групп, слоев, даже стран и континентов) приводить к сближению позиций, решений, требований, суждений. Путь к этому - терпеливый диалог при понимании и учете ра­венства всех людей и осознании необходимости человеческого «все­единства». Так массовое сознание (и его компонент - ОМ) может стано­виться общечеловеческим. Путь к этому труден и долог, но альтернативы этому, по-видимому, нет.

Следующий важный вопрос, на котором необходимо остановиться, - в чем специфика взаимоотношений журналистики с массовым сознанием как своим «контрагентом»? В средствах массовой информации легко обнаружить произведения, обращенные и к мировоззрению, и к миросозерцанию, и к историческому сознанию, и к общественному мнению. Это свидетельствует о том, что журналистика функционально значима для всех слагаемых массового сознания, что она обслужива­ет все его компоненты. Однако в целом в силу своего специфического места в системе идеологических институтов главное внимание журна­листики обращено к общественному мнению. Именно поэтому сло­жился специфический облик газет и журналов, программ радио и те­левидения. Не случайно материал в газете расположен на большом поле листа: газета, обращаясь к общественному мнению, должна дать возможность читателю сразу обозреть всю совокупность сообщений. Страница газеты как бы создает панораму текущей действительности, повторяя все многообразие разномасштабных событий, явлений, про­блем. Расположение материала на странице, шрифтовые выделения, величина и характер заглавия свидетельствуют о значимости события или проблемы для данного момента истории, указывают на его место в ряду других.

Невозможность для радио и телевидения одномоментно предста­вить всю подборку сообщений (как это делает газета) восполняется со­общением в начале передачи важнейших заголовков или «новостей вкратце», чтобы слушатели или зрители сразу же смогли представить ее проблемно-тематическое разнообразие. По той же причине сформиро­валась высокая периодичность, регулярность выпуска газет, программ радио и телевидения, причем в необходимых случаях оперативность оказывается столь высокой, что передача может вестись в момент собы­тия, а зрители и слушатели могут получать информацию в то время, в ка­кое оно совершается.

Материалы, обращенные к ОМ, составляют основу в структуре номе­ров газет и программ радио и телевидения. Иногда, чтобы сообщить важнейшие, только что полученные сообщения, прерываются другие пе­редачи (раньше издавались экстренные выпуски газет). При этом все остальные материалы в хорошо ведущихся СМИ не просто заполняют ос­тавшееся пространство в номерах и выпусках программ, а, примыкая к материалам, обращенным к общественному мнению, активно взаимо­действуют с ними. Формирование глубинных компонентов массового сознания тесно связано с «работой» на общественное мнение. Ведь идеи и образы, важные для мировоззрения, миросозерцания, историче­ского сознания, рождаются и в процессе формирования ОМ, откуда и «перетекают» в глубинные компоненты, находя свое место в мировоз­зрении, или миросозерцании, или историческом сознании. Таким обра­зом, формирование этих компонентов массового сознания идет (и это следует иметь в виду при практической деятельности журналиста) через общественное мнение.

С другой стороны, важно и органично для журналистики «сцепление» материалов, специально апеллирующих к мировоззрению, миросозерца­нию и историческому сознанию, с проблемами, волнующими обществен­ное мнение сегодня. Тогда расширение кругозора и формирование взгляда на мир будет осуществляться более эффективно, тем самым жур­налист будет действовать каждый раз в связи с общественным мнением, что означает разработку фундаментальных проблем на фоне и на матери­але фактов, проблем, явлений и т.д., важных для общественного мнения.

Таким образом, сущность идеологических функций журналистики со­стоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию со­знательности масс путем всесторонней ориентации в действительно­сти, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и ак­тивизации общественного мнения.

В соответствии с характером и структурой идеологических функций находятся и творческие формы деятельности в журналистике. Главным типом творчества, используемым в журналистике, является публицис­тика. Именно публицистический тип отображения действительности и передачи социальной информации сформировался в связи с нуждами обслуживания общественного мнения. Широко используется также и научный тип творчества, поскольку журналистика решает задачи по формированию мировоззрения, что невозможно без строгого научного анализа. Для формирования миросозерцания используется художест­венный тип творчества, обеспечивающий создание эмоционально-об­разных представлений о характерных персонажах и обстоятельствах жизни общества. В силу своеобразия и полиструктурности историчес­кого сознания для создания обращенных к нему произведений исполь­зуются публицистический, научный и художественный типы творчества.

Следует иметь в виду, что использование научного и художествен­ного типов творчества в журналистике носит специфический характер. Так как журналистика прежде всего обращается к общественному мне­нию, главным типом творчества оказывается публицистика, научные и художественные произведения приобретают черты публицистичнос­ти. С одной стороны, это является результатом того, что формирование мировоззрения, миросозерцания и исторического сознания происхо­дит либо через общественное мнение, либо в связи с общественным мнением, с другой - даже простое соседство произведений научного и художественного характера на полосе газеты, в теле- и радиопрограммах с главными публицистическими произведениями способствует «переносу» на них свойств публицистического типа творчества, и это придает стилистическую цельность номерам и программам. (Более подробно о творческих формах см. в главе «Журналистика как область творческой деятельности».)

 

КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИЕ, РЕКЛАМНО-СПРАВОЧНЫЕ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.